План-конспект урока – исследования. Литература. 6 класс.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» Жуковского района Брянской области.
Тема: « М.М. Пришвин. Образы природы в сказке-были «Кладовая Солнца».
Тип урока: исследование.
Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.
Задачи:
1) через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
2) формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
3) уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст;
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой. Слайд 1.
« Получи пятерку»
Пусть тебе повезет!
Удиви друзей своими ответами!
Ты имеешь право на собственное мнение!
Хорошего настроения на уроке!
Стремись вперед к чему-то новому!
2. Подведение учащихся к формулировке темы и цели урока.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.
Назовите основную тему творчества М.М. Пришвина.
Слайд 2."Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы", - пишет В. А. Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам сделать вывод, какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина. Для начала давайте вспомним содержание сказки-были.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Литературный диктант. Слайд 3.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
(Палестинка)
5. Топкое место в болоте , все равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени вед?тся повествование «Кладовой солнца»?
(Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Краткий пересказ по иллюстрациям.
(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).
- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.
1. Главные герои - Настя и Митраша.
Характеристика героев.
2. Ель и сосна у Блудова болота.
3. Две тропинки, идущие от Лежачего камня.
4. Митраша в Слепой елани.
5. Настя на палестинке.
6. Спасение Митраши.
Молодцы, вы прекрасно знаете содержание сказки-были.
5. Повторение и анализ основных фактов, явлений.
- Давайте проследим, какой предстает природа в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца".
Комментарий учителя:
- С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 48)
(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).
- Какую роль в развитии событий играет природа?
(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).
- Каких героев еще вы можете назвать, кроме людей? (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев-Косач, елочки-старушки) Слайды 4-5
-А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы)
- Ну, а теперь посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
- Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (С описания ели и сосны, растущих вместе, с описания восхода солнца)
-Давайте послушаем этот отрывок. После того, как вы прослушаете выразительное чтение наизусть отрывка, ответите на вопрос: «Какое впечатление производит на вас эта картина природы?»
Выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна».
Какие выразительные средства использует автор в этом отрывке?
А теперь рассмотрите пейзажи К. Васильева «Лесная сказка» и Н. Ромадина « Затопленный лес». Какой из них, на ваш взгляд, ближе всего к произведению М. М. Пришвина? Почему вы так считаете? ( К. Васильев « Лесная сказка».) Слайды 6-7
Давайте сейчас послушаем отрывок « Восход солнца. Тетерев-косач». После прослушивания вы ответите на вопрос: «Как автор показывает красоту природы?» (Стр. 41)
- Ответ на предварительный вопрос. (Автор показывает удивительную красоту природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». «Тетерев-косач тоже стал расцветать»)
- Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства языка использует автор? ( эпитеты, сравнения)
- Что такое сравнения и эпитеты? ( Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Эпитет – художественное определение предмета или явления)
- Найдите их в этом эпизоде. (стр. 42)
- Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? ( Они помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь)
- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)
- Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
Инсценировка:
Митраша:
Нам надо по этой тропе, на север
Настя:
Это не тропа
Митраша:
Вот еще, люди шли, - значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше
Настя:
Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
Митраша:
Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Настя:
Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Митраша:
Я с тобой спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 43 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась.. . завыли, застонали, ворон-самец долбанул косача)
- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.
- Ребята, кто прав? Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
(Я думаю, что прав Митраша, потому что у него есть компас, с ним не заблудишься! Митраша – мужчина и считает себя главным в семье, и об этом месте говорил им отец. Мне кажется, что права Настя, ведь она выбрала тропинку, по которой ходят люди. Настя старше, поэтому она права).
Работа в группах
- Я послушала ваши ответы и попрошу вас разделиться на две группы: одна группа идет за Митрашей, вторая группа идет за Настей. М. М. Пришвин был не только известным писателем, но и знатоком природы. Поэтому во многих его произведениях природа является непосредственным участником. И в этой сказке–были природа выступает в роли соучастника. А сейчас, ребята, мы пойдем вслед за Настей и Митрашей группами.
Вопрос обеим группам:
(Вопросы проецируются на экран и дается время на обдумывание) Слайд
- Как ведет себя природа? (учащиеся находят эпизоды из текста и выразительно читают )
«Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла
…………….. деревья застонали… завыли, застонали».
Вывод. Рефлексия. Докажите, что природа одухотворена.
Итоги урока.
Домашнее задание. Ответить письменно на 8, 9 вопросы после текста.