СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории для 10 класса на тему «Конец Смутного времени».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока истории для 10 класса на тему «Конец Смутного времени» для 10 класса.

Включены презентации к данному уроку и файл-приложение.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории для 10 класса на тему «Конец Смутного времени».»

План-конспект урока истории для 10 класса.

Выполнил учитель истории МБОУ «Лицей-интернат № 79» Хусаинов Ильдар Ильгизович


Тема урока: «Конец Смутного времени».


Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.


Вид урока: проблемный урок.


Цель урока:

- формирование у учащихся знаний и суждений об окончании, итогах и последствиях Смутного времени в России и историческом значении Второго ополчения через решение проблемных заданий

Задачи урока:

Образовательные:

а) закрепить знания об основных событиях конца Смутного времени;

б) сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества;

в) выявить оценочные суждения и сформулировать выводы об итогах и последствиях Смутного времени в России и историческом значении Второго ополчения

Развивающие:

г) формирование навыков самостоятельной работы, работы с текстом учебника;

д) развитие учебных компетенций на примере решения заданий различного уровня сложности и специфики (заданий-рассуждений, проблемных заданий, заданий на установление причинно-следственных связей);

е) формирование умений анализировать, систематизировать и обобщать учебную информацию;

ж) формирование умений  устанавливать причинно – следственные связи между событиями

Воспитательные:

з) воспитывать уважительное отношение к историческим событиям отечественной и зарубежной истории;

и) воспитывать осуждение насильственных методов ведения политики на примере фактов агрессии государств-интервентов по отношению к ослабленной Смутой России в начале 17 века

к) воспитывать сознательное понимание важности и необходимости национального единения для развития Отечества


Время урока: 30 минут.

Учебно-методический комплекс: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, информационные слайды, меловая доска (при необходимости), учебник Н.С. Борисова «История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс».


План урока

  1. Вводная часть (вступительное слово учителя). Актуализация материала – 3-4 минуты.

  2. Основная часть. Изучение нового материала – 21-23 минуты.

  3. Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний – 4-5 минут.

Ход урока

Вводная часть. Актуализация урока. Организационный момент: 3-4 минуты.

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок на тему «Конец Смутного времени». (На экран выводится название темы и плана урока, домашнее задание и просит учащихся записать их в тетради) (Смотри приложение).

Наш сегодняшний урок является проблемным. В конце урока Вы должны будете прийдти к определенному выводу по ряду проблемных вопросов и определить итоги и последствия Смутного времени в России и историческое значение Второго ополчения.

Напомню, что Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса (на экран выводится 1 слайд с более полным определением Смуты).

Актуальность и важность сегодняшней темы урока трудно не оценить. Как известно, в ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства в связи с условной  датой освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Как раз в текущем 2012 году исполнится ровно 400 лет со времени этого знаменательного и буквально судьбоносного для нашего Отечества события.

Поэтому в честь этой и ряда других юбилейных дат (в частности 1130 летия образования Киевской Руси , 200 летия Отечественной войны 1812 года и др.) 2012 год был объявлен годом истории.

Основная часть: 21 - 23 минуты.

Часть 1: 2-3 минуты.

Учитель:

Рассказывает учащимся о «Семибоярщине». Выводит соответствующий слайд на экран. Просит записать в тетради определение «семибоярщины».

Учащиеся:

Слушают учителя. Записывают в тетради определение «семибоярщины».

Часть 2: 19-20 минут.

Учитель:

Выводит на экран интерактивной доски задания проблемного и обобщающего характера (смотри приложение). Просит учащихся прочитать материал в конце § 17-18 школьного учебника и подготовить ответы на вопросы. После каждого ответа на вопрос закрепляет восприятие и память учеников, проговаривая вывод и демонстрируя информацию слайдов «1 Ополчение», «2 Ополчение», «Земской собор 1613 года», «Итоги Смуты».

Информацию по последнему слайду просит записать в тетрадях.

Учащиеся:

В течение 7-8 минут читают 17-19 (последние 3 части параграфа 17-18). Затем в течение 8-9 минут происходит обсуждение проблемных вопросов. Учащиеся высказывают собственные аргументы и с помощью учителя приходят к конкретному выводу. Далее в течение 1-2 минуты прописывают в тетрадях итоги Смуты.


Подведение итогов: 4-5 минут.

Учитель:

Подводит учащихся к главному итогу урока, демонстрируя слайд «Причины прекращения Смутного времени» и проговаривая значение и последствия Смуты. Проводит рефлексию, выясняя у нескольких учащихся, насколько верно они запомнили выводы по решению проблемных заданий.

Акцентирует внимание учащихся на следующем положении: «Спасение страны было главным итогом и значением Смуты. России удалось избежать национальной катастрофы благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы). Народ осознал, насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.»

Напоминает домашнее задание. Благодарит учащихся за внимание и проделанную работу.

Учащиеся:

Слушают учителя. По желанию несколько учеников высказывают свое мнение по итогам урока. Прощаются с учителем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!