СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока биологии в 5 классе (ФГОС ООО) по теме «Как появился человек на Земле»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая особенность: системно-деятельностный подход реализуется через решение в частично-поисковой деятельности школьников учебных ситуаций, построенных на смысловом содержании учебного материала.

Цели урока: формирование личностных, предметных и мета предметных УУД; развитие научного мышления; развитие умения работать в ситуации решения проблемы.

УМК: «Биология» под ред. Пономаревой И.Н.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока биологии в 5 классе (ФГОС ООО) по теме «Как появился человек на Земле»»

Урок биологии в 5 классе (ФГОС ООО) по теме «Как появился человек на Земле»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая особенность: системно-деятельностный подход реализуется через решение в частично-поисковой деятельности школьников учебных ситуаций, построенных на смысловом содержании учебного материала.

Цели урока: формирование личностных, предметных и мета предметных УУД; развитие научного мышления; развитие умения работать в ситуации решения проблемы.

УМК: «Биология» под ред. Пономаревой И.Н.

План урока

Этап I. Организационный

Содержание этапа

Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимися.

Деятельность обучающихся

Организация рабочего места и настрой на учебную деятельность.

Деятельность учителя

Приветствие и наблюдение за учащимися

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Подготовить рабочее место к работе, настроившись на учебную деятельность

Планируемые результаты

УУД: организовать себя на предстоящую работу; выполнять НОТ школьника

Этап II. Актуализация знаний.

Содержание этапа

Организация беседы по актуализации знаний о происхождении жизни.

Деятельность обучающихся

Аналитики

Деятельность учителя

Организатор

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Ситуация 1. Определяем понятие

- Найдите ассоциации к слову «предки».

- Ответьте на вопросы: 1. Чьи изображения в бюстах перед вами?

2. В каком порядке их нужно расположить?

Планируемые результаты

предметные

УУД


Устанавливать зависимость между вопросами и имеющимися представлениями о предках человека

Личностные: проявлять интерес к вопросам происхождения человека; выражать своё отношение к изучаемой теме.

Регулятивные: удерживать цель деятельности; решать задачу и оценивать уровень её решения.

Познавательные: выявлять особенности; анализировать; сопоставлять характеристики, выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные задачи, имеющие неоднозначное решение.

Коммуникативные: воспринимать изображения, соотнося их с поставленной задачей; находить необходимую информацию; анализировать её; составлять монологические высказывания.

Этап III. Усвоение новых знаний.

Содержание этапа

Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний

Деятельность обучающихся

Исследователи (ситуация 2), поисковики-следопыты (ситуации 3,4)

Деятельность учителя

Наблюдатель, консультант, организатор.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Ситуация 2. Определи-ка!

- Ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Слайд 1)

2. Каковы цели урока?

3. Как спланируем нашу деятельность?

4. Зачем нужно изучать данную тему?

5. Где мы можем использовать эти знания?

6. Откуда взялись люди?

Ситуация 3. Угадайка!

Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?»

Проверка задачи, обсуждение вслух.

- Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с динозавром?

Так откуда взялись люди? Демонстрация слайдов, рассказ учителя. (Слайд 2,3,4,5,6)

Ситуация 4. Узнавайка!

Самостоятельно работая, в группах, с учебником и рабочей тетрадью узнайте: 1. Кого называют человек умелый, как он выглядел и жил. (слайд 7)

2. Кого называют человек прямоходящий, как они выглядели и жили. (слайд 8)

3. Кого можно назвать современным человеком? (слайд 9).

Ситуация 5. Утро первобытного человека или на зарядку становись! (рассказ с элементами физкультминутки).

Планируемые результаты

предметные

УУД


Работать с содержанием темы; осуществлять целеполагание, планирование; выявлять смысловое содержание учебной деятельности (ситуации 2,3); преобразовывать текст; выстраивать логически понятия; анализировать ситуацию (ситуация 4).

Личностные: проявлять интерес; различать понятия; оценивать действия; проявлять личные качества.

Регулятивные: удерживать цель деятельности; планировать работу, ставя цели; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения материалом.

