План – конспект урока
Тема: А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
Цели:
познакомить учащихся с великим русским поэтом А. А. Фетом и его стихотворением «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
помочь детям увидеть картины, изображенные автором;
совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение учащихся, воспитывать эстетический вкус.
УУД
Познавательные: умение анализировать стихотворение на основе изобразительных средств языка, ориентировка в тексте.
Коммуникативные: расширение словарного запаса учащихся, участие в диалоге.
Регулятивные: умение удерживать основную цель урока на всех его этапах.
Личностные: эстетическое восприятие и представление.
Оборудование: интерактивная доска с проектором, презентация по теме урока.
Ход урока
I.Организационный момент
русского поэта – А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся выразительно читают стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья»
III. Изучение нового материала
Вступительное слово об авторе
русский поэт. (Слайд 2) Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Рассказывая о своем детстве, А. А. Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи А. С. Пушкина.
А. А. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика, фамилия Фёт была заменена на Фет.
Долгое время А. А. Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
А. А. Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни А. А. Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей А. А. Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Подготовка к первичному восприятию стихотворения
Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
грязной осени.
Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и узнаем, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
Первичное чтение
мастера художественного слова.
4. Проверка первичного восприятия
Какое настроение создало у вас стихотворение?
Прочитайте внимательно стихотворение про себя, чтобы ответить на
все интересующие нас вопросы.
IV. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Продолжение работы по изучению нового материала
Анализ стихотворения
От чьего имени написано стихотворение? (От имени ребенка)
Что он увидел из окошка? Что его удивило?
Чему рад ребенок? Что его восхищает?
Все ли слова вам понятны? (Не понятно слово тороватый)
Тороватый – это щедрый, не скупой.
Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают
передать?
нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)
стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)
снега?
VI. Работа над выразительным чтением
Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.
Попробуйте прочитать выразительно сначала про себя.
Давайте прочитаем стихотворение вслух.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
Глянь-ка из окошка...», по желанию выучите наизусть.