СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс по ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект разработан в соответствии с ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием интерактивных технологий.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс по ФГОС»

ПЛАН урока №23 в 5 классе

ТЕМА УЧЕБНОГО РАЗДЕЛА: «Музыка и изобразительное искусство»

ТЕМА УРОКА: «Волшебная палочка дирижёра»

ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…»

ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»

ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний

Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас

ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях.

Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству


Планируемые результаты:

Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;

- создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;

- расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;

- работать над созданием художественного образа в песне.

Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать

Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение

ХОД УРОКА:

- Заход в класс под песню «Всё очень просто!» - создание эмоционального тона урока

- На экране атрибуты дирижёра – слайд 1

- Видео фрагмент («Марш Черномора») – слайд 2

Взмахнёт волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как музыке звучать.

Палочка волшебная

Оркестром управляет,

А как назвать волшебника,

Кто, ребята, знает?...



Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

Учитель:  А что дирижер держит в руках?

 Ученики: палочку

Учитель:  Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока,  о ком мы сегодня с вами будем говорить?

Ученики: О дирижере и его палочке …

Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?

Ученики: Волшебная

Учитель: А почему она волшебная?

Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

Ученики: Волшебная палочка дирижера

Учитель: Молодцы.

- Подводка детей к выводу темы урока – слайды 3-5

- Ребята, как вы думаете, какую роль играет дирижер в создании музыкального образа в инструментальных и вокальных произведениях? Легко ли быть дирижером?

Об этом мы сегодня узнаем на уроке.

- Симфонический оркестр и его виды (объединение в 6 групп, дети составляют по 2-3 вопроса и каждая группа задаёт вопросы следующей группе по кругу)слайды 6-7

- Сообщение о дирижёрской палочке (заведомо подготовленное сообщение ученика)

История появления дирижерской палочки

История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои «дирижеры», чаще всего они «дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок.

В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора – корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль. Корифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритм ударами окованной железом подошвы.

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно независимо друг от друга.

Людвиг Шпор Карл Вебер

Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

- Видео «Академия музыкальных искусств»

- Групповая работа на определение дирижёра на фотографиях + сообщения о знаменитых дирижёрах (А. Тосканини, В. Спиваков) – слайды 8-9

- Чтобы быть дирижёром, нужно….. – слайды 10-13

Слушание музыки.

Ребята, в прошлом полугодии мы путешествовали в мир театра. Назовите, пожалуйста, музыкально-сценические жанры, в которых мы обязательно встречали симфонический оркестр и дирижёра. (балет, опера…)

Молодцы! А что такое опера?.......

В опере не только поют, но для характеристики образа героев используют композиторы инструментальные фрагменты. Когда звучит оркестр, актёры на сцене играют жестами, движениями, танцем... И всем этим действом руководит дирижёр. Чтоб это увидеть и услышать мы отправляемся в сказку. Сегодня поможет нам попасть в сказку Кот учёный. Встречайте!

( на доске появляется картинка - Кот учёный)

Художественное чтение отрывка.

У лукоморья дуб зеленый 
Златая цепь на дубе том 
И днем и ночью кот ученый 
Все ходит по цепи кругом, 
Идет направо - песнь заводит 
Налево - сказку говорит… 


В какую сказку мы попали? («Руслан и Людмила»)

Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)

Эту сказку взял в основу своей оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка

Что вы знаете о нём? (Русский композитор начала 19 века, основоположник русской классической музыки. Можно коснуться, немного, истории создания оперы)

Учёный кот пришёл к нам с подарком – это видео фрагмент оперы.

Какой образ или образы изображает музыка? Давайте внимательно послушаем и посмотрим этот инструментальный фрагмент.

