СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Творчество Александра Сергеевича Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для всероссийского конкурса электронных образовательных ресурсов. Проведён в школе как открытый.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Творчество Александра Сергеевича Пушкина"»

Соколова

Лидия

Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ «Ярковская СОШ» Новохопёрского района Воронежской области


Урок литературного чтения

по теме: «А.С. Пушкин. Беседа о творчестве писателя.

А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышало. В тот год осенняя погода… За весной, красой природы,..».

(Учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь». 3 класс. Часть 1.)

Цели: познакомить учащихся с биографией А. Пушкина, его стихами;

обучать выразительному чтению стихов, анализу лирического произведения;

формировать умение понимать настроение лирического героя;

развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;

воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Оборудование.

Презентация: портреты А.С. Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, репродукции картин осенней и зимней природы (Левитан, Бродский, Юон); изображение лицея в Царском Селе, фото рукописей Пушкина с его рисунками.

Выставка детских рисунков с изображением осенней природы.

Сочинения учащихся об осени.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Настрой класса на работу.

2.Вводное слово учителя.

- Ребята, мы начинаем изучать раздел « Великие русские писатели». (Слайд 1)

Вам предстоит познакомиться с произведениями русских классиков:

А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого (демонстрация их портретов, слайды 2,3,4).

- Вспомните их произведения. ( И.А. Крылов. Басни. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и муравей. Л.Н Толстой. Филипок. А.С. Пушкин. Сказки. «У лукоморья дуб зелёный», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя..»).

3. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.

- Расшифруйте запись на доске, добавив гласные: СКЗК _ ЗЛТЙ РБК - Это произведение изучали во 2 классе. Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин)

-Мы сегодня поговорим о жизни и творчестве великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и познакомимся с его новыми стихами.

- Вспомните, что вам известно о нем? (А.С. Пушкин родился в Москве. У него была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему народные сказки. Он учился в Царскосельском лицее. Написал сказки… Знаем его стихи «У лукоморья дуб зеленый…», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин…»).

4. Чтение наизусть известных стихотворений поэта.

5.Знакомство с биографией А.С. Пушкина:

1) работа по учебнику (стр. 82-83). Учащиеся рассматривают разворот, прочитывают Ф.И.О. поэта.

2) учитель в это время рассказывает о жизни Пушкина.

«День рождения Пушкина – 6 июня 1799 года. В этот день проводится большой праздник «День поэзии». Тысячи людей съезжаются в Пушкинские (бывшие Святые) Горы, в село Михайловское, где некоторое время жил поэт и где неподалёку, за оградой Святогорского монастыря, он был похоронен. (Слайды 5,6)

Учащиеся рассматривают портрет Пушкина в детстве, когда он с большим вниманием слушал сказки своей няни Арины Родионовны Яковлевой (1758-1828).

Затем ученики обращаются к акварельному рисунку, сделанному в начале XІX в. в Царском селе. На этом рисунке изображён Лицей, где учился будущий поэт и где у него установилась дружба со многими лицеистами. (Слайд 7, 8)

Далее рассматриваем портрет, выполненный в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное, вдохновлённое лицо, очень внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли.

Переключаем внимание на рисунки, выполненные самим Пушкиным. Есть несколько автопортретов, но «Большой» - самый известный. Его поэт нарисовал в 1829 году в альбоме своих друзей – Ушаковых. Свои рисунки поэт часто делал прямо в рукописях, где были написаны стихи. (Слайд 9, 10 ) Он рисовал много, и это говорит о многогранности таланта. Воистину, талантливый человек талантлив во всём.

Пушкин – великий русский поэт. Память о нём живёт в веках. (Слайд 11)

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации до слайда «Картины осенней и зимней природы»).

6. Изучение стихотворных произведений.

1)Вступительное слово учителя.

- За свою недолгую (37 лет), но наполненную напряжёнными событиями и каждодневным трудом жизнь А.С. Пушкин создал большое число художественных произведений, многие из которых стали недосягаемыми образцами словесного искусства, поэтому его можно считать создателем современного русского языка.

Среди этих произведений выделяется неповторимый по своим художественным достоинствам, оригинальный и своеобразный роман в стихах «Евгений Онегин», над которым он работал почти 8 лет и в котором отразились во всей полноте личность поэта и вся историческая эпоха. Пушкин назвал своего «Евгения Онегина» «романом в стихах», подчёркивая этим его богатое содержание. Всё укладывается во вместительные рамки романа: и петербургский высший свет, и петербургские театры, и деревня, и крестьянство, и русская природа, и народные обычаи, и дорожные картины.

