ПЛАН урока №23 в 5 классе
ТЕМА УЧЕБНОГО РАЗДЕЛА: «Музыка и изобразительное искусство»
ТЕМА УРОКА: «Волшебная палочка дирижёра»
ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…»
ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний
Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас
ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты:
Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;
- создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;
- расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;
- работать над созданием художественного образа в песне.
Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать
Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
ХОД УРОКА:
- Заход в класс под песню «Всё очень просто!» - создание эмоционального тона урока
- На экране атрибуты дирижёра – слайд 1
- Видео фрагмент («Марш Черномора») – слайд 2
Взмахнёт волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная
Оркестром управляет,
А как назвать волшебника,
Кто, ребята, знает?...
Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.
Учитель: А что дирижер держит в руках?
Ученики: палочку
Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?
Ученики: О дирижере и его палочке …
Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?
Ученики: Волшебная
Учитель: А почему она волшебная?
Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.
Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?
Ученики: Волшебная палочка дирижера
Учитель: Молодцы.
- Подводка детей к выводу темы урока – слайды 3-5
- Ребята, как вы думаете, какую роль играет дирижер в создании музыкального образа в инструментальных и вокальных произведениях? Легко ли быть дирижером?
Об этом мы сегодня узнаем на уроке.
- Симфонический оркестр и его виды (объединение в 6 групп, дети составляют по 2-3 вопроса и каждая группа задаёт вопросы следующей группе по кругу) – слайды 6-7
- Сообщение о дирижёрской палочке (заведомо подготовленное сообщение ученика)
История появления дирижерской палочки
История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои «дирижеры», чаще всего они «дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок.
В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора – корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль. Корифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритм ударами окованной железом подошвы. 
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно независимо друг от друга.
Людвиг Шпор Карл Вебер
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. 
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
- Видео «Академия музыкальных искусств»
- Групповая работа на определение дирижёра на фотографиях + сообщения о знаменитых дирижёрах (А. Тосканини, В. Спиваков) – слайды 8-9
- Чтобы быть дирижёром, нужно….. – слайды 10-13
Слушание музыки.
Ребята, в прошлом полугодии мы путешествовали в мир театра. Назовите, пожалуйста, музыкально-сценические жанры, в которых мы обязательно встречали симфонический оркестр и дирижёра. (балет, опера…)
Молодцы! А что такое опера?.......
В опере не только поют, но для характеристики образа героев используют композиторы инструментальные фрагменты. Когда звучит оркестр, актёры на сцене играют жестами, движениями, танцем... И всем этим действом руководит дирижёр. Чтоб это увидеть и услышать мы отправляемся в сказку. Сегодня поможет нам попасть в сказку Кот учёный. Встречайте!
( на доске появляется картинка - Кот учёный)
Художественное чтение отрывка.
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом,
Идет направо - песнь заводит
Налево - сказку говорит…
В какую сказку мы попали? («Руслан и Людмила»)
Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
Эту сказку взял в основу своей оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка
Что вы знаете о нём? (Русский композитор начала 19 века, основоположник русской классической музыки. Можно коснуться, немного, истории создания оперы)
Учёный кот пришёл к нам с подарком – это видео фрагмент оперы.
Какой образ или образы изображает музыка? Давайте внимательно послушаем и посмотрим этот инструментальный фрагмент.
Просмотр видео «Марш Черномора». – слайд 14
Анализируем с помощью «Драгоценного кристалла»
Вы сегодня много узнали о дирижёре и его роли. Мы познакомились с Черномором. А теперь я прошу вас мысленно надеть фрак дирижёра и с помощью волшебной дирижёрской палочки продирижировать «Марш Черномора» (обсудить некоторые особенности жестов)
Игра «Я – дирижер» - слайд 15
Дирижирование аудио записи «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Трудно, но вы справились. Молодцы! Вам понравилось?
Эпиграф нашего урока: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» (народная мудрость)
Как вы понимаете его?
В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”
-Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака?
-Да, о победе добра над злом, о счастье и радости (на доске облака с надписями). Эта главная мысль звучит и в поэме А.С.Пушкина, и в опере М.И.Глинки.
От победы добра радость прошла по всему свету.
-А вы умеете прощать неправильные поступки?
-Умеете ли быть щедрыми на добро?
Если «да», то звезда зажглась и для вас тоже. Хочу, чтобы её свет всегда освещал вашу жизнь.
А теперь прозвучит песня крымского композитора Гульнары Михайловны Азаматовой-Бас « Всё очень просто»
Вопросы:
Кому знакома эта музыка?
Что вы сказали об этой песне? ( Она очень добрая)
Какое настроение создала она нам ? ( Светлое, радостное, доброе)
Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности композитор показал музыкальный образ.
В музыке мы слышим:
-высокие ноты
-быстрый темп
-точный ритм
-мажорный лад
-смелую интонацию в среднем, высоком регистре.
Исполнение песни. Работа над художественным образом.
- Физминутка «Имитация звуков дождя»
- Образовательная игра «Дальше» как рефлексия
ДИРИЖЁР и симфонический оркестр
ВОПРОСЫ
Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр)
С какого языка слово «дирижёр» переводится как «направлять», «управлять», «руководить»? (С французского)
Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные инструменты (Духовой или оркестр духовых инструментов)
Как называется оркестр, в котором исполняют классическую музыку? (Симфонический)
Как называется оркестр, в котором исполняют современную музыку?
(Эстрадный)
Как называется оркестр, в котором собраны музыканты, владеющие народными инструментами? (Народный или оркестр народных инструментов)
На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре? (Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные, одиночные)
К какой группе муз. инструментов относится кларнет? (Деревянные духовые)
К какой группе муз. инструментов относится альт? (Струнные смычковые)
К какой группе муз. инструментов относится туба? (Медные духовые)
К какой группе муз. инструментов относятся литавры? (Ударные)
Кто в Древней Греции выполнял обязанности дирижёра? (Руководитель хора – корифей)
Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком»)
Что было в руках у дирижёра-«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии)
Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование)
Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике)
Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки)
Кто первым повернул дирижёра к оркестру? (Немецкий композитор и дирижёр Рихард Вагнер)
Назовите фамилии выдающихся дирижёров (Евгений Светланов, Владимир Спиваков и др.)
Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура)
Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и ритм музыки)
А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение и другие нюансы исполнения)
Какими главными качествами должен обладать хороший дирижёр? ( Быть профессиональным музыкантом, обладать хорошим музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, хорошим чувством ритма)
Как назывался известный оркестр 20 века, в котором не было дирижёра? (Персимфанс – Первый Симфонический Ансамбль)
- Я сегодня узнал…..- слайд 16
Оценивание.
- Д\з – разгадать кроссворд (на листиках)
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано.
2.Большая скрипка, на которой играют сидя.
3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.
4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?
5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.
6. Музыкальный инструмент, который упоминается в песне «Замечательный сосед».
7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог».
8.Руководитель оркестра, хора.
- Спасибо за работу на уроке! – слайд 17