СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. Тема: "Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора". УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. Тема: "Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора".  УМК "Начальная школа XXI века".  Данный план-конспект составлен параллельно с презентацией. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. Тема: "Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора". УМК "Начальная школа XXI века"»

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс.

Учитель: Стручкова Т. В.


Тема. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с произведением Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование.

  • раздаточный материал (тесты);

  • мультимедийное оборудование;

  • презентация урока;

  • учебники;

  • предметы медицины.


I.Организационно-психологический этап.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.

II. Постановка проблемы.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

Всю жизнь этот писатель прожил  в окружении животных. Это были друзья писателя. В детстве вместе с мамой мальчик выкармливал уток, лечил зверей. .Он помогал ухаживать за козами, кроликами, голубями. Живя рядом с животными, он научился наблюдать за их повадками, поведением. От отца, а он был известным архитектором, мальчик научился рисовать и всё, что наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге. Ко всем своим рассказам писатель сам делал зарисовки( демонстрация книг писателя). Он проиллюстрировал 120 книг о природе и животных

-Кто назовет этого писателя?

-Правильно. Мы снова читаем увлекательные рассказы Евгения Ивановича Чарушина. (СЛАЙД №1 портрет) и (слайд -с иллюстрациями)

III. Подготовка к восприятию.

-О чем же пишет этот писатель?

IV. Вопросы, побуждающие к формулированию учебной проблемы

А тему сегодняшнего произведения вы определите сами, выполнив задания.

1. Волшебный мешочек.

Учитель

- Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет.

Учитель

- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы? Свой ответ начните словами «я думаю», подтвердите словами «потому что».

Учитель

- Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу.

-Назовите самого доброго доктора, героя знаменитой сказки. (Айболит)

-Кто написал эту сказку? К. Чуковский.

- Как называется врач, который лечит животных?

Учитель

-Герой рассказа Е. Чарушина тоже мечтает стать доктором. Давайте узнаем имя этого героя. СЛАЙД №2


К И Н И А Т

никита


-Правильно! Молодцы! Юного доктора зовут Никита. Евгений Иванович в своем рассказе поведал нам одну из историй о своем сыне

-А кого он лечил, мы сейчас узнаем, отгадав загадку.


В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор -
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт.


-А как звали собаку, о которой пойдет речь, мы узнаем из произведения Е. Чарушина.

Учитель. СЛАЙД №3

(На слайде слова

Доктор, Никита, щенок)

-Составьте из этих слов предложение - название рассказа Е. Чарушина.


Откройте учебник на странице 15.

-Как называется рассказ Е. Чарушина?

-Послушайте рассказ.

(Текст читает учитель)

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

Физкультминутка.

VI.Словарная работа


Учитель

-Ребята, как вы понимаете слова:

Хвораете

Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

- Встречается ли это слово сейчас в нашей речи?


Неряха

- Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

VII. Работа над чтением трудных слов. СЛАЙД№4

прос-ты-ня/

простыня

на-це-пи/л

нацепил

прос-лу/-ши-ва-ни-е

прослушивание

по-ло-те/н-це

полотенце

пок-ло-ни/л-ся

поклонился

хво-ра/-е-те

хвораете

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами

VIII. Отработка навыков чтения.


1.Зарядка для глаз

Мы налево посмотрели,

Мы направо посмотрели,

Вверх, вниз.

Мы глазами поморгали,

Мы глазами повертели

И работать захотели

2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам.

IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным?


− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

X. Повторное чтение учащимися по абзацам.


-Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял?

- А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте?

-А вы бы так поступили? Почему?


-За что Никита рассердился на Томку?

-А как по вашему надо играть?

XI. Закрепление пройденного на уроке.


а) Повторное чтение на внимание: (бегущая строка)

А сейчас мы проверим, как вы научились быстро и внимательно читать. На экране появиться бегущая строка – отрывок из текста. Вы должны успеть прочитать его, и ответить на мои вопросы. Готовы?

б) Беседа на внимание:

- За что ухватил Никита Томку? (за лапу)

- Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник)

- Какого цвета был градусник? (синего)

- что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался)

- о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык)






3.Это интересно знать! СЛАЙД №6

- Как называют рисунки, которые делают в книгах по содержанию произведений? (иллюстрации) нажать кнопку - появится слово.

- Как называют художников рисующих животных? (художником-анималистом) нажать кнопку - появится слово.


Е.Чарушин - художник-анималист.

Иллюстрации ко многим своим книгам Евгений Иванович нарисовал сам. Рассмотрите иллюстрации на слайде. Теперь, я думаю, что вы захотите больше узнать о Никите и его четвероногом друге Томке.

XII. Итог урока.

.

-О ком и о чём писал Е.Чарушин?

(Писал рассказы о детях, о родной природе, о животных)

-Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему? Какую пословицу уместно здесь вспомнить? ( Все хорошо, что хорошо кончается)

-Для чего же Е.Чарушин написал свой рассказ?

(Чтобы предостеречь нас от необдуманных поступков)

-Что можно сказать о самом писателе, прочитав его рассказы?

− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)

«Я приучился с детства, – писал Чарушин, – понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».

СЛАЙД №8

Задание-тест. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а ,б, в. Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом.


  1. Никита играл в:

А) Доктора

Б) Продавца

В) Учителя

2. Никита лечил

а) кролика

б) щенка

в) котенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру

б) давление

4. Томка:

а) хотел играть

б) визжал и кусался

в) убежал на улицу

2. Самопроверка. СЛАЙД