- Сегодня мы познакомимся с двумя отрывками из этого романа, причем каждый отрывок воспринимается как самостоятельное и вполне законченное стихотворение.

  1. Беседа об осенней поре и её проявлениях, наиболее характерных признаках, изменениях в природе, которые несёт с собой осень.

- Желтый цвет – символ осени. С жёлтых листьев на деревьях начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название – золотая. До чего ж увлекательно наблюдать, как природа своими красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

- Какие изменения в природе наблюдаете сейчас вы? (Изменилась окраска листьев, пожелтела трава, стало прохладнее, солнце не жгучее, как летом, а нежно-тёплое).

- Это видно из ваших рисунков и сочинений!

Учитель зачитывает отрывки из детских сочинений.

… Как прекрасна бывает осень! Деревья пестреют всеми красками природы. Животные подготавливаются к зимовке… Заборьева Ю.

… Вся земля усыпана опавшими листьями. Не слышно пение птиц. Высохла трава. Увяли цветы. Небо покрывается серыми тучами. Идут холодные дожди…Сушкова А.

… Ветерок срывает листья с деревьев, и они, кружась, в воздухе, падают на землю. Деревья становятся совсем голыми, теряют свой красивый наряд. Я очень люблю это время года… Хромова А.

… Осень – яркое время года. Увядающая природа окрашивается в самые красивые цвета: тёмно-красные, ярко-жёлтые, оранжевые, красно-коричневые. Словно золотые монетки, устилают землю листья берёзы. А листья клёна похожи на кляксы… Свежинцев С.

… Солнце устало. Всё реже и реже мы его видим. Оно стало тусклым и почти перестало греть. Нас чаще навещает холодный порывистый ветер. Небо серое, хмурое. Плывут тяжёлые облака. Листья, как золотой ковёр, разлеглись на земле… Потапова Я.

… Самые яркие краски в природе бывают осенью. Но и эти краски не спасают от грусти. Небо надвигается ниже. Свинцовые тучи, кажется, вот-вот сядут на ближайший пригорок и прольются холодным моросящим дождём. Дни становятся намного короче, вечера длиннее. Запоздалые стаи птиц спешат на юг. А одним ранним утром во дворе в луже я увидела первый ледок. Значит, совсем скоро ляжет снег и придёт зима… Фонова О. ).


- Осень радует буйством золотого наряда, с одной стороны, и наполняет сердце какой-то щемящей грустью – с другой. Пустеют поля, нивы, недавно шумевшие спелым колосом. Всё реже птичье щебетанье, печально отдаются крики проплывающих в небе караванов перелётных птиц. Голыми, прозрачными становятся сады, рощи и леса. Всё чаще нависают тяжелые свинцовые тучи, идёт нудный дождь. Холодные ветры, словно дыхание северной стороны, несут первый снег, первые морозы.

Прошёл сентябрь, идёт октябрь. Кажется, далеко ушло тёплое лето. Наступила глубокая поздняя осень.

(Показ слайдов №12-16: «Картины осенней и зимней природы»).

Изображению осени посвящено много разных произведений живописи, музыки, литературы. Но никому не удавалось так ярко нарисовать картину осенней поры, как нашему великому поэту А.С. Пушкину.

Физкультминутка. Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

1-2 – выше голова!

3-4 – руки шире!

5-6 – тихо сесть!

  1. Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало» учителем.

-Как же это подходит к состоянию погоды в настоящее время! Как будто Пушкин сейчас с нами, видит все происходящее за окном и описывает своим точным поэтическим словом.

  1. Анализ стихотворения:

а) подготовка к чтению

- (на доске)ТАЙ-НА ТАЙ-НЫЙ ТАИН-СТВО ТАИН-СТВЕННЫЙ

ОБ-НА-ЖА-ЛАСЬ

СТАНЬ СТА-НО-ВИСЬ СТА-НО-ВИЛ-СЯ

КРИК КРИК-ЛИВЫЙ

БЛИЗКО БЛИЖЕ ПРИ-БЛИ-ЖА-ЛАСЬ

- расставить паузы, см. методическое пособие ЛФ.Климановой

«Уроки литературного чтения» с.34.

б) чтение стихотворения учащимися (сосредоточенно, вполголоса).

в) вопросы:

- Какое впечатление произвели на вас стихи?

- Какое настроение вызывают?

- Какие картины осенней природы вам представились?

- Как вы понимаете: «небо осенью дышало»?

- О ком обычно говорят дышит, дышал, дышало? (О человеке, животном, т. е. о живом).

