Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока музыки,
проведенного в 1 «А» классе
3.03.2017г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно - деятельностный компонент:
Дата: 3.03.2017
Время: 8:55-9:35
Место: Лицей №7
Участники (класс): 1 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Мамин праздник»
Цель: создать благоприятные условия для знакомства учеников 1 класса с колыбельными песнями; познакомиться с понятием «колыбельная песня».
Задачи:
Воспитательные:
Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
Формирование интереса к изучению и эстетическому формированию личности;
Воспитание понимания детьми красоты и смысла «колыбельной песни».
Воспитание интереса к исполнительской деятельности.
Образовательные:
Познакомить учеников 1 класса с колыбельными песнями, понятием «колыбельная песня», музыкальными произведениями М.Кажлаева «Колыбельная» и Г.Гладкова «Колыбельная».
Формирование представления детей о пластическом интонирование при слушание песни «Колыбельная медведицы».
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление детей;
Развивать интерес к музыке;
Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Формирование умения оценивать произведения разных видов искусства;
Формирование и реализация творческого потенциала в процессе музицирования;
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, стихотворений;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
Формирование устойчивого интереса к уроку через музыкально - слушательскую и музыкально – творческую деятельность;
Формирование элементарных умений и навыков в различных видах музыкально – творческой деятельности.;
Регулятивные УУД:
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
Формирование умения вести диалог с учителем;
Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России». Музыка, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Рабочая тетрадь: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Оборудование и оформление:
Учебник: Музыка, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (УМК «Школа России».).
Рабочая тетрадь: Музыка, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (УМК «Школа России».).
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
1. М. Кажаев «Колыбельная»;
2. Г. Гладков «Колыбельная».
3. «Колыбельная медведицы».
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально - слушательская: прослушивание музыкальных произведений Г.Гладкова «Колыбельная» и М.Кажаева «Колыбельная»;
Творчество: изобразить в рисунке эмоции, вызванные прослушиванием музыкального произведения «Колыбельная медведицы»;.
Пластическое интонирование: пластическое интонирование под музыкальное произведение «Колыбельная медведицы».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Анализ УМК «Школа России»;
Анализ программы по музыке «Школа России»;
Определение цели и задач урока;
Определение структуры урока;
Подбор методической литературы и музыкального материала;
Оформление доски;
Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Классическая начальная школа»;
Подготовка презентации;
Подготовка музыкальных произведений;
Подготовка материала для творчества;
Подготовка наглядного материала.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока: 10 мин.
Приветствие – 1 мин.
Проверка готовности – 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.
Повторение предыдущей темы - 2 мин.
Актуализация знаний - 5 мин.
Открытие новых знаний: 20 мин.
1. Вступительное слово учителя - 7 мин.
2. Музыкально – слушательская деятельность - 6 мин.
3. Пластическое интонирование – 1 мин.
4. Творчество – 6 мин.
Рефлексия: 5 мин.
Итоги урока: 4 мин.
Домашнее задание: 1 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: - Здравствуйте ребята. Сегодня урок музыки у вас проведу я, зовут мня Ангелина Владимировна. Садитесь.
Динь-динь-динь
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
2. Проверка готовности.
У.: - Ребята, посмотрите сначала на доску, а потом на парту и скажите всё ли у вас готово к уроку. Те кто что-то не подготовил, встанут.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в мир детства. Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей, поэтов и композиторов.
4. Повторение предыдущей темы:
У.: - Прежде чем начать наш урок давайте вспомним о чём вы говорили раньше. На прошлом уроке вы познакомились с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве. Скажите, пожалуйста, о каком празднике вы говорили на уроке?
Д.: - О Дне защитника Отечества.
Слайд.
У.: - Молодцы. А напомните мне, с каким выражением вы познакомились на прошлом уроке? Как оно связано с темой урока?
Д.: - Мы познакомились с выражением «Когда говорят пушки, музы молчат». Музы – это богини, добрые феи, покровительницы искусств. Музы вдохновляли художников, музыкантов, поэтов. Именно благодаря музам много стихов и песен было написано в военный период.
У.: - Правильно, ребята. А каких героев военных лет вы запомнили и какие подвиги они сделали?
Д.: - Александр Васильевич Суворов – известный полководец, Александр Матвеевич Суворов – закрыл грудью амбразуру танка.
