СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по русскому языку "Правописание глаголов в неопределённой форме"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прекрасная разработка урока, содержащая богатый материал.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку "Правописание глаголов в неопределённой форме"»


Тема. Изменение глаголов по времени.

Цель: учить образовывать разные временные формы глаголов.

. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. – нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

            Вдох – выдох. Какой сейчас урок?

Слайд №1 .

  1. Проверка домашнего задания.правило

  1. Актуализация знаний.

- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе. - Что такое глагол?  - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Чем в предложении является глагол?
- Как изменяется глагол? - Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?- Назовите имя главного героя нашего урока. (Глагол). Слайд №2. Слайд №3.- Прочитайте слова :

П…беда, праз…ник, к…мандир, с…лдат.

- Что объединяет эти слова? (словарные, имена сущ., тема)

- Какое событие мы будем отмечать в этом году? (конкурс стихов, сочинений, рисунков, проектов)

- Какое слово лишнее? Почему?- Подберите однокоренные глаголы. Запишите (комментировано).

  1. Самоопределение к деятельности.

-По слайду. (Узнать, как образуются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени, научиться образовывать временные формы глаголов)

- Сформулируйте тему урока.

Слайд №4 Изменение глаголов по временам.

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику Упр. 157 (с.76) – устная работа. Вывод. 

«Прошедшее время - то, что прошло:

«Вчера мы писали», «Солнце ушло».

Настоящее время приходит теперь:

«Мы пишем имя», «Бегает зверь».

Будущее время ещё не пришло:

«После уроков пойдём мы в кино»  

        Упр. 158 (с.76) – у доски (записать в 4 столбика) «Говорите правильно» - 1 ученик. 

6.Физкультминутка.- А теперь немного отдохнём. Если я называю глаголы в прошедшем времени, то ученики первого ряда – хлопают в ладоши, ели глаголы в настоящем времени, то ученики второго ряда – топают ногами, а если глаголы в будущем времени, тот ученики третьего ряда – встают.

Рассуждают, объяснил, прослушает, запишет, рисует, смотрит, списал, заглянули, думает, подумает, придумал, будет наблюдать, наблюдает, наблюдал.

7.Закрепление изученного материала.Упр. 159 (с.77) – самостоятельная работа по рядам, последнее предложение все вместе – разбор.

  1. Рефлексия.

 Работа в парах «Найди лишнее слово».

Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

- Аргументируйте свой ответ.

- Оцените свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов.

Я знаю… Я умею… Я могу…

Мне было трудно при выполнении….

Оценки -----

  1. Домашнее задание.

РНО, упр. 160, поработать со словарными словами на с.77























Тема: Неопределенная форма глагола.

Цели:Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению русского языка .

Ход урока: ( слайд 1 )

I. Организационный момент. ( слайд 2 )На уроке и в игре

Смело, четко говорим И красиво все сидим. Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Чистописание. ( слайд 4 )

- Первое задание для чистописания.

Отгадайте мою загадку. Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета) Г г га го гу ги газета, гамак, глобус, Галя. ( слайд 5 ) Гена гладит голубой галстук.

III. Словарь.1) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета ...). (багаж ) ( слайд 6 ) 2) Он огромный, городской, Часто он с одной трубой.Здесь машины собирают Или нефть перегоняют. ( завод ) ( слайд 7 ) 3) Есть в квартире молодец – Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счёт он дням ведёт. Вот и сейчас его, как в старь, Называют …( каклендарь ) ( слайд 8 )4) Это громкий инструмент, Гвоздь вбивает он в момент. Вечером ты им не бей,Всех соседей пожалей. ( молоток ) ( слайд 9 )5) Искры сыплются салютом,Над проспектом слышен звон. Это едет по маршруту Электрический вагон.Были б рельсы, провода –Нас прокатит без труда. ( трамвай ) ( слайд 10 )6) Правила движения Знает без сомнения. Вмиг заводит он мотор,На машине мчит … ( шофёр) ( слайд 11 )7) Здесь мы овощи сажаем,Грядки полем, поливаем. Не ленись и не зевай,Чтобы вырос урожай. ( огород ) ( слайд 12 )8) Пространственный промежуток, разделяющий два объекта.( расстояние ) ( слайд 13 )9) Как называется утренняя еда?

А Т К В А З Р Шифр: 6 1 4 2 7 5 3 ( завтрак ) ( слайд 14 )10) Прочитайте зашифрованное слово:Р И Н Е Ж Н Е Шифр:2 6 5 7 3 4 1 ( инженер ) ( слайд 15 )

IV. Актуализация знаний о глаголе.

V. Актуализация знаний. (составление схемы ) ( слайд 18 )- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.- Что такое глагол?- Что обозначает глагол?- На какие вопросы отвечает глагол?- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти- Распределите данные слова по временам.

п.в. н.в. б.в.

(1 у доски, остальные на листочках) -Проверяем. ( слайд 20 )

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы? ( слайд 21 )

- Какая перед нами возникла проблема?- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( слайд 22 )

VII. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.) - Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. - С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? ( слайд 23 )

VIII. Физкультминутка для глаз. «О чём идёт речь?» ( слайд 24 )

- Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.( Речь идёт о глазах.)Учащиеся выполняют упражнения для глаз ( слайд 25 )

IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный». ( слайд 26 )Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

: - ти, - ть и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ? ( слайд 27 )

- Откройте учебники на стр. …., прочитайте вывод. ( слайд 28 )

Такие глаголы имеют 3 названия

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола



Инфинитив

Какое из этих названий вам незнакомо? ( слайд 29 )

Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?


X. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) ( слайд 30 )

  • Зарубить на носу; - запомнить

  • Клевать носом; - дремать

  • Пропустить мимо ушей; - прослушать

  • Вставлять палки в колёса; - мешать

  • Делать из мухи слона; - преувеличивать

  • Обвести вокруг пальца; - обмануть

  • Держать язык за зубами. – молчать

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»? ( слайд 31)Значение фразеологизма: в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

XI. Игра «Кто самый внимательный» ( слайд 32 )- Сейчас мы проверим, кто из вас очень внимательный. Я буду читать слова, а вы, если это имена существительные, то хлопаем в ладоши, а если глагол – приседаем. Будьте внимательны.Слова для игры: солить, опасность, область, усталость, дрожать, совесть, скатерть, кататься, радость, написать, трудность, локоть, окрестность, местность, встретить, грусть, бродить.

XII. Задания на закрепление материала. Упражнение « А я скажу по – другому» ( слайд 33 )

Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:

  • выходить на встречу – встречать;

  • мыть лицо – умываться;

  • одержать победу – победить;

  • лить слёзы – плакать;

  • говорить неправду – врать, лгать;

  • снять пальто – раздеться.

XIII. Игра «Добавь словечко». Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (глагол в неопределённой форме).
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.

XIV. Работа в парах. Игра “ Четвёртый лишний ”. ( слайд 34 ) А) играть, гулять, думал, петь. Б) читает, пишет, считает, дружить. В) говорил, смотрели, читали, считали. Г) держал, думал, дремлет, делал. XV. Итог урока. ( слайд 35 )- Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.- Что нового вы узнали о глаголе?- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

XVI. Домашнее задание. ( слайд 36 )







Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).



6