Познавательные: выявлять особенности; анализировать материал; воспроизводить информацию; дополнять рассказ показом; выявлять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Коммуникативные: воспринимать текст; находить информацию; описывать проблему; строить монологическое высказывание.

Этап IV. Закрепление изученного материала.

Содержание этапа

Закрепление изученного материала в условиях решения учебной ситуации.

Деятельность обучающихся

Конструкторы

Деятельность учителя

Консультант

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Ситуация 6. Моделируй-ка!

- Предложите цепочку развития человека.

- Сравните со схемой, предложенной учителем. (Слайд 10).

- Дополните ассоциативный ряд к слову «предки».

Планируемые результаты

предметные

УУД


Генерировать идеи; строить, объяснять и сравнивать модели.

Личностные: выражать собственные чувства и мысли; проявлять интерес; проявлять личностные качества.

Регулятивные: моделировать; удерживать цель деятельности при выполнении работы; анализировать собственную работу; оценивать уровень выполнения задания.

Познавательные: выявлять особенности модели, анализировать её содержание; воспроизводить информацию; выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимать текст и переносить его на рисунок; преобразовывать информацию; выявлять существенные признаки; строить монологическое высказывание.

Этап V. Контроль.

Содержание этапа

Осуществление контроля над усвоением новых знаний

Деятельность обучающихся

Исполнители, контролёры.

Деятельность учителя

Наблюдатель, организатор.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Ситуация 7. Проверь себя.

-Ответьте на вопросы по карточкам.

- Поменяйтесь с соседом, выполните взаимопроверку, пользуясь ответами учителя.

- Оцените знания соседа.

Планируемые результаты

предметные

УУД


Оценивать верность ответов, соотнося с изученной темой.

Личностные: выражать собственные чувства и мысли; проявлять интерес; проявлять личностные качества.

Регулятивные: осуществлять контроль; удерживать цель деятельности при выполнении работы; анализировать собственную работу; оценивать уровень выполнения задания.

Познавательные: выявлять особенности, анализировать содержание текста; воспроизводить информацию; выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимать текст; преобразовывать информацию; выявлять существенные признаки.

Этап VI. Рефлексия

Содержание этапа

Осуществление рефлексии

Деятельность обучающихся

Думающие

Деятельность учителя

Аналитик

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова.

Я узнал…

Я научился…

Я понял…

Осталось непонятным…

Меня заинтересовало…

Мне особенно понравилось…

Планируемые результаты

предметные

УУД


Проводить рефлексивный анализ

Личностные: выражать собственные чувства и мысли; осуществлять самооценку; проявлять интерес; проявлять личностные качества.

Регулятивные: осуществлять рефлексию; анализировать собственную работу; оценивать уровень выполнения задания.

Познавательные: выявлять особенности своего состояния, анализировать его содержание.

Коммуникативные: анализировать свою деятельность; выявлять существенное в собственной работе.

Этап VII. Домашнее задание

Содержание этапа

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Деятельность обучающихся

Слушатели аналитики

Деятельность учителя

Инструктор

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Изучить текст параграф 24. Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради.

Творческое задание: подготовить сообщение, о ранних предках человека используя дополнительную литературу и материалы Интернета.

Планируемые результаты

предметные

УУД


Выполнять предложенные задания; делать осознанный выбор; самостоятельно преобразовывать текст биологического содержания, анализировать его; работать с различными источниками информации.

Личностные: проявлять своё отношение, интерес к учебной деятельности; проявлять личностные качества.

Регулятивные: реализовывать цель деятельности при выполнении работы; организовывать себя на определённую деятельность.

Познавательные: выявлять особенности в содержании текста, анализировать его содержание; воспроизводить информацию; выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимать текст расширять объем информации; выявлять существенные признаки.









Задание-группа: Человек умелый.

Изучите информацию и инсценируйте образ жизни человека умелого, показав, чем питался как выглядел, какие орудия использовал.







Задание-группа: Человек прямоходящий.

Изучите информацию и инсценируйте образ жизни человека прямоходящего, показав, чем питался как выглядел, какие орудия использовал.





Задание-группа: Человек разумный.

Изучите информацию и инсценируйте образ жизни человека разумного, показав, чем питался как выглядел, какие орудия использовал.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!