У.: - Молодцы. А какие новые понятия вы узнали? Называйте понятие и говорите определение.
Д.: - Симфония – это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. Ритм – это равномерное чередование звуков. Марш – это род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.
5.Актуализация знаний:
У.: - 23 февраля – это праздник, который называется День защитника Отечества. Это праздник всех тех, кто защищал, защищает и готов защищать. В этот день мы поздравляем пап, дедушек, братьев, всех мужчин. Но не стоит забывать про мужчин, которые в военное время отличились своим мужеством, храбростью, смелостью и силой духа. Ведь благодаря им мы живем под мирным небом. А теперь давайте попробуем разобраться: «Какими качествами обладает герой».
Слайд.
На слайде вы видите слова, выберите те из них, которые больше всего подходят к данному понятию. И выпишите их в тетрадь.
(Добрый, мужественный, смелый, умный, храбрый, мягкий, нежный, уверенный в себе, ответственный, робкий, бесстрашный, сильный).
У.: - Прочитайте, что вы выписали и объясните свой выбор.
Открытие новых знаний.
1. Вступительное слово учителя:
У.: - Вот мы и подошли к теме нашего урока. Но сперва давайте прочитаем стихотворение.
Слайд.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы по комнате пройдем.
На диване тихо, тихо
Мы усядемся вдвоем.
Посидим с тобою тихо
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова.
За окошком тихо, тихо
Клен о чем-то шелестит.
Всюду тихо, тихо, тихо
Потому, что мама спит.
В.Орлов
У.: - Ребята, о чем идет речь в стихотворении?
Д.: - О том что мы должны делать все тихо.
У.: - Верно. А почему мы не можем шуметь?
Д.: - Потому что мама спит.
У.: - Правильно. Теперь вы знаете о чем это стихотворение. Ответьте мне на вопрос: «Как мы должны были прочитать это стихотворение: тихо, быстро, мягко, медленно, спокойно, взволнованно?»
Д.: - Тихо, мягко, медленно, спокойно.
У.: - Правильно, молодцы. А какая музыка может сопровождать это стихотворение: песенная, маршевая или танцевальная? И почему вы так считаете?
Д.: - Песенная. Потому что она спокойная, мягкая.
У.: - Хорошо, правильно. Сейчас я вам расскажу притчу, а вы внимательно слушайте.
Слайд.
« За день своего рождения, ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю зачем я иду в этот мир. Что я должен там делать?
На что бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой и он тебе все объяснит.
- Но как я пойму его, я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как зовут моего ангела?
У.: - ребята, давайте подумаем, про какого ангела говорит Господь ребенку. Какой ангел нас оберегает на земле?
Д.: - Мама.
У.: - Верно, Бог говорил про маму. Ведь мама нас оберегает с самого первого дня. Мама является нашим ангелом всю жизнь. На свете нет человека, роднее и ближе мамы. Ее любовь - самая чистая и бескорыстная. Мама – первый учитель и самый близкий наш друг. И сегодня мы с вами поговорим о маме. Ведь скоро праздник всех женщин, девушек, девочек, бабушек. А как праздник называется?
Д.: - Международный женский день.
Слайд.
У.: - Верно. А напомните мне, когда он отмечается?
Д.: - 8 марта.
У.: - Молодцы. А с каким чувством мы говорим о маме?
Д.: - С любовью, нежностью, лаской.
У.: - А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на доску, давайте прочитаем слова. Какую картину вы представили?
Слайд.
(Теплая кроватка; сладкий сон; мама; песня; мягкий, нежный голос)
Д.: - Как будто мы ложимся спать, а мама нам поет песню.
У.: - Сделайте предположение, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Д.: - О колыбельных песнях.
Слайд.
У.: - Правильно. А почему песни называют колыбельными?
Д.: - Потому что это песни, с помощью которых убаюкивают маленьких детей.
У.: - Молодцы! А что же такое колыбельная песня?
Д.: - Колыбельная песня – это один из жанров фольклора.
Слайд.
У.: - Правильно. Один из древнейших жанров фольклора. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Ребята, а почему же тогда в колыбельных песнях присутствуют страшные герои, например, серый волчок? Ведь мама хочет успокоить ребёнка, а не испугать.
Д.: - Потому что в колыбельной песне есть элементы оберега.
