Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | | - Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Есть у радости подруга В виде полукруга. ... Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. | настраиваются на работу, заинтересовываются | 1 |
2 | Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
| | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2 Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется… Лексическое значение – это … Лексическое значение слова можно узнать по… Однозначными называются слова… Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть… Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… – А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3) Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: – Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? -Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи. | Вспоминают определения основных лексических понятий Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте Учащиеся продолжают стихотворение: Что такое хорошо И что такое плохо? | 5 |
3 | Изучение нового материала | 1.Термин «Антоним» 2. Словарь антонимов | Создание условий для познавательной деятельности учащихся. Анализ терминов. Гипертекстовое определение "Антонимы" /Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./ -В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним). По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза. 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6).
3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8). Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение 1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье») 2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный») 3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться») 4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ). | Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление. Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4). Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения: 1-О видах антонимов 2- Антонимы в частях речи Работают в группах со словарями | 10 |
| ФИЗМИНУТКА | | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). | Выполняют движения за учителем | 3 |
4 | Первичная проверка новых знаний и способов деятельности | | Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений. Выполнение тренировочных упражнений. 1.Работа с учебником. упр.362. 2. Работа с пословицами Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы. Продолжи пословицу(слайд 9) Корень учения горек, а плод … Ласточка день начинает, а соловей … Не бойся врага умного, а бойся друга … Знай больше, говори … Лучшая вещь - новая, лучший друг - … Легко сказать, да…. По одёжке встречают – по ... Не откладывай на завтра то, что ... 3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10): 1 ряд. труд-лень. 2 ряд. свет-тьма. 3 ряд. дело-потеха. | Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества | 10 |
5 | Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний. | | Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. 1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд 11) -Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность» 2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности) (слайды 13-14 ) А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13) -Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему? Б) Знакомство с понятием «антитеза» (слайд 14) 3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок. | Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала. | 10 |
6 | Подведение итогов | (слайд 16) | Организует обсуждение обобщающего вывода -Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли | Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке -Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений. | 3 |
7 | Домашнее задание. | (слайд 17) | Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное домашнее задание (слайд 17): параграф 68, 1 группа – упражнение 357 (подобрать антонимы); 2 группа – упражнение 354 (найти антонимические пары); 3 группа – упражнение 352 (составить текст по опорным словам антонимам) | | 2 |
8 | Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. | (слайд 18) | Мотивирует учащихся к участию в рефлексии | Участие в рефлексии Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… Вызвало затруднение… - Было сложно… | 1 |