СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Памятники исламской религии в Казахстане"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по религиоведени. для учащихся 9 класса.Использовать можно на уроке

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Памятники исламской религии в Казахстане"»

Тема: «Памятники исламской культуры в Казахстане».

Цель: Углубить знания учащихся о памятниках исламской культуры в Казахстане.

Задачи:

1.Помочь учащимся в выявлении фактов оказавших влияние ислама на памятники городов Казахстана.

2.Развивать историко-культурологический интерес и осмысление прошлого, умение обобщать, анализировать, пользоваться дополнительной литературой, выражать собственную позицию.

3.Воспитывать чувство уважения к прошлому и бережное отношение к историко-культурным памятникам.

Оборудование: слайды памятников архитектуры, опорная схема, рисунок «Дерево Знания»

Тип урока: комбинированный

Методы: интерактивный, проектный, беседа

І. Организационный момент

1. Определитесь с лидером группы

2. Подумайте и напишите на листочке, что ожидаете от этого урока - что хотите узнать , получить или вынести из него (время 30 секунд)

На доске «Дерево Знания»

3. В конце урока мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы оценить насколько вы были удовлетворены.

ІІ. Проверка домашней работы

Отгадывание кроссворда. Для начала вспомним, что мы знаем по курсу религиоведения.


1.

в

е

р

о

т

е

р

П

и

м

о

с

т

ь


2.

Я

с

А

в

и



3.

М

и

р

с

л

о

в

а


н

а

з

и

д

а

н

и

Я



5.

К

у

р

б

а

н

-

а

й

Т


6.

с

у

Н

н

и

з

м



7.

с

у

ф

И

з

м





8.

Ш

а

К

а

р

и

м


9.

Б

а

л

а

с

а

г

у

н

И




  1. К чему призывали монгольские правители по отношению веры?

  2. Автор поэмы «Дивани хикмет»?

  3. Что означает слово «ислам» в переводе с арабского?

  4. Творчество Абая, где отражены высокие идеалы гуманизма.

  5. Назовите основной мусульманский праздник?

  6. Основное направление в исламе.

  7. Мистико-аскетическое течение в исламе?

  8. Продолжатель идеи Абая ....

  9. Автор произведения «Кутадгу билиг»?

-А кто знает суть этого произведения?

(о миропонимании, о понимании Бога, как универсального начала , объединяющего все, что есть на Земле). Таким образом наша задача изучать и приумножать национальное достояние, преобразуя его в достояние общечеловеческое. В будущем "Культурное наследие", убежден Глава государства, должно сформироваться как уникальный бренд и стать мощным механизмом, служащим повышению авторитета Казахстана на мировой арене. С древнейших времен обширная казахская земля была культурной колыбелью и духовным остовом всего евразийского пространства. Степная цивилизация древних номадов оставила глубокий след в истории человечества и в развитии религии.

  • А,о чем говорит ключевое слово кроссворда?

ІІІ.Сообщение новой темы

- Так значит, о чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке.

ІҮ.Новая тема

Эпиграф темы: «Памятники культуры – это душа человека, его нравственность» В.Бузесхул

-Как вы понимаете эпиграф нашей темы? Памятники – это отражение наших взглядов, это осмысление нравственности, уважение к прошлому.

-Запишите тему: «Памятники исламской культуры в Казахстане».

Процессы исламизации в Казахстане происходили по-разному на разных территориях. Точнее говоря, в северных краях процесс распространения шел медленнее, чем в южных.

Как вы думаете, почему? (проблемный вопрос)

Как это проявлялась?(В городах строились многочисленные мечети, мавзолеи)

Впитывающая в себя акценты арабо-иранских культур, исламская культура повлияла и на такие ветви как различные виды ремесла.

Это мы можем заметить по результатам археологических исследований, проведённых в Южном Казахстане.

А что там было найдено, кто знает? (сооружения ІХ-ХІІ вв., свойственные исламским народам, такие как раббаты, мечети и бани)

Если обратить внимание на мечети, построенные в ІХ-Х вв., они просто были переделаны из ранних церквей и домов молитв в мечети. Самая первая мечеть, которая была построена в Южном Казахстане в местности Куйрук тобе. Запишите это.

Как бы там не было, ислам не смог объединить все обряды молитв и поклонений, которые имели место в древне-тюркском мире. Но у нас ешё остаются обычаи на могилах знатных людей строить мавзолеи, молиться им.

Вспомните и назовите эти объекты зодчества. (Х.А.Яссави, Арыстан-бабы, Бабаджа-хатун, Карахан и др.)

Эти места являются не только местом поклонения, но и настоящим произведением средневекового искусства.

Попробуем ответить на вопрос об одном из них. / Электронный учебник-5 класс/

Об истории строительства мечетей на территории нашей страны осветил в своей работе «Мечети и медресе Казахстана» Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали.

Обратите внимание на мечети Магистауской области, что вы заметили? Какие они? Почему подземные?

А вот, что пишет об этом главный муфтий Абсаттар Дербисали:

-К первым мечетям на родине наших предков относится , по-видимому, и мечеть Шакпак-ата (IX-X вв.) на полуострове Мангышлак. Природа региона, а также бытовой, хозяйственный уклад местных жителей подсказывали особенности строения мечети. Несмотря на то, что такой метод строительства в западной части страны прослеживается вплоть до времени жизни Бекет-ата (1750-1813 гг), нигде в Казахстане, кроме Туркестана, он больше пока не встречается.

На юге так называемый хилвет-подземная мечеть-принадлежал знаменитому подвижнику и праведнику, духовному отцу всех тюркских народов, великому мыслителю и поэту Ходже Ахмеду Ясави... Здесь же, неподалеку, археология нашли малый хилвет (XIVвек).

Новое слово: Хилвет-подземная мечеть

Обратите внимание на внешний вид мавзолеев и мечетей,в чем их особенность?

В основном украшены арабскими надписями с использованием геометрического и растительного орнамента. Часть надписей содержит различного рода благопожелания, назидания.

А какие вы знаете благопожелания или назидания? Вспомните.

Например, присутствует в эпиграфе мавзолея Ахмеда Яссауи в Туркестане. Также содержание хадиса о душе и путях познания через нее Аллаха обнаружено в надписях на металлических бронзовых блюдах и подсвечниках ҮІІІ-ХІ вв.

По инициативе Президента Н.А.Назарбаева в Астане каждые три года проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий.

Почему, именно Республика Казахастан стала центром конфессионального объединения?(Казахстан объединяет три мировые религии.)

Проведение в Казахстане съездов лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности.

Ү. Закрепление новой темы

1-группа - тема: «Написать мини-эссе о влиянии ислама на архитектурные памятники» с презентацией в течение 2 минут

2-группа-тема: «Показать сходство и различие памятников Южного Казахстана с другими регионами» с использованием электронной презентации.

3-группа-тема: Исторический репортаж. Написать заметку в газету «Будущее архитектурных памятников Мангистау» с помощью электронной презентации /реклама/

Дополнительные литературы: конституция РК, книга «Культрология», «Слова назидания», программа «Культурное наследие».

ҮІ. Итог урока

Обратите внимание на ваши ожидания.Что нового узнали, интерсного?

ҮІІ. Домашняя работа -подготовить реферат и кроссворд по теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!