СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Односоставные и двусоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с видами простого предложения. Материал к уроку в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Односоставные и двусоставные предложения"»

Урок русского языка в 8-ом классе



Тема урока. Предложения двусоставные и односоставные



Цель:

познакомить учащихся с видами простого предложения.

Задачи:

Образовательная:


  • повторить ранее изученный материал по теме: «Простое предложение»;

  • закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом, о простом предложении;

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации.

Воспитательная: 

  • воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к классикам русской литературы, к предмету.

Развивающая:

  • развивать  внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;

  • создание условий успешного обучения учащихся;

  • развивать логическое и творческое мышление, воображение,    произвольное внимание.

Тип урока: 

  • Изучение нового материала.

Вид урока:  

  • Традиционный.

Методы работы: 

  • объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний.

Формы работы: 

  • групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование:

  • мультимедийный компьютер, интерактивная доска.

Инновационные технологии:

  • личностно – ориентированного обучения;

  • объяснительно – иллюстративного обучения.




Ход урока.


  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! Настроимся на хорошую работу, и все у нас с вами получится.

  • Постановка целей и задач урока.




Эпиграф к уроку:

Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник,

который, как в сказке, поит «живою водой»

всех, кто прикоснется к нему.


  1. Основная часть. Повторение изученного ранее.

а). Общая работа с классом.

  • Почему именно эти слова я записала как эпиграф?

(Сегодня на уроке мы будут звучать только произведения А.С. Пушкина и писать будем только о нем).

  • Что в предложении требует объяснения?

б). Индивидуальная работа.

Ι группа разбирает предложение

ΙΙ группа разбирает по составу неиссякаемый, в сказке, живою, прикоснется.

ΙΙΙ группа обозначает орфограммы в словах.


3. Переход к новой теме.

В). Записываем предложение, в котором нет подлежащего:

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

  • Подчеркните грамматическую основу. Переходим к теме урока. Записав тему, отвечаем на вопрос:

? На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?

? Как определить, двусоставное или односоставное предложение?


Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

  • Проведем лингвистический анализ текста.


? Что вы видите за строками текста?

  • Подберите синонимы к словам бранить, блистать

? Почему А.С. Пушкин назвал красоту осени «тихой»?

? Какие строчки поэта об осени знаете вы?


г). Записываем строчки, определяя односоставное или двусоставное предложение.

  1. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле..

  1. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад…

  1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье…

Надо дождаться, чтобы было записано предложение с одним главным членом – подлежащим: это и станет «мостиком» ко второму положению урока. Ученики записывают произведения, определяя тип и роль предложений:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и од со всех сторон…

д). Работа в группе.

Задание:

ΙΙΙ группа находит орфограммы в глаголах;

ΙΙ группа в прилагательных

Ι группа записывает свои примеры назывных предложений: Мороз и солнце, день чудесный!

  • Односоставные предложения могут быть как нераспространенными, так и распространенными. Посмотрим на примере записанных предложений.


  1. Закрепление новой темы.

? Найти в параграфе учебника положения, о которых не было речи на уроке.

? выступите по теме урока.

?Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать строчки поэта.

(Например: «Вы проснулись в ясное, солнечное утро, и на память приходят слова…. » «Мороз и солнце…»)

е). Творческая работа по группам: Создать миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений.

1. Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги….

2. Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и …

3. Получают листочки со стихами. Ученики через некоторое время должны выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, указать, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!


V. Подведение итогов.

Д/З. Выписать из произведения А.С. Пушкина 2 односоставных и 2 двусоставных предложения. Одно разобрать.