Урок: «Христос и Его крест».
Урок разработали: учителя начальных классов МАОУ лицея №29 Бунина Елена Юрьевна, Сологубова Наталия Борисовна.
Проблема. Как часто человек, столкнувшись с проблемами, склонен корить судьбу и желать иной участи! Как часто в эти моменты взор обращается на более удачливых людей! Нередко хочется схитрить, обойти трудности. Какое решение принять? Как помочь ребенку увидеть истинный путь?
Цель: раскрытие смысла Креста как символа православной веры.
Задачи:
1.Довести до сознания детей знания о том, как Бог стал человеком.
2.Познакомить с символикой Креста.
3.Познакомить с христианским пониманием выражения «нести крест».
4.Расширить у учащихся такого христианского понятия, как «достойно нести свой крест».
5.Способствовать развитию логического мышления учащихся, умения сопоставлять и аргументировано доказывать свою точку зрения, их кругозора и письменной речи.
6.Способствовать формированию в сознании учащихся сознательного отношения к своим поступкам и желаниям.
В области формирвания УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, православный Крест.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма организации образовательного процесса: беседа с использованием информационно-коммуникативных технологий и дедуктивного метода обучения, работа в группах.
Технологии обучения:
Механизмы формирования ключевых компетенций:
работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт;
проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельная и коллективная деятельность, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды и формы контроля.
Текущий контроль: фронтальный опрос, самостоятельная работа в виде сочинения-рассуждения.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, прошедшие обучение по курсу ОРКСЭ должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Личностные: Получат знания о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
Предметные: Сформируются представления о понятиях « Боговоплощение», « Богочеловек», «Крест», их взаимосвязи;
Метапредметные: Получат первоначальные навыки извлечения и передачи существенной информации из различных источников; получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;
Подготовительная работа.
Учителем заранее готовится для просмотра мультипликационный фильм «Твой Крест». См. приложение.
Учитель заранее продумывает вопросы для обсуждения, для работы в группах
Подбирается притча, отвечающая теме и цели урока (например, притча «Пропасть»), готовится раздаточный материал с нею - см. приложение.
Оформление класса. Картины, таблица «Символика Креста
Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал с притчей, карточки для работы в группах, тетради, ручки.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
-Что обязательно носят православные христиане? (нательный крест)
Ребята, крест в качестве обозначения чего-либо известен людям давно, задолго до Рождества Христова. Древние люди использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля - небо, пространство - время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства. Сегодня на уроке вы узнаете:
- Как Бог стал человеком.
- Почему Христос не уклонился от казни.
- Какова символика креста.
2. Работа по теме урока.
Класс делится на группы по 4 человека. В каждой группе дети изучают информацию по предложенному учителем заданию и сообщают знания другим участникам группы.
1 участник группы
Прочитай статью «Боговоплощение», ответь на вопросы.
Почему Бог вочеловечился?
Что такое «Боговоплощение»?
Когда Бог стал Богочеловеком?
Расскажи информацию другим участникам группы.
2 участник группы
Прочитай статью «Голгофа», ответь на вопросы.
Что такое Голгофа?
Для чего Христу нужна была смерть?
Расскажи информацию другим участникам группы.
3 участник группы.
Прочитай статью «Жертва Христа», рассмотри репродукцию В.Карбинского «В ожидании ареста» ответь на вопросы.
Почему Христос позволил Себя казнить?
Почему крест – символ любви Бога к людям?
4 участник группы
Прочитай статью «Распятие», рассмотри репродукции иконы Дионисия «Распятие», картины И. Крамского «Христос в терновом венце».
Расскажи о распятии.
Подведение итогов работы в группах.
Что означают слова «воплощение», «Богочеловек»?
Что такое Голгофа? (Слайды 1-3)
Для чего, по убеждению христиан, Бог стал Человеком?
Объясните, почему крест – орудие пытки свидетельство страданий Христа - стал символом любви к людям? (слайд 4)
3.Познакомимся с символикой Креста. Сообщение подготовленного ученика.(учебник страница 27, презентация 2 слайд1,2)
4.Постановка проблемы
Детям предлагается подобрать синонимичное выражение к словосочетанию Нести свой Крест – переносить тяготы судьбы.
Далее предлагается порассуждать :
всегда ли мы довольны тем, что нам преподносит судьба?
как нужно вести себя в тяжелых ситуациях?
Как надо нести свой Крест?
5.Работа с раздаточным материалом (притчей «Пропасть»).
Вопросы для анализа притчи:
- почему человек не смог перебраться через пропасть?(его крест оказался короче)
- кто виноват в этом?(он сам отпилил его, чтобы было легче нести)
- как же сложилась его судьба?(в начале все было хорошо, и наш герой радовался своей находчивости, но это оказалось временным, пропасть он преодолеть не смог )
- чему учит эта притча?(не надо хитрить и искать легких путей, надо мужественно переносить все, что дано нам)
6.Просмотр мультипликационного фильма «Твой Крест».-(см.приложение)
Вопросы для обсуждения:
- В какое время происходит действие?
- Что это были за времена? (месяца не прошло после последнего нашествия кочевников, но Русь не сдавалась)
- Каков род деятельности главного героя? (хлебороб)
-Каков его крест? То есть какое его основное занятие в жизни? (растить хлеб)
- Что у него в руках? (плуг)-Плуг тяжел, но герою нравится его жизнь.
- Почему герой захотел, чтобы Господь дал ему другой крест, «полегче»?
- Услышал Господь его молитву?
- Какой крест (судьбу) выбирает герой? (меч княжеский)
- Меч легче плуга, но легче ли судьба? (Дружина – братья. Тяжело терять близких. Тяжело защищать свою веру и умирать за нее)
- Какой еще крест примеряет на себя наш герой?( крест монаха)
- «Молиться-то я умею… а что еще надо?». Молитвослов легче и плуга, и меча княжеского. Легко ли было герою? Почему?
- Какой библейский сюжет напоминает этот эпизод? (Иисус Христос в пустыне).
- Какой крест оказался «легким»?(свой)
- Каким героя видим в финале?(счастливым со своей уцелевшей семьей. Он жертвует собой ради сына- долг отца).
- Кто помог спасателям? (Ангел-хранитель).
- Каковы заключительные слова героя? («Да будет воля Твоя, Господи!»)
7.Рефлексия
Детям предлагается написать сочинение-миниатюру(5-6предложений) на тему: «Какой Крест я хотел(а )бы получить? Почему?»
8 Домашнее задание : страница 27, задание 4.
Источники:
Притчи народов мира: http://sbornikpritch.ru
Православный мультипликационный фильм-притча «Твой крест» http://video.mail.ru/mail/boevica/895/899.html