Просмотр видео «Марш Черномора». – слайд 14

Анализируем с помощью «Драгоценного кристалла»

Вы сегодня много узнали о дирижёре и его роли. Мы познакомились с Черномором. А теперь я прошу вас мысленно надеть фрак дирижёра и с помощью волшебной дирижёрской палочки продирижировать «Марш Черномора» (обсудить некоторые особенности жестов)

Игра «Я – дирижер» - слайд 15

Дирижирование аудио записи «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки

Трудно, но вы справились. Молодцы! Вам понравилось?

Эпиграф нашего урока: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» (народная мудрость)

Как вы понимаете его?

В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”

  • Светлые облака…

-Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака?

-Да, о победе добра над злом, о счастье и радости (на доске облака с надписями). Эта главная мысль звучит и в поэме А.С.Пушкина, и в опере М.И.Глинки.

От победы добра радость прошла по всему свету.

-А вы умеете прощать неправильные поступки?

-Умеете ли быть щедрыми на добро?

Если «да», то звезда зажглась и для вас тоже. Хочу, чтобы её свет всегда освещал вашу жизнь.

А теперь прозвучит песня крымского композитора Гульнары Михайловны Азаматовой-Бас « Всё очень просто»

Вопросы:

  1. Кому знакома эта музыка?

  2. Что вы сказали об этой песне? ( Она очень добрая)

  3. Какое настроение создала она нам ? ( Светлое, радостное, доброе)

Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности композитор показал музыкальный образ.

В музыке мы слышим:

-высокие ноты

-быстрый темп

-точный ритм

-мажорный лад

-смелую интонацию в среднем, высоком регистре.

Исполнение песни. Работа над художественным образом.


- Физминутка «Имитация звуков дождя»

- Образовательная игра «Дальше» как рефлексия

ДИРИЖЁР и симфонический оркестр

ВОПРОСЫ

  1. Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр)

  2. С какого языка слово «дирижёр» переводится как «направлять», «управлять», «руководить»? (С французского)

  3. Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные инструменты (Духовой или оркестр духовых инструментов)

  4. Как называется оркестр, в котором исполняют классическую музыку? (Симфонический)

  5. Как называется оркестр, в котором исполняют современную музыку?

(Эстрадный)

  1. Как называется оркестр, в котором собраны музыканты, владеющие народными инструментами? (Народный или оркестр народных инструментов)

  2. На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре? (Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные, одиночные)

  3. К какой группе муз. инструментов относится кларнет? (Деревянные духовые)

  4. К какой группе муз. инструментов относится альт? (Струнные смычковые)

  5. К какой группе муз. инструментов относится туба? (Медные духовые)

  6. К какой группе муз. инструментов относятся литавры? (Ударные)

  7. Кто в Древней Греции выполнял обязанности дирижёра? (Руководитель хора – корифей)

  8. Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком»)

  9. Что было в руках у дирижёра-«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии)

  10. Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование)

  11. Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике)

  12. Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки)

  13. Кто первым повернул дирижёра к оркестру? (Немецкий композитор и дирижёр Рихард Вагнер)

  14. Назовите фамилии выдающихся дирижёров (Евгений Светланов, Владимир Спиваков и др.)

  15. Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура)

  16. Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и ритм музыки)

  17. А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение и другие нюансы исполнения)

  18. Какими главными качествами должен обладать хороший дирижёр? ( Быть профессиональным музыкантом, обладать хорошим музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, хорошим чувством ритма)

  19. Как назывался известный оркестр 20 века, в котором не было дирижёра? (Персимфанс – Первый Симфонический Ансамбль)

- Я сегодня узнал…..- слайд 16

Оценивание.

- Д\з – разгадать кроссворд (на листиках)

Музыкальные инструменты симфонического оркестра.



1


6.

7.






4.






5.




2.

3.





8.





























1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано.

2.Большая скрипка, на которой играют сидя.

3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.

4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?

5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.

6. Музыкальный инструмент, который упоминается в песне «Замечательный сосед».

7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог».

8.Руководитель оркестра, хора.



- Спасибо за работу на уроке! – слайд 17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!