Урок разработан для гимназических и общеобразовательных классов, но может быть использован и на уроках биологии в профильных классах, а также во внеклассной деятельности и для самостоятельного изучения или повторения темы учащимися. Особенностью урока является направленность на самостоятельность и осознания обучающимися необходимости углубления знаний по теме, а также приоритетности здоровьесбережения.
ТЕМА УРОКА: Органы чувств. Зрительный анализатор.
КЛАСС: 8
ЦЕЛЬ УРОКА:
Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора; воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию.
ЗАДАЧИ УРОКА
Учебная:
- расширить и закрепить знания об анализаторах;
- изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
- рассмотреть основные правила гигиены зрения.
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;
Развивающая:
- развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные).
ТИП УРОКА: Комбинированный урок.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения; концентрическая технология развития знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Магнитофон.
Разборные модели глаза.
Объемная модель головного мозга.
Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Творческие задания учащимся:
- Домашняя работа с толковым словарем, для определим лексического значение слова «глаза».
- Подбор пословиц, поговорок, высказываний, фраз по теме «Глаза».
- Плакаты и пояснения по теме: Дальнозоркость. Близорукость.
- Подбор комплекса упражнений для глаз.
Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:
- Таблицы Рабкина для изучения цветового зрения.
- Карточки с заданиями.
- Презентация для урока.
- Рамка с натянутой марлей.
- Аппликация: Строение глаза.
ХОД УРОКА
Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте уважаемые коллеги. Здравствуйте ребята садитесь. Для работы на уроке нам необходимы не только учебник, тетради и ручки, но и находящийся на ваших столах раздаточный материал, которым вы должны пользоваться только по мере необходимости.
Введение в тему (5 мин)
Найти человеку свое место в жизни и познать окружающую природу помогают сенсорные системы или органы чувств. Давайте их назовем.
Предполагаемые ответы детей: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Тема нашего урока – Орган зрения. Зрительный анализатор. Слайд №1
Число, тему и домашнее задание учащиеся записывают в тетради.
Параграф – 52, 53, практическая работа стр. 39. стр. 40
Кто сможет дать определение анализатора?
Предполагаемый ответ: Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.
Создание общей схемы СТРОННИЯ АНАЛИЗАТОРА на магнитной доске.
Применимо к Зрительному анализатору мы получим:
Глаза – проводящие пути – затылочная доля коры больших полушарий Слайд №2, Слайд №3
Следовательно, Глаза – это единая система из определенных рецепторов.
«На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку…
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь…»
О чем говорит Маршак?
Предполагаемый ответ: Лексика - вся совокупность слов, словарный запас языка.
Дома я вас просила найти в толковом словаре лексическое обозначение слова ГЛАЗА.
Предполагаемый ответ: Глаза – это орган зрения.
Трудно переоценить как значение зрительного анализатора, так и значение глаз, о которых вы неоднократно слышали, или читали. Прошу вас привести наиболее запомнившиеся вам строки.
Предполагаемые ответы:
- Глаза – это зеркало души
- Как васильки во ржи, цветут в лице глаза (С. Есенин)
- Бегает живо, горит как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз. (Н.Некрасов)
- Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений. Например, «с глаз долой» – прочь, «быть на глазах» – на виду, «сделать на глаз» – приблизительно, «глаза на мокром месте» – часто плакать.
« У страха глаза велики» – говорится, когда на самом деле опасность не так велика.
«У семи нянек дитя без глаз» – дело страдает, когда за него отвечает много человек.
«Правда глаза колет» – неприятно слышать правду.
«Глазами кос, а душою прям» – не внешность определяет суть человека.
«В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает» – не всегда мы критично можем оценивать себя.
(Синоним: «Свой глаз алмаз, чужой – стёклышко».)
«В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.
Изучение нового материала.
Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения, или единой системы из определенных рецепторов.
Организация самостоятельной работы с карточками. (5 мин)
Вспомогательные системы:
- Брови
- Веки
- Слезный аппарат
Оболочки глаза:
- Белочная (склера)
- Сосудистая
- Сетчатка
Оптическая система:
- Роговица
- Радужка
- Зрачок
- Хрусталик
- Стекловидное тело
Световоспринимающая система:
- Фоторецепторы (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)
3.2. Демонстрация видеофильма. (3 мин) Видеофрагмент №1
3.3. Самостоятельная работа учащихся с разборными моделями глаза. (3 мин)
3.4. Закрепление (работа с интерактивным пособием) (3 мин) Слайды №4-8
3.5. Эксперимент, показывающий взаимосвязь основных частей анализатора (2 мин.) Цветовой тест (называть цвет слов)
3.6. Демонстрация копий разных художников. Слайды №9-10
3.7. Лабораторная работа по определению: (3 мин)
- массового месторасположения палочек и колбочек;
- цветоощущения. (3 мин)
3.8. Гигиена зрения.