- Как небо может дышать осенью? Что имеется здесь ввиду? (Воздух становится холоднее).

- Какой использован поэтический приём? (Олицетворение.)

- Почему дни становятся короче? (Это связано с положением солнца на небосводе. Сейчас оно невысоко поднимается над горизонтом. Мы это знаем из уроков окружающего мира. Света и тепла поступает с каждым днём всё меньше и меньше.)

- Как вы понимаете: «Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»?

Словарная работа.

ТАИНСТВЕННЫЙ – заключающий в себе тайну (загадочный)

СЕНЬ – это то, что покрывает кого-нибудь или что-нибудь, т. е. ПОКРОВ

- Каким он бывает у леса? Почему он назван таинственным? (Весной лес снова оденется шумной листвою.)

- Почему с печальным? (Звуки осеннего леса – «разговор» падающих листьев.

- Что такое «таинственный», «печальный»? (Эпитеты.)

- Кто видел летящих в небе журавлей, гусей?

- Как они летят? (Клином, караваном.)

КАРАВАН – движущаяся вереница, т. е. друг за другом.

- Какая пора приближалась?

- Почему она назвала скучной? (Эпитет.)

(У поздней осени серые краски, всё пустеет, затихает, становится уныло, тоскливо, скучно и грустно).

  1. У: – Но в один миг, в один час может всё измениться.

Проснувшись утром, можно увидеть, как всё серое, мрачное превратилось в белоснежное. Как замерли деревья, усыпанные серебром. И в лучах восходящего солнца всё сверкает и блестит.

- Когда так бывает?

- Давайте послушаем ещё один отрывок из романа Пушкина «Евгений Онегин». Он нам позволит узнать не только то, как поэт воспринимал русскую зиму, какие чувства она вызывала у него, но и поможет каждому из нас научиться более внимательно вглядываться в окружающий нас мир, быть более наблюдательными и чуткими к родной природе.

  1. Чтение учителем «В тот год осенняя погода…»

- Ребята, кому понравилось стихотворение? Чем?

- А как вы думаете, любит ли поэт русскую зиму?

- Откуда это видно? Рад ли он приходу зимы?

- Какое настроение надо передать при чтении?

  1. Чтение стихотворения учащимися.

- Из каких слов видно, что зима долго не наступала?

(Осенняя погода стояла долго на дворе,

Зимы ждала – ждала природа,

Снег выпал только в январе.)

- Как нужно прочитать строки, в которых рассказывается об ожидании зимы? (Нетерпеливо.)

- С каким явлением связан приход зимы? (Со снегом.)

- Что увидела Татьяна утром?

- Как понимать «побелевший двор, куртины, кровли и забор».

Словарная работа.

КУРТИНЫ – цветочные грядки

КРОВЛИ – крыши

- Какую картину представляем, читая строки:

На стёклах лёгкие узоры!

Деревья в зимнем серебре? (Иней)

- Что значит мягко устланные горы зимы блистательным ковром? (Снег)

- Как завершает картину прихода зимы последняя строка? Почему в ней дважды повторяется слово «ВСЁ»? (Чтобы усилить впечатление от увиденного и тем самым подчеркнуть всеобъёмность и то, что пришла настоящая зима).

- О чём говорит поэт: «деревья в зимнем серебре», «зимы блистательный ковёр»?

- Как называется такой приём? (Метафора – скрытое сравнение.)

  1. Обобщение.

- Удалось ли поэту передать стихами своё настроение с наступлением осени и зимы?

- Почувствовали вы любовь поэта к родине, родной природе? (Только человек, любящий свою Родину, может так поэтично описать её природу.)

  1. Домашнее задание.

Одно из данных стихотворений выучить наизусть, выразительно прочитать «За весной, красой природы», с. 85.

  1. Итог урока: - С какими стихами вы познакомились сегодня на уроке? Кому понравились эти стихи?

Выставление и комментирование оценок.

- Вы сегодня активно работали. Молодцы! Урок наш заканчивается.





Название работы: Конспект урока.

Автор: Соколова Лидия Васильевна ()

Место работы: Муниципальное образовательное учреждение Ярковская средняя общеобразовательная школа Новохоперского района Воронежской области

(МОУ Ярковская СОШ)

Предмет: литературное чтение, урок изучения нового материала.

Тема: «А.С. Пушкин. Беседа о творчестве писателя. А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышало. В тот год осенняя погода… За весной, красой природы,..».

Продолжительность: 1 урок. 45 минут.

Класс: 3-ий

Технологии: презентация.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!