Урок русского языка в 8-ом классе | |
Тема урока. Предложения двусоставные и односоставные
Цель: | познакомить учащихся с видами простого предложения. |
Задачи: | Образовательная: | повторить ранее изученный материал по теме: «Простое предложение»; закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом, о простом предложении; повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации. |
Воспитательная: | |
Развивающая: | развивать внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение; создание условий успешного обучения учащихся; развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание. |
Тип урока: | |
Вид урока: | |
Методы работы: | объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний. |
Формы работы: | |
Оборудование: | |
Инновационные технологии: | |
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! Настроимся на хорошую работу, и все у нас с вами получится.
Постановка целей и задач урока.
Эпиграф к уроку:
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник,
который, как в сказке, поит «живою водой»
всех, кто прикоснется к нему.
Основная часть. Повторение изученного ранее.
а). Общая работа с классом.
(Сегодня на уроке мы будут звучать только произведения А.С. Пушкина и писать будем только о нем).
б). Индивидуальная работа.
Ι группа разбирает предложение
ΙΙ группа разбирает по составу неиссякаемый, в сказке, живою, прикоснется.
ΙΙΙ группа обозначает орфограммы в словах.
3. Переход к новой теме.
В). Записываем предложение, в котором нет подлежащего:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
? На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?
? Как определить, двусоставное или односоставное предложение?
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
? Что вы видите за строками текста?
? Почему А.С. Пушкин назвал красоту осени «тихой»?
? Какие строчки поэта об осени знаете вы?
г). Записываем строчки, определяя односоставное или двусоставное предложение.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле..
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…
Надо дождаться, чтобы было записано предложение с одним главным членом – подлежащим: это и станет «мостиком» ко второму положению урока. Ученики записывают произведения, определяя тип и роль предложений:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и од со всех сторон…
д). Работа в группе.
Задание:
ΙΙΙ группа находит орфограммы в глаголах;
ΙΙ группа в прилагательных
Ι группа записывает свои примеры назывных предложений: Мороз и солнце, день чудесный!
Закрепление новой темы.
? Найти в параграфе учебника положения, о которых не было речи на уроке.
? выступите по теме урока.
?Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.
(Например: «Вы проснулись в ясное, солнечное утро, и на память приходят слова…. » «Мороз и солнце…»)
е). Творческая работа по группам: Создать миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений.
1. Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги….
2. Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и …
3. Получают листочки со стихами. Ученики через некоторое время должны выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, указать, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!
V. Подведение итогов.
Д/З. Выписать из произведения А.С. Пушкина 2 односоставных и 2 двусоставных предложения. Одно разобрать.