Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
1. Организационный момент. |
«Я рада вас сегодня видеть! Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость, опустите руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете. Как светло стало вокруг от ваших улыбок! И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика». | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы. | Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока |
Давайте обратим внимание на следующий слайд.  Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то) Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации. Формулируют цели урока. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний |
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и вспомнить пройденный материал» На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок. Задания низкого уровня сложности. Определите источник и приемник информации: -
Школьник читает текст в учебнике; -
Бабушка читает письмо; -
Мальчик просыпается от звонка будильника; -
Разговаривают подруги Оля и Лена. Задания среднего уровня сложности. Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации: -
Учитель объясняет новый материал классу; -
Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов; -
Вывешен знак, запрещающий проезд по улице; -
Мальчик получил пригласительный билет на ёлку. Задания высокого уровня сложности. Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам: 1 Источник Приемник )  2 Источник Приемник ) | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. | Выбирают уровень сложности задания, решают задачи. Задания низкого уровня сложности. -
Источник: учебник; приемник: школьник; -
источник: письмо; приемник: бабушка; -
источник: будильник; приемник: мальчик; -
источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена. Задания среднего уровня сложности. -
Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний; -
источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний; -
источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний; -
источник: билет; приемник: мальчик; односторонний. Задания высокого уровня сложности. -
Бабушка смотрит телепередачу. -
Два друга общаются на перемене. Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю. | Компетенция обучающихся в области информатики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Самоконтроль выполнения задания. | Регуляция учебной деятельности:сличение результата действия. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование. Существует три основных способа кодирования информации: -
Графический - с помощью рисунков или значков; -
Числовой - с помощью чисел; -
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе»(видеоролик в составе CD«Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485)) http://sc.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalog Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово» http://sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog | Организует беседу по теме урока. Даёт учащимся задание найти в параграфе учебника и выписать определениячто такое код, кодирование и декодирование. Даёт задание прочитать параграф. Демонстрация ЭОР. | Участвуют в беседе. Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Наблюдение за материалом ЭОР. Расшифровывают слово | Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Анализ содержания параграфа. | Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Первичная проверка понимания |
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. -Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни? | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. | Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление |
Работа за компьютером: решение заданий из ЭОР (Электронная тетрадь): №125, 133, 135 №125  №133  №135  | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Решение задач. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
Физминутка. |
Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98 | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Решение задач. | Работают в группах: выполняют задания в тетради. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы. | Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое. | Взаимоконтроль. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. |
7. Домашнее задание |
На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95 В рабочей тетради выполнить письменно. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока |
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей? | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия |
«  Ребята, давайте закодируем сейчас своё настроение в конце урока» | Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» | Рефлексируют. Выходят к доске и изображают соответствующую «мордашку». | Умение оценить свое самочуствие. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |