СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Органы чувств. Орган зрения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме "Зрительный анализатор". Методическая разработка урока составлена с учетом преподавания в гимназических классах.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Органы чувств. Орган зрения"»

Урок разработан для гимназических и общеобразовательных классов, но может быть использован и на уроках биологии в профильных классах, а также во внеклассной деятельности и для самостоятельного изучения или повторения темы учащимися. Особенностью урока является направленность на самостоятельность и осознания обучающимися необходимости углубления знаний по теме, а также приоритетности здоровьесбережения.


ТЕМА УРОКА: Органы чувств. Зрительный анализатор.


КЛАСС: 8

ЦЕЛЬ УРОКА:


Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора; воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию.


ЗАДАЧИ УРОКА


  1. Учебная:

- расширить и закрепить знания об анализаторах;

- изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;

- рассмотреть основные правила гигиены зрения.

  1. Воспитательная:

- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;

  1. Развивающая:

- развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные).


ТИП УРОКА: Комбинированный урок.


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения; концентрическая технология развития знаний.


ОБОРУДОВАНИЕ:


  1. Мультимедийный проектор.

  2. Компьютер.

  3. Магнитофон.

  4. Разборные модели глаза.

  5. Объемная модель головного мозга.

  6. Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.


ПОДГОТОВКА К УРОКУ:


  1. Творческие задания учащимся:

- Домашняя работа с толковым словарем, для определим лексического значение слова «глаза».

- Подбор пословиц, поговорок, высказываний, фраз по теме «Глаза».

- Плакаты и пояснения по теме: Дальнозоркость. Близорукость.

- Подбор комплекса упражнений для глаз.


  1. Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:

- Таблицы Рабкина для изучения цветового зрения.

- Карточки с заданиями.

- Презентация для урока.

- Рамка с натянутой марлей.

- Аппликация: Строение глаза.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте уважаемые коллеги. Здравствуйте ребята садитесь. Для работы на уроке нам необходимы не только учебник, тетради и ручки, но и находящийся на ваших столах раздаточный материал, которым вы должны пользоваться только по мере необходимости.

  1. Введение в тему (5 мин)

Найти человеку свое место в жизни и познать окружающую природу помогают сенсорные системы или органы чувств. Давайте их назовем.

Предполагаемые ответы детей: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Тема нашего урока – Орган зрения. Зрительный анализатор. Слайд №1

Число, тему и домашнее задание учащиеся записывают в тетради.

Параграф – 52, 53, практическая работа стр. 39. стр. 40

Кто сможет дать определение анализатора?

Предполагаемый ответ: Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Создание общей схемы СТРОННИЯ АНАЛИЗАТОРА на магнитной доске.

Применимо к Зрительному анализатору мы получим:

Глаза – проводящие пути – затылочная доля коры больших полушарий Слайд №2, Слайд №3

Следовательно, Глаза – это единая система из определенных рецепторов.

«На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку…
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь…»

О чем говорит Маршак?

Предполагаемый ответ: Лексика - вся совокупность слов, словарный запас языка.

Дома я вас просила найти в толковом словаре лексическое обозначение слова ГЛАЗА.

Предполагаемый ответ: Глаза – это орган зрения.

Трудно переоценить как значение зрительного анализатора, так и значение глаз, о которых вы неоднократно слышали, или читали. Прошу вас привести наиболее запомнившиеся вам строки.

Предполагаемые ответы:

- Глаза – это зеркало души

- Как васильки во ржи, цветут в лице глаза (С. Есенин)

- Бегает живо, горит как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз. (Н.Некрасов)

- Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений. Например, «с глаз долой» – прочь, «быть на глазах» – на виду, «сделать на глаз» – приблизительно, «глаза на мокром месте» – часто плакать.

« У страха глаза велики» – говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

«У семи нянек дитя без глаз» – дело страдает, когда за него отвечает много человек.

«Правда глаза колет» – неприятно слышать правду.

«Глазами кос, а душою прям» – не внешность определяет суть человека.

«В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает» – не всегда мы критично можем оценивать себя.

(Синоним: «Свой глаз алмаз, чужой – стёклышко».)

«В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.

  1. Изучение нового материала.

Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения, или единой системы из определенных рецепторов.

    1. Организация самостоятельной работы с карточками. (5 мин)

Вспомогательные системы:

- Брови

- Веки

- Слезный аппарат

Оболочки глаза:

- Белочная (склера)

- Сосудистая

- Сетчатка

Оптическая система:

- Роговица

- Радужка

- Зрачок

- Хрусталик

- Стекловидное тело

Световоспринимающая система:

- Фоторецепторы (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)

3.2. Демонстрация видеофильма. (3 мин) Видеофрагмент №1

3.3. Самостоятельная работа учащихся с разборными моделями глаза. (3 мин)

3.4. Закрепление (работа с интерактивным пособием) (3 мин) Слайды №4-8

3.5. Эксперимент, показывающий взаимосвязь основных частей анализатора (2 мин.) Цветовой тест (называть цвет слов)

3.6. Демонстрация копий разных художников. Слайды №9-10

3.7. Лабораторная работа по определению: (3 мин)

- массового месторасположения палочек и колбочек;

- цветоощущения. (3 мин)

3.8. Гигиена зрения.

