Приветствует обучающихся: -На улице не очень ясно И на душе так не прекрасно. Но стоило увидеть Вас, Неординарно умный класс И хочется мне сразу улыбаться, А значит и историей заняться! -Ясас! Мэ ленэ Антонина Анатольевна! Пистэво та йинуме фили! Как вы думаете, на каком языке я поздоровалась? А это значит, что сегодня мы продолжаем изучать историю древней Греции! Я предлагаю вам совершить морское путешествие (сл.1) Используя приём «цветовой жребий» делит класс на две группы. -Займите места на верхних палубах своих кораблей согласно выданным билетам. Инструктирует о правилах работы групп. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. По цвету полученных «билетов» делятся на группы, занимают места. |
Актуализирует опорные знания. -В любом путешествии нужен маршрут. Во II тыс. до н.э. на территории Балкан существовали города-государства, дела которых имели огромное значение. Каждый «корабль» направляется к своему городу. Используя карту на стр.115 учебника и описание маршрута, определите город – цель вашего путешествия. Проверка правильности задания: информация на сл.2. Подводит обучающихся к формулированию темы, постановке задач урока, составлению плана работы. ( Делает соответствующие записи опорного конспекта на доске). - Сформулируйте тему урока? Предположите, что нам необходимо узнать? | По инструкции каждая команда находит на карте свой город «Микены» и «Троя», обозначает его на настенной исторической карте. Определяют тему «Микены и Троя». (сл.3) Предполагаемые версии: узнать особенности городов, в чём их сила, какие сложились между ними сложились отношения. |
-(сл.4.) Перед вами портрет Генриха Шлимана, жившего в сер. XIX века. Он известен своей любовью к древней истории. Командам предстоит определить, какое отношение к вашему городу он имеет. Ставит перед обучающихся ПЗ: - Предлагаю командам сойти на берег и совершить экскурсию по древнейшим городам. Вам потребуется внимание, чтобы справится с заданием: составить список отличительных черт городов. Даёт краткую характеристику городам. Рассказ сопровождает показом слайдов презентации. (Микены: сл.5-8; Троя: сл.9-12) Проверяет выполнения задания ( сл.13.) Побуждающим диалогом организует выход на основную проблему урока. - Древнейшие города имели мощные крепостные стены. Предположите, что вынудило жителей их воздвигать? Выслушивает версии обучающихся. - Как вы думаете, к какому вопросу мы с вами подошли? Ответ фиксирует на доске: «Троянская война» (сл.14) Физкультминутка. -Эта война была значительным событием в жизни греков. Волнует историков и сегодня. Строит диалог по поиску решения. -На что необходимо обратить внимание при изучении военных событий, какие вопросы нам нужно рассмотреть? Фиксирует ответы на доске, составляет основу кластера (изображение нового знания), объясняет правила работы с ним. Организует деятельность по изучению причин Троянской войны. Подводящим диалогом создаёт проблемную ситуацию через просмотр отрывка из к/ф «Троя». - Можно ли считать этот фильм историческим источником? Почему? Какие нужны источники? -До XIX века не было археологических подтверждений о событиях Троянской войны. Лишь раскопки Трои Шлиманом доказали существование этого города. Основным источником изучения долгое время считалась поэма Гомера «Илиада». (сл.15). Опираясь на межпредметные связи (литература-история) ставит вопрос: -Однако долгое время, благодаря поэме, считали, что Троянская война – вымысел, сомневались, что это событие было в действительности. Как вы думаете, почему? Актуализирует знания обучающихся по содержанию мифа о начале Троянской войны: рассказывает о споре трёх богинь (сл.16), организует комментированное чтение мифа по тексту учебника. -Какой реальный факт может нам это миф подтвердить (сл.17)? - Можем ли мы определить действительную причину войны? Делает записи на доске, заполняет кластер. Переходя к вопросу об основных событиях войны, фиксирует на доске, в кластере, имена основных участников (Приам, Гектор, Парис, Агамемнон, Ахиллес, Одиссей.), обращает внимание на изучение этого вопроса на следующем уроке. -Гомер нам сообщает, что троянцы сражались как герои и только хитрость и происки врагов привели город к гибели.(сл.19). Организует обсуждение итогов войны (сл.21), заполняет кластер. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Команды знакомятся с текстом, обсуждают, формулируют вывод: Г.Шлиман-археолог, Проводил раскопки, в ходе которых доказал существование этих городов. Анализируют информацию, изображения, коллективно обсуждают, формулируют отличительные черты. (Микены: красивый, златообильный, сильный, могущественный город. Троя: большой, богатый, сильный, неприступный город). Основная версия: возможной причиной строительства мощных крепостных стен могло стать то, что Греция была расколота на множество городов-государств, которые воевали между собой. Стремясь защититься от нападения соседей, греки строили укрепления. Микены и Троя воевали между собой. Участвуют в диалоге, выдвигают версии: необходимо знать причины, основные события и итог войны. Высказывают мнение, актуализируют знания об исторических источниках. Припоминая знания, участвуют в обсуждении. Основная версия: «Илиада» - это миф. Важно учитывать: где правда, а где вымысел. Участвуют в обсуждении: - Микены напали на Трою. - Стремление греков утвердиться на восточном побережье Эгейского моря, сильная и могущественная Троя мешала в этом.(сл.18) Припоминают миф о Троянском коне. (сл.20). Основное содержание ответов: 1) поражение троянцев; 2) разорение и сожжение Трои. |