Тема: «Памятники исламской культуры в Казахстане».
Цель: Углубить знания учащихся о памятниках исламской культуры в Казахстане.
Задачи:
1.Помочь учащимся в выявлении фактов оказавших влияние ислама на памятники городов Казахстана.
2.Развивать историко-культурологический интерес и осмысление прошлого, умение обобщать, анализировать, пользоваться дополнительной литературой, выражать собственную позицию.
3.Воспитывать чувство уважения к прошлому и бережное отношение к историко-культурным памятникам.
Оборудование: слайды памятников архитектуры, опорная схема, рисунок «Дерево Знания»
Тип урока: комбинированный
Методы: интерактивный, проектный, беседа
І. Организационный момент
1. Определитесь с лидером группы
2. Подумайте и напишите на листочке, что ожидаете от этого урока - что хотите узнать , получить или вынести из него (время 30 секунд)
На доске «Дерево Знания»
3. В конце урока мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы оценить насколько вы были удовлетворены.
ІІ. Проверка домашней работы
Отгадывание кроссворда. Для начала вспомним, что мы знаем по курсу религиоведения.
| 1. | в | е | р | о | т | е | р | П | и | м | о | с | т | ь |
| 2. | Я | с | А | в | и | |
| 3. | М | и | р |
с | л | о | в | а | | н | а | з | и | д | а | н | и | Я | |
| 5. | К | у | р | б | а | н | - | а | й | Т |
| 6. | с | у | Н | н | и | з | м | |
| 7. | с | у | ф | И | з | м | | |
| | 8. | Ш | а | К | а | р | и | м |
| 9. | Б | а | л | а | с | а | г | у | н | И | |
К чему призывали монгольские правители по отношению веры?
Автор поэмы «Дивани хикмет»?
Что означает слово «ислам» в переводе с арабского?
Творчество Абая, где отражены высокие идеалы гуманизма.
Назовите основной мусульманский праздник?
Основное направление в исламе.
Мистико-аскетическое течение в исламе?
Продолжатель идеи Абая ....
Автор произведения «Кутадгу билиг»?
-А кто знает суть этого произведения?
(о миропонимании, о понимании Бога, как универсального начала , объединяющего все, что есть на Земле). Таким образом наша задача изучать и приумножать национальное достояние, преобразуя его в достояние общечеловеческое. В будущем "Культурное наследие", убежден Глава государства, должно сформироваться как уникальный бренд и стать мощным механизмом, служащим повышению авторитета Казахстана на мировой арене. С древнейших времен обширная казахская земля была культурной колыбелью и духовным остовом всего евразийского пространства. Степная цивилизация древних номадов оставила глубокий след в истории человечества и в развитии религии.
ІІІ.Сообщение новой темы
- Так значит, о чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке.
ІҮ.Новая тема
Эпиграф темы: «Памятники культуры – это душа человека, его нравственность» В.Бузесхул
-Как вы понимаете эпиграф нашей темы? Памятники – это отражение наших взглядов, это осмысление нравственности, уважение к прошлому.
-Запишите тему: «Памятники исламской культуры в Казахстане».
Процессы исламизации в Казахстане происходили по-разному на разных территориях. Точнее говоря, в северных краях процесс распространения шел медленнее, чем в южных.
Как вы думаете, почему? (проблемный вопрос)
Как это проявлялась?(В городах строились многочисленные мечети, мавзолеи)
Впитывающая в себя акценты арабо-иранских культур, исламская культура повлияла и на такие ветви как различные виды ремесла.
Это мы можем заметить по результатам археологических исследований, проведённых в Южном Казахстане.
А что там было найдено, кто знает? (сооружения ІХ-ХІІ вв., свойственные исламским народам, такие как раббаты, мечети и бани)
Если обратить внимание на мечети, построенные в ІХ-Х вв., они просто были переделаны из ранних церквей и домов молитв в мечети. Самая первая мечеть, которая была построена в Южном Казахстане в местности Куйрук тобе. Запишите это.
Как бы там не было, ислам не смог объединить все обряды молитв и поклонений, которые имели место в древне-тюркском мире. Но у нас ешё остаются обычаи на могилах знатных людей строить мавзолеи, молиться им.
Вспомните и назовите эти объекты зодчества. (Х.А.Яссави, Арыстан-бабы, Бабаджа-хатун, Карахан и др.)
Эти места являются не только местом поклонения, но и настоящим произведением средневекового искусства.
Попробуем ответить на вопрос об одном из них. / Электронный учебник-5 класс/
Об истории строительства мечетей на территории нашей страны осветил в своей работе «Мечети и медресе Казахстана» Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали.
Обратите внимание на мечети Магистауской области, что вы заметили? Какие они? Почему подземные?
А вот, что пишет об этом главный муфтий Абсаттар Дербисали:
-К первым мечетям на родине наших предков относится , по-видимому, и мечеть Шакпак-ата (IX-X вв.) на полуострове Мангышлак. Природа региона, а также бытовой, хозяйственный уклад местных жителей подсказывали особенности строения мечети. Несмотря на то, что такой метод строительства в западной части страны прослеживается вплоть до времени жизни Бекет-ата (1750-1813 гг), нигде в Казахстане, кроме Туркестана, он больше пока не встречается.
На юге так называемый хилвет-подземная мечеть-принадлежал знаменитому подвижнику и праведнику, духовному отцу всех тюркских народов, великому мыслителю и поэту Ходже Ахмеду Ясави... Здесь же, неподалеку, археология нашли малый хилвет (XIVвек).
Новое слово: Хилвет-подземная мечеть
Обратите внимание на внешний вид мавзолеев и мечетей,в чем их особенность?
В основном украшены арабскими надписями с использованием геометрического и растительного орнамента. Часть надписей содержит различного рода благопожелания, назидания.
А какие вы знаете благопожелания или назидания? Вспомните.
Например, присутствует в эпиграфе мавзолея Ахмеда Яссауи в Туркестане. Также содержание хадиса о душе и путях познания через нее Аллаха обнаружено в надписях на металлических бронзовых блюдах и подсвечниках ҮІІІ-ХІ вв.
По инициативе Президента Н.А.Назарбаева в Астане каждые три года проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
Почему, именно Республика Казахастан стала центром конфессионального объединения?(Казахстан объединяет три мировые религии.)
Проведение в Казахстане съездов лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности.
Ү. Закрепление новой темы
1-группа - тема: «Написать мини-эссе о влиянии ислама на архитектурные памятники» с презентацией в течение 2 минут
2-группа-тема: «Показать сходство и различие памятников Южного Казахстана с другими регионами» с использованием электронной презентации.
3-группа-тема: Исторический репортаж. Написать заметку в газету «Будущее архитектурных памятников Мангистау» с помощью электронной презентации /реклама/
Дополнительные литературы: конституция РК, книга «Культрология», «Слова назидания», программа «Культурное наследие».
ҮІ. Итог урока
Обратите внимание на ваши ожидания.Что нового узнали, интерсного?
ҮІІ. Домашняя работа -подготовить реферат и кроссворд по теме.