У.: - Правильно. В колыбельной песне сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. А как раньше называли колыбельные песни?
Д.: - Байками
У.: - Верно. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Кто обычно исполняет колыбельные песни? Когда и зачем?
Д.: - Обычно колыбельные песни исполняют мамы, бабушки. Песни поют ребенку перед сном, чтобы он быстрее уснул и лучше спал.
У.: - Верно. А может быть кто-то помнит колыбельную песню, которую вам пела мама или бабушка. Кто хочет выйти спеть? Молодцы! Как много вы знаете колыбельных песен.
2. Музыкально – слушательская деятельность.
У.: - Сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение М.Кажлаева «Колыбельная», но после прослушивания вы должны будете ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает колыбельная?».
Прослушивание музыкального произведения М.Кажлаева «Колыбельная».
У.: - Вы прослушали песню М.Кажлаева «Колыбельная». Ответьте мне на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает колыбельная?»
Слайд.
Д.: - Чувства добрые, спокойные, светлые. Хочется спать.
У.: - А какая мелодия: тихая, нежная или быстрая, взволнованная?
Д.: - Мелодия нежная, тихая.
У.: - Простой или сложный текст у колыбельной?
Д.: - Текст простой и понятный.
У.: - Хорошо. А теперь давайте еще одну колыбельную послушаем, которую написал Геннадий Гладков. После того как вы прослушаете музыкальное произведение, вы ответите мне на вопрос: «Каков характер песни?»
Прослушивание музыкального произведения Г.Гладкова «Колыбельная»
У.: - Каков характер песни?
Д.: - Мягкий, спокойный.
У.: - Мелодия плавная, напевная или быстрая, резкая?
Д.: - Плавная, напевная.
У.: - Правильно. Колыбельная песня плавная, мягкая, может быть даже нежная. А чем отличается первая песня от второй?
Д.: - Во второй колыбельной присутствуют слова «баю-бай»
У.: - Молодцы, заметили. Ребята, какая колыбельная вам больше понравилась: первая или вторая?
Д.: - Первая (вторая)
3. Пластическое интонирование. (Музыкальное произведение «Колыбельная медведицы»).
У.: - Ребята, а сейчас мы с вами выполним пластическое интонирование. Я включу музыку. А вы должны будете выполнять движения: мальчики мягким движениями рук исполняют пульс этой колыбельной, а девочки покажут как качают куколок.
У.: - Молодцы. А знакома ли вам эта колыбельная?
Д.: - да.
У.: - А где вы ее слышали?
Д.: - Из мультфильма «Умка».
4. Творчество.
У.: - Молодцы. А теперь постарайтесь изобразить в рисунке, то что вы представите, во время прослушивания музыки. (Колыбельная музыка)
Дети рисуют.
У.: - Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.
VII. Рефлексия.
У.: - А сейчас я вам раздам конверты. По одному конверту на парту. В них находятся буквы, из которых должно получиться слово, характеризующее колыбельную песню.
Слова: (Нежная, мягкая, приятная, ласковая, добрая, светлая, воздушная, спокойная, легкая, напевная, пластичная, беззаботная, благозвучная, волшебная, гармоничная)
У.: - Все собрали слова?
Д.: - Да.
У.: - Молодцы.
VIII. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
У.: - Ребята, о чём мы говорили на уроке?
Д.: - О колыбельных песнях.
У.: - А что вы нового узнали?
Д.: - Мы узнали то что раньше колыбельные песни называли байками. В колыбельных сохранились элементы оберега – заговора. Колыбельные поют для того, чтобы ребенок уснул и крепко спал.
У.: - Молодцы. Мне очень понравилось, как вы сегодня на уроке работали. Все внимательно слушали, соблюдали дисциплину.
IX. Домашнее задание:
У:- Ребята, дома вам нужно будет узнать, какие колыбельные песни помнят ваши мамы и бабушки. На следующем уроке расскажите.
У: Ребята, спасибо, урок окончен!
Используемая литература:
1. УМК «Школа России»: учебник: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия».
Приложение:
План-конспект урока музыки;
М. Кажаев «Колыбельная», формат mp3;
Г. Гладков «Колыбельная», формат mp3;
«Колыбельная медведицы», формат mp3;
Презентация;
Дидактический материал: чистые листы.