Ход урока | Время (минута) | Действия преподавателя | Действия обучающихся | Учебные материалы и ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный этап | 3 мин | Приветствовать обучающихся, отметить отсутствующих. Проверить подготовленность обучающихся к учебному занятию. | Приветствовать. Подготовится к учебному занятию. | |
Проверка выполнения домашнего задания | 25 мин | Ответы на вопросы по домашнему заданию(решение примеров) Контроль усвоения материала. Контролбная работа модулья «Производные» | Ответить на вопросы Показать д-е задание. | |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | 10 мин | Цели урока: Обучающая: практическим путем вывести формулы производной показательной и логарифмической функций; проверка сформированности умений и навыков при решении примеров на их применение и исследовании функций, выявить и устранить пробелы в знаниях по данной теме; Развивающие: - содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать; Воспитывающая: воспитание дисциплины и норм поведения, творческого отношения к изучаемому предмету; стимулировать активность учащихся, повышать мотивацию к изучению математики. Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний. Мобилизирующий момент: Мы умеем находить производные функций, используя различные формулы и правила. Сегодня мы будем изучать операцию, обратную вычислению производной. Понятие производной часто применяется в реальной жизни. Напомню: производная – это скорость изменения функции в конкретной точке. Процессы, связанные с движением и скоростью, хорошо описываются в этих терминах. Давайте рассмотрим вот такую задачу: "Скорость движения объекта, по прямой, описывается формулой V=gt. Требуется восстановить закон движения. Решение. Мы хорошо знаем формулу: S′=v(t), где S - закон движения. Наша задача сводится к поиску функции S=S(t), производная которой равна gt. Посмотрев внимательно, можно догадаться, что S(t)=g∗t2/2. Проверим правильность решения этой задачи: S′(t)=(g∗t2/2.)′=g/2∗2t=g∗t. Зная производную функции, мы нашли саму функцию, то есть выполнили обратную операцию. Но стоит обратить внимание вот на такой момент. Решение нашей задачи требует уточнения, если к найденной функции прибавить любое число (константу), то значение производной не изменится: S(t)= g∗t2/2+c, c=const. S′(t)=( g∗t2/2)′+c′=g∗t+0=g ∗t. Обратите внимание: задача имеет бесконечное множество решений! Если в задаче не задано начальное или какое-то другое условие, не забывайте прибавлять константу к решению. Например, в нашей задаче может быть задано положение нашего тела в самом начале движения. Тогда вычислить константу не трудно, подставив ноль в полученное уравнение, получим значение константы. Как называется такая операция? Операция обратная дифференцированию называется – интегрированием. Нахождение функции по заданной производной – интегрирование. Сама функция будет называться первообразной, то есть образ, то из чего была получена производная функции. Тема Первообразная. -
| Подготовить тетради и ручки. | Алгебра и начала математического анализа. |
Формирование новых знаний и способов деятельности | 10 мин | Консультация Первообразную принято записывать большой буквой y=F′(x)=f(x).
Определение. Функцию y=F(x) называется первообразной функции у=f(x) на промежутке Х, если для любого хϵХ выполняется равенство F′(x)=f(x).
Давайте составим таблицу первообразных для различных функции В нашей таблице никаких начальных условий задано не было. Значит к каждому выражению в правой части таблицы следует прибавить константу. Позже мы уточним это правило. | Внимательно слушать консультацию. Записывать важные информации. | Интернет. Википедия. Алгебра и начала математического анализа. |
Первичная проверка понимания изученного материала | 5 мин | Игра «Кто быстрее». Какая команда решит побольше задач в короткое время. | Командная работа. | |
