СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока обществознания, 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока обществознания "Деятельность – способ существования людей" 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания, 10 класс»

Деятельность – способ существования людей


План-конспект урока обществознания. 10 класс. Учитель Лойко Е.С.


Цель урока – доказать, что деятельность является способом существования людей.

Образовательные задачи: дать характеристику деятельности, ее структуры, охарактеризовать ее связь с потребностями, сознанием. Раскрыть на примерах виды деятельности, мотивы и потребности.

Развивающие задачи: развивать умение классифицировать виды деятельности, использовать информацию из различных источников, соотносить общее и частное на примере видов деятельности, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи: формировать представление о деятельности как движущем факторе развития человечества, понимание роли деятельности в становлении личности.

Оснащение: учебник Обществознание. 10 класс, М.-: Просвещение, 2014; ноутбук, мультимедийная доска, тематическая мультимедийная презентация, печатные дидактические материалы.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с понятиями «человек, индивид, личность, индивидуальность».

3. Этап мотивации. Слайд презентации, представлены ключевые виды деятельности. Вопросы к слайду: что качественно отличает жизнь человека от жизни животного? Чем вызвана деятельность человека, преобразующая окружающий мир? Какие потребности вызывают деятельность людей?

4. Этап постановки учебных целей.

- что такое деятельность, ее цель и мотив;

- связь деятельности и потребностей;

- структура деятельности;

- типы и виды деятельности;

- сознание и деятельность.

5. Познавательная деятельность.

5.1. Что такое деятельность, ее цель и мотив.

Развитие речевого навыка, формирование умения анализировать, обосновывать, приводить примеры.

Работа с учебником. Назовите особенности деятельности человека (характер деятельности), раскройте их на примерах и сравните с действиями животного

Пример: Продуктивный характер – создание социально значимого полезного продукта, например, сельское хозяйство – животное адаптируется к окружающей среде, способно только пользоваться ее ресурсами, не способно создать готовый продукт.

Учащиеся должны продолжить: сознательный, орудийный, преобразующий, общественный характер.

Определяем мотив и цель деятельности. Анализируем пример. Выпускники школы планируют поступить в университет. Один должен продолжить семейную традицию и не хочет обидеть родителей, другой искренне интересуется медициной. – назовите мотив и цель каждого выпускника. Поясните слова психолога В.А.Крутецкого «Цель – то, ради чего действует человек, мотив – это то, почему действует человек».


5.2. Связь деятельности и потребностей. Эвристическая беседа.

Учитель совместно с учениками строит схему «Пирамида потребностей по А.Маслоу»:

- в упрощенном варианте (естественные – социальные – идеальные)

- в сложном варианте (физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – когнитивные – эстетические – духовные).

Задание. Докажите, что деятельность всегда есть следствие потребностей человека. Рассказ постройте на основе данной классификации.



5.3. Задание. Структура деятельности.

Подготовить схему «Структура деятельности», используется прием «Мозговой штурм», учитель координирует познавательную деятельность. (Ответ: мотив – цель – действия (целерациональные, ценностно- рациональные – традиционные, аффективные) – средства – результат). Далее необходимо дать примеры и пояснения к данной схеме.


5.4. Типы и виды деятельности; используется дидактический раздаточный материал. Работа в парах.

- охарактеризовать типы деятельности – игра, учение, труд;

- проанализировать общение как деятельность;

- назвать виды практической и духовной деятельности;

- дать классификацию видов деятельности:

от субъекта - индивидуальная – коллективная,

по характеру - репродуктивная – творческая,

по соответствию нормам морали - моральная – аморальная,

в соответствии с общественным прогрессом - прогрессивная – реакционная, по сфере общественной жизни - экономическая, политическая, социальная, духовная.




5.5. Сознание и деятельность.

Работа с текстом учебника. Решение познавательной задачи: естественно-научные и религиозно-идеалистические взгляды на деятельность. Сравнить, выразить собственное мнение по данному вопросу, обосновать его.

Проблемный вопрос: как связаны сознание и деятельность, что первично, докажите свою точку зрения.



6. Закрепление новых знаний через решение практической задачи.

Выполнение заданий №1,2 к параграфу 5 учебника. Форма работы – по выбору учащихся – индивидуально, в паре, в группе.


7. Рефлексия. Какие новые знания были получены сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему? С какими трудностями вы столкнулись?


8. Оценивание учащимися работы на уроке в форме самооценки, взаимооценки.


9. Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию «Деятельность – единственный путь к знаниям». Б.Шоу.


10. Итог урока. Вывод. Деятельность – способ существования людей.