СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Каравай хлеба"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Каравай хлеба»

  • Содержание. Принести на занятие свежеиспечённый каравай, положить его на рушник (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину. Поставьте на каравай солонку с солью.           
  • Музыкальное сопровождение. Занятие проходит под весёлую русскую народную мелодию – плясовую.
  • Материалы. Восковые мелки, акварельные краски, цветная бумага, ножницы (либо заранее нарезанная полоска бахромы из цветной бумаги), клей-карандаш.
  1. В начале урока загадать детям загадки:
  • Отгадать легко и быстро:  мягкий, пышный и душистый,  он и черный, он и белый,  а бывает подгорелый (хлеб).
  • Есть такие слова: "Он всему голова, хрустящей корочкой одет мягкий черный, белый (хлеб).
  1. Вспомнить вместе с детьми, из чего пекут хлеб. Расскажите детям о том, что так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).
  2. Прочитать детям стихотворение:

Самый вкусный, несравненный, всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный и любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный, кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный, а на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом, с сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый, их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой и с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки, в праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье - то, что мама испечёт,

Для детишек объеденье, разевай по шире рот!

4.    Предложить детям «испечь» нарисовать свой чудесный каравай:

Хлеб или каравай по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев.

Рисуем каравай.

  • На белом листе посередине восковым мелком жёлтого цвета рисуем большой круг. Это будущий каравай.
  • В центре круга рисуем солонку - маленький кружок. Вокруг него волнистую линию.
  • Между этими двумя кругами ровно посередине рисуем ещё один круг – это будет стебель для колоска, который украсит наш каравай.
  • А далее справа и слева от стебелька рисуем жёлтым восковым мелком овальные зёрнышки колоска и хорошенько их закрашиваем.
  • А теперь «зарумяним» наш каравай - раскрасим его коричневой акварельной краской. Аккуратно, оставляя белой солонку и рушник.

«Испекли» каравай, а теперь перейдем к рушнику. Рушник по старому русскому обычаю - символ чистоты.

Рисуем рушник.

  • Оставшейся белый лист бумаги с двух сторон украшаем узорами. Проводим несколько поперечных полосок красным и зеленым мелком, внутри которых рисуем волнистые и зигзагообразные линии, маленькие треугольники, точки. Так же можем нарисовать маленькие цветочки. Главное, чтобы рушник у нас получился симметричным, одинаковым с одной и с другой стороны.
  • Затем приклеиваем с 2 сторон, заранее нарезанные полосы из цветной красной бумаги в виде бахромы (в старину бахрому или кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну).

Самое время перейти к солонке. Соль по старому русскому обычаю  — символ любви. Солонку с солью ставят в центре каравая

Рисуем соль.

  • И в заключение «насыплем» соль в солонку. В белом кружочке, который у нас в центре каравая, голубым восковым мелком нарисуем несколько крупинок (точек) соли.

5.     А теперь самое время похвалить детей за старание, разрезать каравай и устроить чаепитие.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Каравай хлеба"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования» для дошкольников


Тема:

«Каравай хлеба»






Составила: преподаватель

Ночевникова Елена Вячеславовна









МЕГИОН 2016

Тема: «Каравай хлеба».

Тип урока: Комбинированный

Цель: Знакомство детей с русскими традициями, дать детям представления о долгом пути хлеба от поля до стола

Задачи:

1. Учить выполнять основные элементы рисунка: круг, треугольник, прямая линия, волнистая линия, точка и др.

2. Развитие умения и навыка работы графическими материалами (восковыми мелками, кистью), правильной постановки руки.

3. Воспитание любви к народному творчеству и русским традициям.

Материал:

бумага формат А-3, восковые мелки, акварельные краски, кисти, цветная бумага, ножницы (либо заранее нарезанная полоска бахромы из цветной бумаги), клей-карандаш.

Оборудование:

  • Зрительный ряд: Репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба» и др., на которых изображены колоски пшеницы или ржи или хлебные продукты. Принести на занятие свежеиспечённый каравай, положить его на рушник (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину. Поставить на каравай солонку с солью.

  • Литературный ряд: Загадки, стихотворение.

  • Музыкальный ряд: Народная мелодия в инструментальном изложении.


Ход урока

1. Организационная часть

Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.


2. Вводная часть

  • Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).

  • Есть такие слова: "Он всему голова, хрустящей корочкой одет - это мягкий белый (хлеб).

  • Рос сперва на воле в поле.
    Летом цвёл и колосился,
    А когда обмолотили,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто,
    В магазине занял место (хлеб).


Вынести каравай.



3. Основная часть

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы знаете, из чего пекут хлеб?
- А из чего делают муку? (ответы детей).
- А где растёт зерно? (ответы детей).
- А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?

Как только весной растает снег, трактор выезжает в поле – пашет и разрыхляет землю. И уже в разрыхлённую землю бросают зерно. Зерна пшеницы растут и в конце лета созревают колоски. Приходит время собирать урожай. Урожай убирают машины – комбайны. Дальше зерно повезут на мукомольный завод, где из него сделают муку.
Затем зерно отвезут на пекарню, где пекари из него испекут хлеб . И наконец, ребята после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.


(Рассказ сопровождается рассматриванием репродукций художников).


Физминутка


В землю зёрнышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.


Самый вкусный, несравненный, всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный и любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный, кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный, а на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом, с сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый, их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой и с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки, в праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье - то, что мама испечёт,

Для детишек объеденье, разевай по шире рот!


(Рассматриваем репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба»).


4. Практическая часть


- Давайте , ребята, внимательно рассмотрим наш каравай. Вот так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).


Предложить детям («испечь») нарисовать свой чудесный каравай.


Хлеб или каравай по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев.


Рисуем каравай

  • На белом листе посередине восковым мелком жёлтого цвета рисуем большой круг. Это будущий каравай.

  • В центре круга рисуем солонку - маленький кружок. Вокруг него волнистую линию.

  • Между этими двумя кругами ровно посередине рисуем ещё один круг – это будет стебель для колоска, который украсит наш каравай.

  • А далее справа и слева от стебелька рисуем жёлтым восковым мелком овальные зёрнышки колоска и хорошенько их закрашиваем.

  • А теперь «зарумяним» наш каравай - раскрасим его коричневой акварельной краской. Аккуратно, оставляя белой солонку и рушник.


«Испекли» каравай, а теперь перейдем к рушнику. Рушник по старому русскому обычаю - символ чистоты.


Рисуем рушник

  • Оставшейся белый лист бумаги с двух сторон украшаем узорами. Проводим несколько поперечных полосок красным и зеленым мелком, внутри которых рисуем волнистые и зигзагообразные линии, маленькие треугольники, точки. Так же можем нарисовать маленькие цветочки. Главное, чтобы рушник у нас получился симметричным, одинаковым с одной и с другой стороны.

  • Затем приклеиваем с 2 сторон, заранее нарезанные полосы из цветной красной бумаги в виде бахромы (в старину бахрому или кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну).


Самое время перейти к солонке. Соль по старому русскому обычаю — символ любви. Солонку с солью ставят в центре каравая.


Рисуем соль

  • И в заключение «насыплем» соль в солонку. В белом кружочке, который у нас в центре каравая, голубым восковым мелком нарисуем несколько крупинок (точек) соли.


5. Заключительная часть.

Караваем всех встречаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём 


А теперь самое время похвалить детей за старание, разрезать каравай и устроить чаепитие.