Закрепление новых знаний и способов деятельности | 15 мин | Правила нахождения первообразных. Давайте запишем несколько правил, которые нам помогут при нахождении первообразных. Правило 1. Первообразная суммы равна сумме первообразных. F(x+y)=F(x)+F(y). Пример. Найти первообразную для функции y=4x3+cos(x)y=4x3+cos(x). Решение. Первообразная суммы равна сумме первообразных, тогда надо найти первообразную для каждой из представленных функций. f(x)=4x3 = F(x)=x4. f(x)=cos(x) = F(x)=sin(x). Тогда первообразной исходной функции будет: y=x4+sin(x) или любая функция вида y=x4+sin(x)+C. Правило 2. Если F(x) – первообразная для f(x), то k∗F(x) – первообразная для функции k∗f(x). (Коэффициент можем спокойно выносить за функцию). Пример. Найти первообразные функций: а) y=8sin(x). б) y=−23cos(x). в) у=3x2+4x+5. Решение. а) Первообразной для sin(x) служит -cos(x). Тогда первообразная исходной функции примет вид: y=−8cos(x). б) Первообразной для cos(x) служит sin(x). Тогда первообразная исходной функции примет вид: y=−23sin(x). в) Первообразной для x2 служит x3/3. Первообразной для x служит x2/2. Первообразной для 1 служит x. Тогда первообразная исходной функции примет вид: y=3∗ x3/3+4∗ x2/2+5∗x=x3+2x2+5x. Правило 3. Если у=F(x)у=F(x) - первообразная для функции y=f(x), то первообразная для функции y=f(kx+m) служит функция y=1k∗F(kx+m). Пример. Найти первообразные следующих функций: а) y=cos(7x). б) y=sin(x2). в) y=−2x+33. г) y=e2x+15. Решение. а) Первообразной для cos(x) служит sin(x)sin(x). Тогда первообразная для функции y=cos(7x) будет функция y=17∗sin(7x)=sin(7x)7. б) Первообразной для sin(x)sin(x) служит минус cos(x)cos(x). Тогда первообразная для функции y=sin(x2)y=sin(x2) будет функция y=−112cos(x2)=−2cos(x2)y=−112cos(x2)=−2cos(x2). в) Первообразной для x3x3 служит x44x44, тогда первообразная исходной функции y=−12∗(−2x+3)44=−(−2x+3)48y=−12∗(−2x+3)44=−(−2x+3)48. г) Слегка упростим выражение в степени 2x+15=25x+15. Первообразной экспоненциальной функции является сама экспоненциальная функция. Первообразной исходной функции будет y=125e25x+15=52∗e2x+15y=125e25x+15=52∗e2x+15. Теорема. Если у=F(x)у=F(x) - первообразная для функции y=f(x)y=f(x) на промежутке Х, то у функции y=f(x)y=f(x) бесконечно много первообразных, и все они имеют вид у=F(x)+Су=F(x)+С. Если во всех примерах, которые были рассмотрены выше, требовалось бы найти множество всех первообразных, то везде следовало бы прибавить константу С. Для функции y=cos(7x)y=cos(7x) все первообразные имеют вид: y=sin(7x)7+Cy=sin(7x)7+C. Для функции y=(−2x+3)3y=(−2x+3)3 все первообразные имеют вид: y=−(−2x+3)48+Cy=−(−2x+3)48+C. Пример. По заданному закону изменения скорости тела от времени v=−3sin(4t)v=−3sin(4t) найти закон движения S=S(t)S=S(t), если в начальный момент времени тело имело координату равную 1,75. Решение. Так как v=S′(t)v=S′(t), нам надо найти первообразную для заданной скорости. S=−3∗14(−cos(4t))+C=34cos(4t)+CS=−3∗14(−cos(4t))+C=34cos(4t)+C. В этой задаче дано дополнительное условие - начальный момент времени. Это значит, что t=0t=0. S(0)=34cos(4∗0)+C=74S(0)=34cos(4∗0)+C=74. 34cos(0)+C=7434cos(0)+C=74. 34∗1+C=7434∗1+C=74. C=1C=1. Тогда закон движения описывается формулой: S=34cos(4t)+1S=34cos(4t)+1 | Решить примеры вместе с преподавателем. Записывать важные информации. | Алгебра и начала математического анализа. 10-11 Алимов Москва 2014 |
Применение знаний и способов деятельности | 10 мин | Учебник «Алгебра и начала математического анализа 10-11», Алимов 988, 989 | Работа на доске. | |
Обобщение и систематизация знаний | 5 мин | Слайд «История возникновения интеграла» | . | |
Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности | 10 мин | Задачи для самостоятельного решения 1. Найти первообразные функций: а) y=−10sin(x)y=−10sin(x). б) y=56cos(x)y=56cos(x). в) y=4x5+3x2+5xy=4x5+3x2+5x. 2. Найти первообразные следующих функций: а) y=cos(34x). б) y=sin(8x). в) y=(7x+4)4. г) y=e3x+16. 3. По заданному закону изменения скорости тела от времени v=4cos(6t) найти закон движения S=S(t), если в начальный момент времени тело имело координату равную 2 | Парная работа. | Карточки с заданиями |
Коррекция знаний и способов деятельности | 5 мин | Метод «Вопрос - ответ»- обучающийся- преподаватель, обучающийся- обучающийся. | Задавать вопросы. | |
Информация о домашнем задании | 2 мин | Задание на дом Учебник «Алгебра и начала математического анализа 10-11», Алимов §47, прочитать и конспектировать, № 835 | Записать домашнее задание | Алгебра и начала анализа |
Подведение итогов занятия и рефлексия | 5 мин | Дать качественную оценку работы всей группы и отдельных обучающихся. Рефлексия «Знал… Узнал… Хочу знать…» | | |