- Сообщение учащегося о причинах близорукости и дальнозоркости. Видеофрагмент №2

- Гимнастика для глаз.

  1. Подведение итогов, выводы.

  2. Выставление и комментирование оценок.

  3. Прослушивание аудиозаписи «Как прекрасен этот мир» Слайд №11



ЛИТЕРАТУРА:


Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. // Биология в основной школе: 5-9 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2008


Демьянков Е.Н. Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы. М.: Владос, 2004

А.В. Пименов. И.Н. Пименова. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов, издательство Добродея, 1997


А.В. Пименов. О.В. Гончаров. Пособие по биологии для поступающих в вузы. М.: издательство Энас, 2001


А.В. Пименов. Презентации к урокам. Саратов. Физико-математический лицей №1. 2009


Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в двух томах. М.: Мир, 1992


В процессе подготовки к уроку были использованы материалы со следующих сайтов:


http://www.shytok.net/index.php?name=News&op=Article&sid=5137

http://www.excimerclinic.ru/press/eyegimnastika

http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php

http://school-collection.edu.ru/


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ.


1. Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений.

- С глаз долой.

– Быть на глазах.

- Сделать на глаз.

- Глаза на мокром месте.

- У страха глаза велики.

- У семи нянек дитя без глаз.

- Правда глаза колет.

- Глазами кос, а душою прям.

- В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает.

- В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.


2. Это интересно:


2.1. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 минуту.

2.2. Слезная жидкость соленая на вкус и имеет щелочную реакцию. Она содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. В ней содержится также особое вещество ЛИЗОЦИМ, способный убивать микробов.

2.3. Со слезами из организма выводятся опросные яды (токсины), которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается, сдерживать слезы – значит, медленно отравлять себя.

2.4. Глаз – самый подвижный орган из всех органов человеческого организма. Различные движения глаз обеспечивают глазодвигательные мышцы. Всего их шесть.

2.5. Самым важным местом сетчатки является центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Здесь находится до 147 тыс. на 1 мм колбочек, а палочки отсутствуют.

2.6.Чувствительность человеческого глаза к свету после пребывания в темноте в течение одной минуты возрастает в 10 раз, 20 минут – в 6 000 раз, в течении 40 минут – в 25 000 раз.

2.7. Глаз способен различать 130 – 250 чистых цветовых тона и до 10 000 000 смешанных оттенков.

2.8. Сетчатка содержит около 125 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек.

2.9. Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зеленый и желтый цвет.

2.10. Первый цвет, который начинают видеть дети – красный.

3. Вас это может заинтересовать:

3.1. Глаза могут передавать самые тонкие нюансы настроения. Достаточно вспомнить примеры из художественной литературы: горящий взгляд, холодный взгляд, ранящий взгляд, добрый, мудрый, равнодушный. Однако — и это научный факт — глаза не выражают никаких эмоций. Эмоциональное воздействие глаз возникает благодаря способам их воздействия на наблюдателей (продолжительность взгляда, величина раскрытия век, прищуривание) и мимике лица (мелкие движения мышц, которые позволяют послать почти любое сообщение). Например, полностью раскрытые глаза говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию.

Весьма информативны зрачки глаз. В зависимости от изменения у человека настроения, отношения к собеседнику или к ситуации изменяются и его зрачки. При сильном волнении, влюбленности зрачки начинают увеличиваться, при негативном отношении — сужаться. Глаза превращаются в бусинки, взгляд становится змеиным. Торговцы, внимательно наблюдая за глазами потенциального покупателя, всегда могут с уверенностью сказать, купит ли он данный товар — заинтересованность в покупке выдают расширенные зрачки.

Увеличение зрачков отражает также получение удовольствия от общения, получаемой информации, музыки, пищи; при сильном страдании и боли; при употреблении некоторых лекарств и наркотиков. Сужение зрачков говорит о накатывании раздражения, ненависти, о неприятии чего-либо.

3.2. Глаза играют очень важную роль в процессе ухаживания. Женщины используют макияж для того, чтобы усилить притягательную силу взгляда. Кстати, большинство романтических свиданий проходит при приглушенном свете, который способствует расширению зрачков.

3.3. Зрачки младенцев и маленьких детей больше, чем у взрослых, таким образом, дети подсознательно привлекают к себе внимание.

3.4. Старинная мудрость гласит: «Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним». Это помогает настроиться на волну собеседника и лучше понять его.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!