План-конспект урока литературного чтения. 1 класс.
Учитель: Стручкова Т. В.
Тема. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с произведением Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование.
I.Организационно-психологический этап.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
II. Постановка проблемы.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.
Всю жизнь этот писатель прожил в окружении животных. Это были друзья писателя. В детстве вместе с мамой мальчик выкармливал уток, лечил зверей. .Он помогал ухаживать за козами, кроликами, голубями. Живя рядом с животными, он научился наблюдать за их повадками, поведением. От отца, а он был известным архитектором, мальчик научился рисовать и всё, что наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге. Ко всем своим рассказам писатель сам делал зарисовки( демонстрация книг писателя). Он проиллюстрировал 120 книг о природе и животных
-Кто назовет этого писателя?
-Правильно. Мы снова читаем увлекательные рассказы Евгения Ивановича Чарушина. (СЛАЙД №1 портрет) и (слайд -с иллюстрациями)
III. Подготовка к восприятию.
-О чем же пишет этот писатель?
IV. Вопросы, побуждающие к формулированию учебной проблемы
А тему сегодняшнего произведения вы определите сами, выполнив задания.
1. Волшебный мешочек.
Учитель
- Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет.
Учитель
- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы? Свой ответ начните словами «я думаю», подтвердите словами «потому что».
Учитель
- Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу.
-Назовите самого доброго доктора, героя знаменитой сказки. (Айболит)
-Кто написал эту сказку? К. Чуковский.
- Как называется врач, который лечит животных?
Учитель
-Герой рассказа Е. Чарушина тоже мечтает стать доктором. Давайте узнаем имя этого героя. СЛАЙД №2
К И Н И А Т
никита
-Правильно! Молодцы! Юного доктора зовут Никита. Евгений Иванович в своем рассказе поведал нам одну из историй о своем сыне
-А кого он лечил, мы сейчас узнаем, отгадав загадку.
В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор -
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт.
-А как звали собаку, о которой пойдет речь, мы узнаем из произведения Е. Чарушина.
Учитель. СЛАЙД №3
(На слайде слова
Доктор, Никита, щенок)
-Составьте из этих слов предложение - название рассказа Е. Чарушина.
Откройте учебник на странице 15.
-Как называется рассказ Е. Чарушина?
-Послушайте рассказ.
(Текст читает учитель)
- Каким вам показался этот рассказ?
- Кто главные герои?
Физкультминутка.
VI.Словарная работа
Учитель
-Ребята, как вы понимаете слова:
Хвораете
Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?
- Встречается ли это слово сейчас в нашей речи?
Неряха
- Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?
VII. Работа над чтением трудных слов. СЛАЙД№4
прос-ты-ня/ | простыня |
на-це-пи/л | нацепил |
прос-лу/-ши-ва-ни-е | прослушивание |
по-ло-те/н-це | полотенце |
пок-ло-ни/л-ся | поклонился |
хво-ра/-е-те | хвораете |
- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами
VIII. Отработка навыков чтения.
1.Зарядка для глаз
Мы налево посмотрели,
Мы направо посмотрели,
Вверх, вниз.
Мы глазами поморгали,
Мы глазами повертели
И работать захотели
2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам.
IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)
− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?
Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным?
− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?
− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?
X. Повторное чтение учащимися по абзацам.
-Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял?
- А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте?
-А вы бы так поступили? Почему?
-За что Никита рассердился на Томку?
-А как по вашему надо играть?
XI. Закрепление пройденного на уроке.
а) Повторное чтение на внимание: (бегущая строка)

А сейчас мы проверим, как вы научились быстро и внимательно читать. На экране появиться бегущая строка – отрывок из текста. Вы должны успеть прочитать его, и ответить на мои вопросы. Готовы?
б) Беседа на внимание:
- За что ухватил Никита Томку? (за лапу)
- Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник)
- Какого цвета был градусник? (синего)
- что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался)
- о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык)
3.Это интересно знать! СЛАЙД №6
- Как называют рисунки, которые делают в книгах по содержанию произведений? (иллюстрации) нажать кнопку - появится слово.
- Как называют художников рисующих животных? (художником-анималистом) нажать кнопку - появится слово.
Е.Чарушин - художник-анималист.
Иллюстрации ко многим своим книгам Евгений Иванович нарисовал сам. Рассмотрите иллюстрации на слайде. Теперь, я думаю, что вы захотите больше узнать о Никите и его четвероногом друге Томке.
XII. Итог урока.
.
-О ком и о чём писал Е.Чарушин?
(Писал рассказы о детях, о родной природе, о животных)
-Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему? Какую пословицу уместно здесь вспомнить? ( Все хорошо, что хорошо кончается)
-Для чего же Е.Чарушин написал свой рассказ?
(Чтобы предостеречь нас от необдуманных поступков)
-Что можно сказать о самом писателе, прочитав его рассказы?
− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)
«Я приучился с детства, – писал Чарушин, – понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».
СЛАЙД №8
Задание-тест. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а ,б, в. Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом.
Никита играл в:
А) Доктора
Б) Продавца
В) Учителя
2. Никита лечил
а) кролика
б) щенка
в) котенка
3.Никита измерял Томке
а) температуру
б) давление
4. Томка:
а) хотел играть
б) визжал и кусался
в) убежал на улицу
2. Самопроверка. СЛАЙД