СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения в 2 классе "Е.И.Чарушин. Страшный рассказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведён в рамках предметной недели "Чтение - лучшее учение".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения в 2 классе "Е.И.Чарушин. Страшный рассказ"»


Соколова

Лидия

Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ «Ярковская СОШ» Новохопёрского района Воронежской области


Урок литературного чтения

во втором классе

по теме: «Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».


Цели: продолжить изучение рассказа Е.Чарушина «Страшный рассказ», совершенствовать технику чтения, развивать логическое мышление, память, речь, учить детей делить текст на смысловые части, озаглавливать их, читать по ролям, расширять литературный кругозор детей, обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению, воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родной природе.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий, составлять план рассказа, пересказывать подробно по плану, сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Метапредметные: учить формулировать собственное мнение и позицию, выделять важную и ценную информацию, участвовать в обсуждении, оформлять свои мысли в устной речи, строить понятные высказывания, слушать и понимать других, формировать коммуникативные навыки работы в группе.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, формировать положительное отношение к учёбе, самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.


Виды деятельности: работа с книгой, беседа, работа в группах, парах, составление плана, игровая деятельность.

Оборудование.

Учебник Л.Ф. Климанова и др. «Литературное чтение», 2 кл., ч.1, рабочая тетрадь «Литературное чтение» М.В.Бойкина, 2 кл., презентация, мультимедийная установка, карточки с планом, книжки с иллюстрациями Е.Чарушина, карточки для игры «Верно-неверно», изображение ёжика, смайлики...


Ход урока.

Оргмомент. Организация класса на работу. (Урок открытый.На уроке присутствуют гости)

Мотивация урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, делать для себя какие-то выводы.


Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох – выдох одним толчком воздуха.

Глубокий вдох – выдох тремя толчками-порциями.

Речевая разминка.– Ребята, а кто это трещит в лесу? (Изображение сороки)

Она предлагает и вам «потрещать».


Работа над скороговоркой. Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.


- Читаем с экрана скороговорку. Почувствуем её ритм. Положите руки на стол ладонями вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово, постепенно увеличивая темп (1) медленно; 2) в среднем темпе; 3) 3 раза быстро).


Целевая установка урока.

- Произведения какого раздела мы изучаем?

- Кого мы так называем?

- О каких животных мы уже прочитали стихи и рассказы?

- Сегодня ещё поработаем над произведением, которое изучали на прошлом уроке.

- Как называется рассказ? Кто его автор?

- Что можете рассказать о Е.Чарушине? Что запомнили о нём? (Писатель- художник) Слайд – портрет писателя.

Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.

Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали, свистели птицы. Это были друзья мальчика.


Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. 

Когда Женя вырос  и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных.

Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

(Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин. А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу. Художник, который рисует животных, называется анималист. 

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?(Наблюдательным)

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное?

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

 Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.


- Как вы думаете, что сегодня будем делать с текстом?

Второй урок давайте спрогнозируем вместе.

- Какие виды работы вы предлагаете? (Чтение по ролям, деление на части, озаглавливание частей, пересказ).


Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Загадка. Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт.

Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель…(ёжик).

- Какова роль ежа в этом рассказе?

- Действительно ли этот рассказ страшный?

- Какие чувства у вас возникли при первичном чтении?

(Ужас, страх, испуг, трепет, боязнь, паника)

- В какой момент вы волновались?

- Что у вас вызвало улыбку?


Жужжащее чтение (в течение одной минуты).


Этап закрепления и применения знаний

- Почему рассказ, где главные герои мальчики, помещен в раздел “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

- Кто еще главный герой в этом рассказе? (ежик)

Беседа по вопросам, сопровождающаяся чтением «цепочкой».


- Как получилось, что дети остались одни?

- Где всё произошло?

Проблемный вопрос:- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - - Что такое диалог? Кто участвует в разговоре? Распределяем роли.)

Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде, чем читать, определим ТОН – спокойный или взволнованный;

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша;

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко


- Что напугало ребят?

- Как вы думаете, испугались мальчики, когда услышали какой-то топот?


Прием “Эмпатии”

У: Давайте войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

Страх Ужас Испуг Беспокойство (испуг, беспокойство, страх. ужас)

У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

- Что сделали родители, когда вошли в дом?

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?

- Чем закончился рассказ?


Физкультминутка.

Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, действуют реальные герои – мальчики, их родители, настоящий ёжик)


Работа в парах по РТ с.45.

- Выполним задание 1.

- Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре.  Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Работа над планом. Выбор подчёркнутых слов. Конверты «Восстанови события, расположив последовательно пункты плана»


Работа в группах. 1 группа - о еже, 2 группа - пословицы.


Сравнение текстов.

Учебник, с.155 – чтение учителем статьи из энциклопедии.

- Что нового узнали о ежах?

- Чем похожи и чем различаются эти тексты? (Вывод, с.154)


Проверка и оценивание усвоения изученного. Игра на внимательность.

- Сейчас мы узнаем, кто  в нашем классе был самым внимательным.

1. Без мамы и папы дети не ложились спать.

2. Мальчиков звали Шура и Петя.

3. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

4. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.


Рефлексия (размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния)

- Ожидали вы такого поворота событий?

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

- Можем ли мы осуждать мальчиков за трусость?

- Почему ёжик не ушёл в лес?

- Как вы думаете, возьмут его мальчики в город?

- А как бы вы поступили? (Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес.Только голодных и раненых животных можно взять, чтобы помочь им, но потом обязательно отпустить.)


Этап обобщения

Составление коллективного синквейна «Ёжик» 

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам, или Ёж – полезное животное.

Хищник.


Домашнее задание.

У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а с приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. И даже случившееся с мальчиками вызывает улыбку. Попробуйте подобрать другой заголовок к рассказу. (“Случай на даче”, “Ежик”, «История про ёжика», «Случай с мальчиками»)

Итог урока.

- Сбылся наш прогноз в начале урока? Выполнили всё намеченное?

- Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок?

- О чём заставляет задуматься нас Е.Чарушин? (Чтобы не бояться. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой.)

- Чему учит нас этот рассказ? (Уважать, беречь животных. Не нужно брать диких животных домой. Ведь их дом – это лес. Каждый счастлив только у себя дома. Изучать повадки животных, чтобы их не бояться.Быть дружными, готовыми прийти на помощь в трудную минуту, поддержать товарища, друга.)


Отношение к природе.

- Почему надо любить и беречь природу?

На этот вопрос Е.Чарушин ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


- За отличную работу ребята получают изображение ёжика на память.

- Где бы вы могли найти и прочитать другие  произведения Е. И. Чарушина?


Вырази своё отношение к уроку. Самооценка. («Светофор»)

- Что на уроке понравилось?

- За что я себя могу похвалить? Что у меня получилось?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей