План-конспект урока истории для 10 класса.
Выполнил учитель истории МБОУ «Лицей-интернат № 79» Хусаинов Ильдар Ильгизович
Тема урока: «Конец Смутного времени».
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Вид урока: проблемный урок.
Цель урока:
- формирование у учащихся знаний и суждений об окончании, итогах и последствиях Смутного времени в России и историческом значении Второго ополчения через решение проблемных заданий
Задачи урока:
Образовательные:
а) закрепить знания об основных событиях конца Смутного времени;
б) сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества;
в) выявить оценочные суждения и сформулировать выводы об итогах и последствиях Смутного времени в России и историческом значении Второго ополчения
Развивающие:
г) формирование навыков самостоятельной работы, работы с текстом учебника;
д) развитие учебных компетенций на примере решения заданий различного уровня сложности и специфики (заданий-рассуждений, проблемных заданий, заданий на установление причинно-следственных связей);
е) формирование умений анализировать, систематизировать и обобщать учебную информацию;
ж) формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями
Воспитательные:
з) воспитывать уважительное отношение к историческим событиям отечественной и зарубежной истории;
и) воспитывать осуждение насильственных методов ведения политики на примере фактов агрессии государств-интервентов по отношению к ослабленной Смутой России в начале 17 века
к) воспитывать сознательное понимание важности и необходимости национального единения для развития Отечества
Время урока: 30 минут.
Учебно-методический комплекс: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, информационные слайды, меловая доска (при необходимости), учебник Н.С. Борисова «История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс».
План урока
Вводная часть (вступительное слово учителя). Актуализация материала – 3-4 минуты.
Основная часть. Изучение нового материала – 21-23 минуты.
Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний – 4-5 минут.
Ход урока
Вводная часть. Актуализация урока. Организационный момент: 3-4 минуты.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок на тему «Конец Смутного времени». (На экран выводится название темы и плана урока, домашнее задание и просит учащихся записать их в тетради) (Смотри приложение).
Наш сегодняшний урок является проблемным. В конце урока Вы должны будете прийдти к определенному выводу по ряду проблемных вопросов и определить итоги и последствия Смутного времени в России и историческое значение Второго ополчения.
Напомню, что Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса (на экран выводится 1 слайд с более полным определением Смуты).
Актуальность и важность сегодняшней темы урока трудно не оценить. Как известно, в ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства в связи с условной датой освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Как раз в текущем 2012 году исполнится ровно 400 лет со времени этого знаменательного и буквально судьбоносного для нашего Отечества события.
Поэтому в честь этой и ряда других юбилейных дат (в частности 1130 летия образования Киевской Руси , 200 летия Отечественной войны 1812 года и др.) 2012 год был объявлен годом истории.
Основная часть: 21 - 23 минуты.
Часть 1: 2-3 минуты.
Учитель:
Рассказывает учащимся о «Семибоярщине». Выводит соответствующий слайд на экран. Просит записать в тетради определение «семибоярщины».
Учащиеся:
Слушают учителя. Записывают в тетради определение «семибоярщины».
Часть 2: 19-20 минут.
Учитель:
Выводит на экран интерактивной доски задания проблемного и обобщающего характера (смотри приложение). Просит учащихся прочитать материал в конце § 17-18 школьного учебника и подготовить ответы на вопросы. После каждого ответа на вопрос закрепляет восприятие и память учеников, проговаривая вывод и демонстрируя информацию слайдов «1 Ополчение», «2 Ополчение», «Земской собор 1613 года», «Итоги Смуты».
Информацию по последнему слайду просит записать в тетрадях.
Учащиеся:
В течение 7-8 минут читают 17-19 (последние 3 части параграфа 17-18). Затем в течение 8-9 минут происходит обсуждение проблемных вопросов. Учащиеся высказывают собственные аргументы и с помощью учителя приходят к конкретному выводу. Далее в течение 1-2 минуты прописывают в тетрадях итоги Смуты.
Подведение итогов: 4-5 минут.
Учитель:
Подводит учащихся к главному итогу урока, демонстрируя слайд «Причины прекращения Смутного времени» и проговаривая значение и последствия Смуты. Проводит рефлексию, выясняя у нескольких учащихся, насколько верно они запомнили выводы по решению проблемных заданий.
Акцентирует внимание учащихся на следующем положении: «Спасение страны было главным итогом и значением Смуты. России удалось избежать национальной катастрофы благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы). Народ осознал, насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.»
Напоминает домашнее задание. Благодарит учащихся за внимание и проделанную работу.
Учащиеся:
Слушают учителя. По желанию несколько учеников высказывают свое мнение по итогам урока. Прощаются с учителем.