СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока ОРКЭС

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект урока ОРКЭС по теме "Твой крест". В конспекте подробно описываются разные виды деятельности учащихся по заявленной теме.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока ОРКЭС»

Урок: «Христос и Его крест».

Урок разработали: учителя начальных классов МАОУ лицея №29 Бунина Елена Юрьевна, Сологубова Наталия Борисовна.

Проблема. Как часто человек, столкнувшись с проблемами, склонен корить судьбу и желать иной участи! Как часто в эти моменты взор обращается на более удачливых людей! Нередко хочется схитрить, обойти трудности. Какое решение принять? Как помочь ребенку увидеть истинный путь?

Цель: раскрытие смысла Креста как символа православной веры.



Задачи:

1.Довести до сознания детей знания о том, как Бог стал человеком.

2.Познакомить с символикой Креста.

3.Познакомить с христианским пониманием выражения «нести крест».

4.Расширить у учащихся такого христианского понятия, как «достойно нести свой крест».

5.Способствовать развитию логического мышления учащихся, умения сопоставлять и аргументировано доказывать свою точку зрения, их кругозора и письменной речи.

6.Способствовать формированию в сознании учащихся сознательного отношения к своим поступкам и желаниям.

В области формирвания УУД:

  • познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.



Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, православный Крест.



Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации образовательного процесса: беседа с использованием информационно-коммуникативных технологий и дедуктивного метода обучения, работа в группах.

Технологии обучения:

  • Информационно-коммуникативное обучение.

  • Личностно ориентированное обучение.

  • Интерактивное обучение.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

  • работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт;

  • проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • самостоятельная и коллективная деятельность, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Виды и формы контроля.

Текущий контроль: фронтальный опрос, самостоятельная работа в виде сочинения-рассуждения.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, прошедшие обучение по курсу ОРКСЭ должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

  1. Личностные: Получат знания о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

  2. Предметные: Сформируются представления о понятиях « Боговоплощение», « Богочеловек», «Крест», их взаимосвязи;

  3. Метапредметные: Получат первоначальные навыки извлечения и передачи существенной информации из различных источников; получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;







Подготовительная работа.

  1. Учителем заранее готовится для просмотра мультипликационный фильм «Твой Крест». См. приложение.

  2. Учитель заранее продумывает вопросы для обсуждения, для работы в группах

  3. Подбирается притча, отвечающая теме и цели урока (например, притча «Пропасть»), готовится раздаточный материал с нею - см. приложение.

Оформление класса. Картины, таблица «Символика Креста

Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал с притчей, карточки для работы в группах, тетради, ручки.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

-Что обязательно носят православные христиане? (нательный крест)

Ребята, крест в качестве обозначения чего-либо известен людям давно, задолго до Рождества Христова. Древние люди использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля - небо, пространство - время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства. Сегодня на уроке вы узнаете:



- Как Бог стал человеком.


- Почему Христос не уклонился от казни.


- Какова символика креста.


2. Работа по теме урока.

Класс делится на группы по 4 человека. В каждой группе дети изучают информацию по предложенному учителем заданию и сообщают знания другим участникам группы.

1 участник группы

Прочитай статью «Боговоплощение», ответь на вопросы.

Почему Бог вочеловечился?

Что такое «Боговоплощение»?

Когда Бог стал Богочеловеком?

Расскажи информацию другим участникам группы.

2 участник группы

Прочитай статью «Голгофа», ответь на вопросы.

Что такое Голгофа?

Для чего Христу нужна была смерть?

Расскажи информацию другим участникам группы.

3 участник группы.

Прочитай статью «Жертва Христа», рассмотри репродукцию В.Карбинского «В ожидании ареста» ответь на вопросы.

Почему Христос позволил Себя казнить?

Почему крест – символ любви Бога к людям?

4 участник группы

Прочитай статью «Распятие», рассмотри репродукции иконы Дионисия «Распятие», картины И. Крамского «Христос в терновом венце».

Расскажи о распятии.

Подведение итогов работы в группах.

Что означают слова «воплощение», «Богочеловек»?

Что такое Голгофа? (Слайды 1-3)

Для чего, по убеждению христиан, Бог стал Человеком?

Объясните, почему крест – орудие пытки свидетельство страданий Христа - стал символом любви к людям? (слайд 4)


3.Познакомимся с символикой Креста. Сообщение подготовленного ученика.(учебник страница 27, презентация 2 слайд1,2)

4.Постановка проблемы

Детям предлагается подобрать синонимичное выражение к словосочетанию Нести свой Крест – переносить тяготы судьбы.

Далее предлагается порассуждать :

    • всегда ли мы довольны тем, что нам преподносит судьба?

    • как нужно вести себя в тяжелых ситуациях?

    • Как надо нести свой Крест?



5.Работа с раздаточным материалом (притчей «Пропасть»).

Вопросы для анализа притчи:

- почему человек не смог перебраться через пропасть?(его крест оказался короче)

- кто виноват в этом?(он сам отпилил его, чтобы было легче нести)

- как же сложилась его судьба?(в начале все было хорошо, и наш герой радовался своей находчивости, но это оказалось временным, пропасть он преодолеть не смог )

- чему учит эта притча?(не надо хитрить и искать легких путей, надо мужественно переносить все, что дано нам)

6.Просмотр мультипликационного фильма «Твой Крест».-(см.приложение)

Вопросы для обсуждения:

- В какое время происходит действие?

- Что это были за времена? (месяца не прошло после последнего нашествия кочевников, но Русь не сдавалась)

- Каков род деятельности главного героя? (хлебороб)

-Каков его крест? То есть какое его основное занятие в жизни? (растить хлеб)

- Что у него в руках? (плуг)-Плуг тяжел, но герою нравится его жизнь.

- Почему герой захотел, чтобы Господь дал ему другой крест, «полегче»?

- Услышал Господь его молитву?

- Какой крест (судьбу) выбирает герой? (меч княжеский)

- Меч легче плуга, но легче ли судьба? (Дружина – братья. Тяжело терять близких. Тяжело защищать свою веру и умирать за нее)

- Какой еще крест примеряет на себя наш герой?( крест монаха)

- «Молиться-то я умею… а что еще надо?». Молитвослов легче и плуга, и меча княжеского. Легко ли было герою? Почему?

- Какой библейский сюжет напоминает этот эпизод? (Иисус Христос в пустыне).

- Какой крест оказался «легким»?(свой)

- Каким героя видим в финале?(счастливым со своей уцелевшей семьей. Он жертвует собой ради сына- долг отца).

- Кто помог спасателям? (Ангел-хранитель).

- Каковы заключительные слова героя? («Да будет воля Твоя, Господи!»)

7.Рефлексия

Детям предлагается написать сочинение-миниатюру(5-6предложений) на тему: «Какой Крест я хотел(а )бы получить? Почему?»

8 Домашнее задание : страница 27, задание 4.

Источники:

Притчи народов мира: http://sbornikpritch.ru

Православный мультипликационный фильм-притча «Твой крест» http://video.mail.ru/mail/boevica/895/899.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!