СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока литературы в 6 классе по теме "Образы природы в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" Урок-исследование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока – исследования. Литература.  6 класс.

 

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» Жуковского района Брянской области.

 

Тема: « М.М. Пришвин. Образы природы в сказке-были «Кладовая Солнца».

Тип урока: исследование.

Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство                             М. М. Пришвина как писателя.

        Задачи:

      1) через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное     представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.

2)    формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее  части.

3)    уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст;

Ход урока. 1.     Эмоциональный настрой.  Слайд 1.

          « Получи пятерку»

Пусть тебе повезет!

Удиви друзей своими ответами!

Ты имеешь право на собственное мнение!

Хорошего настроения на уроке!

Стремись вперед к чему-то новому!

 2.  Подведение учащихся к формулировке темы и цели урока.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.

Назовите основную тему творчества М.М. Пришвина.

Слайд 2."Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы", - пишет В. А. Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам сделать вывод, какой предстает перед нами природа в произведении   М. М. Пришвина. Для начала давайте вспомним содержание сказки-были.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Литературный диктант. Слайд 3.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)

2. Кто такой Антипыч? (Лесник)

3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)

4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

(Палестинка)

5. Топкое место в болоте , все равно, что прорубь на льду. (Елань)

6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)

7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)

8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)

9. От чьего имени вед?тся повествование «Кладовой солнца»?

(Разведчики болотных богатств)

10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

 

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаныученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

1.     Главные герои - Настя и Митраша.

Характеристика героев.

2.     Ель и сосна у Блудова болота.

3.     Две тропинки, идущие от Лежачего камня.

4.     Митраша в Слепой елани.

5.     Настя на палестинке.

6.     Спасение Митраши.

Молодцы, вы прекрасно знаете содержание сказки-были.

5.     Повторение и анализ основных фактов, явлений.

- Давайте проследим, какой предстает  природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".

Комментарий учителя:

- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 48)

(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).

- Какую роль в развитии событий играет природа?

(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).

- Каких героев еще вы можете назвать, кроме людей?  (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев-Косач, елочки-старушки) Слайды 4-5

-А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы)

- Ну, а теперь  посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.

- Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (С  описания ели и сосны, растущих вместе, с описания восхода солнца)

-Давайте послушаем этот отрывок. После того, как вы прослушаете выразительное чтение наизусть отрывка, ответите на вопрос: «Какое впечатление производит на вас эта картина природы?»

Выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна».

Какие выразительные средства использует автор в этом отрывке?

 А теперь рассмотрите  пейзажи К. Васильева  «Лесная сказка» и  Н. Ромадина « Затопленный лес».  Какой из них, на ваш взгляд, ближе всего к произведению М. М. Пришвина? Почему вы так считаете? ( К.  Васильев « Лесная сказка».) Слайды 6-7

Давайте сейчас послушаем отрывок « Восход солнца. Тетерев-косач». После прослушивания вы ответите на вопрос: «Как автор показывает красоту природы?»  (Стр. 41)

- Ответ на предварительный вопрос.  (Автор показывает удивительную красоту природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». «Тетерев-косач тоже стал расцветать»)

- Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства языка использует автор?         ( эпитеты, сравнения)

- Что такое сравнения и эпитеты? ( Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Эпитет – художественное   определение предмета или явления)

 - Найдите их в этом эпизоде. (стр. 42)

- Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? ( Они помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь)

- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)

- Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)

Инсценировка:

 

Митраша:

 

Нам надо по этой тропе, на север

 

Настя:

 

Это не тропа

 

Митраша:

 

Вот еще, люди шли, - значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше

 

Настя:

 

Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

 

Митраша:

 

Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

 

Настя:

 

Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

 

Митраша:

 

Я с тобой спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

 

 

 

- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 43 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась.. . завыли,  застонали, ворон-самец долбанул косача)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?  ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.

-  Ребята, кто прав? Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

(Я думаю, что прав Митраша, потому что у него есть компас, с ним не заблудишься!   Митраша – мужчина и считает себя главным в семье,                      и об этом месте говорил им отец. Мне кажется, что права Настя, ведь она выбрала тропинку, по которой ходят люди.                                                                          Настя старше, поэтому она права).                                                    

 

Работа в группах

- Я послушала ваши ответы и попрошу вас разделиться на две группы: одна группа идет за Митрашей, вторая группа идет за Настей. М. М. Пришвин был не только известным писателем, но и знатоком природы. Поэтому во многих его произведениях природа является непосредственным участником. И в этой сказке–были природа выступает в роли соучастника. А сейчас, ребята, мы пойдем вслед за Настей и Митрашей группами.

                                      Вопрос обеим группам:

         (Вопросы проецируются на экран и дается время на обдумывание) Слайд

Как ведет себя природа? (учащиеся находят эпизоды из текста и выразительно читают )                                                                         

 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла                         

 ……………..    деревья  застонали… завыли, застонали».

Вывод. Рефлексия. Докажите, что природа одухотворена. 

 

 

Итоги урока.

Домашнее задание. Ответить письменно на 8, 9 вопросы после текста.