- Сообщение учащегося о причинах близорукости и дальнозоркости. Видеофрагмент №2
- Гимнастика для глаз.
Подведение итогов, выводы.
Выставление и комментирование оценок.
Прослушивание аудиозаписи «Как прекрасен этот мир» Слайд №11
ЛИТЕРАТУРА:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. // Биология в основной школе: 5-9 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2008
Демьянков Е.Н. Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы. М.: Владос, 2004
А.В. Пименов. И.Н. Пименова. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов, издательство Добродея, 1997
А.В. Пименов. О.В. Гончаров. Пособие по биологии для поступающих в вузы. М.: издательство Энас, 2001
А.В. Пименов. Презентации к урокам. Саратов. Физико-математический лицей №1. 2009
Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в двух томах. М.: Мир, 1992
В процессе подготовки к уроку были использованы материалы со следующих сайтов:
http://www.shytok.net/index.php?name=News&op=Article&sid=5137
http://www.excimerclinic.ru/press/eyegimnastika
http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php
http://school-collection.edu.ru/
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ.
1. Со словом ГЛАЗА связано много устойчивых выражений.
- С глаз долой.
– Быть на глазах.
- Сделать на глаз.
- Глаза на мокром месте.
- У страха глаза велики.
- У семи нянек дитя без глаз.
- Правда глаза колет.
- Глазами кос, а душою прям.
- В чужом глазу соринку видит, в своём – бревна не замечает.
- В глаза ласкает, а за глаза лает» – лицемерие людей.
2. Это интересно:
2.1. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 минуту.
2.2. Слезная жидкость соленая на вкус и имеет щелочную реакцию. Она содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. В ней содержится также особое вещество ЛИЗОЦИМ, способный убивать микробов.
2.3. Со слезами из организма выводятся опросные яды (токсины), которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается, сдерживать слезы – значит, медленно отравлять себя.
2.4. Глаз – самый подвижный орган из всех органов человеческого организма. Различные движения глаз обеспечивают глазодвигательные мышцы. Всего их шесть.
2.5. Самым важным местом сетчатки является центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Здесь находится до 147 тыс. на 1 мм колбочек, а палочки отсутствуют.
2.6.Чувствительность человеческого глаза к свету после пребывания в темноте в течение одной минуты возрастает в 10 раз, 20 минут – в 6 000 раз, в течении 40 минут – в 25 000 раз.
2.7. Глаз способен различать 130 – 250 чистых цветовых тона и до 10 000 000 смешанных оттенков.
2.8. Сетчатка содержит около 125 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек.
2.9. Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зеленый и желтый цвет.
2.10. Первый цвет, который начинают видеть дети – красный.
3. Вас это может заинтересовать:
3.1. Глаза могут передавать самые тонкие нюансы настроения. Достаточно вспомнить примеры из художественной литературы: горящий взгляд, холодный взгляд, ранящий взгляд, добрый, мудрый, равнодушный. Однако — и это научный факт — глаза не выражают никаких эмоций. Эмоциональное воздействие глаз возникает благодаря способам их воздействия на наблюдателей (продолжительность взгляда, величина раскрытия век, прищуривание) и мимике лица (мелкие движения мышц, которые позволяют послать почти любое сообщение). Например, полностью раскрытые глаза говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию.
Весьма информативны зрачки глаз. В зависимости от изменения у человека настроения, отношения к собеседнику или к ситуации изменяются и его зрачки. При сильном волнении, влюбленности зрачки начинают увеличиваться, при негативном отношении — сужаться. Глаза превращаются в бусинки, взгляд становится змеиным. Торговцы, внимательно наблюдая за глазами потенциального покупателя, всегда могут с уверенностью сказать, купит ли он данный товар — заинтересованность в покупке выдают расширенные зрачки.
Увеличение зрачков отражает также получение удовольствия от общения, получаемой информации, музыки, пищи; при сильном страдании и боли; при употреблении некоторых лекарств и наркотиков. Сужение зрачков говорит о накатывании раздражения, ненависти, о неприятии чего-либо.
3.2. Глаза играют очень важную роль в процессе ухаживания. Женщины используют макияж для того, чтобы усилить притягательную силу взгляда. Кстати, большинство романтических свиданий проходит при приглушенном свете, который способствует расширению зрачков.
3.3. Зрачки младенцев и маленьких детей больше, чем у взрослых, таким образом, дети подсознательно привлекают к себе внимание.
3.4. Старинная мудрость гласит: «Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним». Это помогает настроиться на волну собеседника и лучше понять его.