Тема: Автоматическая обработка информации
Цель: повторить пройденный материал по теме: «Обработка информации и алгоритмы»;
Задачи:
Обучающая: научить работать с имитатором машины Поста;
Развивающая: закрепить знания по теме при выполнении практического задания;
Воспитательная: развивать способность самоорганизации и умения отстаивать свое мнение.
Тип урока: практическое занятие.
Просмотр содержимого документа
«План конспект урока информатики»
План-конспект урока информатики.
Класс: 10
Тема: Автоматическая обработка информации
Цель: повторить пройденный материал по теме: «Обработка информации и алгоритмы»;
Задачи:
Обучающая: научить работать с имитатором машины Поста;
Развивающая: закрепить знания по теме при выполнении практического задания;
Воспитательная: развивать способность самоорганизации и умения отстаивать свое мнение.
Тип урока: практическое занятие.
Средства обучения: персональные компьютеры, имитатор машины Поста.
Литература:
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 120 с.: ил.
Эмулятор машины Поста 2000 (архив 224 Kb) [Электронный ресурс]/ Прикладная информатика. - Режим доступа: http://priklinfa.narod.ru/anti1024.html
План урока:
Организационный момент(2мин.)
Актуализация знаний (10 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Практическая работа(25 мин.)
Подведение итогов (6 мин.)
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работу с автоматической обработкой информации, используя имитатор машины Поста. В течение урока вы защитите выполненное домашнее задание, а после чего приступите к работе за компьютером.
Актуализация знаний.
Прошу к доске. Расскажите ход выполнения домашней работы с пояснениями (Для выступления учитель приглашает 2 обучающихся)
Физкультминутка.
Давайте прервемся и сделаем комплекс упражнения.
Исходное положение ноги на ширине плеч, кончиками пальцев помассировать виски (12 - 15 сек).
Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе: поднимая прямые руки вверх - подняться на носочки - вернуться в и.п. Повторить упражнение 15-17 раз
Исходное положение ноги на ширине плеч. Наклоняясь вперед сделать глубокий выдох - выпрямляясь, руки поднять вверх, вдох;
Исходное положение ноги на ширине плеч, руки «в замок»: энергичное вращение кистями в обе стороны (12 - 15 сек).
Исходное положение руки на поясе: полуприсед - вернуться в и.п.
Исходное положение ноги на ширине плеч, указательный палец «ведущей» руки на расстоянии 20 - 25 см перед глазами: посмотреть на палец - перевести взгляд на классную доску - вновь посмотреть на палец и т.д.
Практическая работа.
Давайте разберем один пример вместе на доске. А потом вы попробуете решить задачи самостоятельно.
Таблица В.1—Система команд машины Поста
Команда | Действие |
n ← m | Сдвиг каретки на шаг влево и переход к выполнению команды с номером m |
n → m | Сдвиг каретки на шаг вправо и переход к выполнению команды с номером m |
n v m | Запись метки в текущую пустую клетку и переход к выполнению команды с номером m |
n ↕ m | Стирание метки в текущей клетке и переход к выполнению команды с номером m |
n ! | Остановка выполнения программы |
n ? m, k | Переход в зависимости от содержимого текущей клетки: если текущая клетка пустая, то следующий будет выполняться команда с номером m, если непустая – команда с номером k |
Давайте, рассмотрим один пример вместе. Рассмотрим программу:
Задача: исходное состояние показано на рисунке А.4. Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/30/s_59f78a56b18a9/725770_1.png)
Рисунок В.4—Пример начального состояния машины Поста
Таблица В.2—Пример решения задачи
Команда | Действие |
1 ↕ 2 | Стирание метки; переход к следующей команде |
2 → 3 | Сдвиг вправо на один шаг |
3 ? 2,4 | Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4 |
4 ← 5 | Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы) |
5 v 6 | Запись метки в пустую клетку |
6 ! | Остановка машины |
Задачи для самостоятельной работы:
Пусть задано исходное состояние каретки и требуется на пустой ленте написать две метки: одну в секцию под кареткой, вторую справа от нее, смотреть рисунок В.5.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/30/s_59f78a56b18a9/725770_2.png)
Рисунок В.5—Начальное состояние каретки
Решение №1:
1 v 2
2 → 3
3 v 4
4 !
На ленте имеется некоторое множество меток (общее количество меток не менее 1). Между метками множества могут быть пропуски, длина которых составляет одну ячейку. Заполнить все пропуски метками.
Решение № 2:
1→ 2
2? 3, 1
3→ 4
4? 5, 6
5!
6← 7
7v 1
Проверим первое задание. Кто желает написать программу на доске? Да, пожалуйста, … Вторая задача….
Подведение итогов.
Фронтальный опрос.
Автоматическая обработка информации возможна, если:
информация представлена в формализованном виде — в конечном алфавите некоторой знаковой системы;
реализован исполнитель, обладающий конечной системой команд, достаточной для построения алгоритмов решения определенного класса задач обработки информации;
реализовано программное управление работой исполнителя.
Машина Поста — пример автоматического исполнителя обработки информации с ограниченными возможностями. Компьютер удовлетворяет всем вышеперечисленным свойствам. Он является универсальным автоматическим исполнителем обработки информации.
Рефлексия:
На столе у доски лежат грустные, веселые и нейтральные смайлики. На доске вы видите окружность. Выберите смайлик соответствующий вашему настроения после данного урока и поместите смайлик в круг – это означает вашу вовлеченность в работу на уроке, если поместить смайлик за круг, то значит вы не почувствовали себя вовлеченным в работу на уроке.