СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по литературному чтению: Устное народное творчество (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить знания  о фольклоре.

Задачи:

 Образовательные:

  • повторить сведения об устном народном творчестве,
  • познакомить с понятием «малые жанры»,
  • формировать умение различать малые жанры фольклора,
  • обогащать эстетический и познавательный опыт детей;

Развивающие:

  • развивать навыки коллективной работы, работу в парах,
  • образное мышление, словарный запас, творчество;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по литературному чтению: Устное народное творчество (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)»

Тема урока: Устное народное творчество (3 класс система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Цель: расширить знания о фольклоре.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить сведения об устном народном творчестве,

  • познакомить с понятием «малые жанры»,

  • формировать умение различать малые жанры фольклора,

  • обогащать эстетический и познавательный опыт детей;

Развивающие:

  • развивать навыки коллективной работы, работу в парах,

  • образное мышление, словарный запас, творчество;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной работы учащихся, таблички с названием жанров.

Ход урока

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок литературного чтения принесет нам радость открытий, общения друг с другом. Желаю нам успехов.

2. Актуализация знаний.

Учитель поет колыбельную песню:

Баю- бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули.

Нашу Таню не буди.

- Вам понравилась песня?

- Для чего поют такие песни?

- Как называется такая песня? А вам родители пели колыбельные песни? Попробуйте спеть.

- Откуда мама знает колыбельные песни? (передавалась из поколения в поколение)

- Вы, догадались какая тема сегодня нашего урока?

- На доске: - Попробуйте сформулировать тему урока по опорным словам

устное фольклор творчество народное

- Что же у вас получилось?

- Сегодня на уроке мы поделимся своими знаниями и узнаем что-то новое.

- Что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока?

УСТНОЕ – от слова «уста» - рот то, что произносится, а не пишется.

НАРОДНОЕ – принадлежащее народу и неизвестны их первые авторы.

ТВОРЧЕСТВО – создание чего-то нового.

- У нас осталось еще одно слово? – Это разные темы? Устное народное творчество имеет и другое название фольклор (от английских слов «народная мудрость»).

- Только ли колыбельные песни передавались из поколения в поколение? Что вы об этом знаете? (дети называют произведения устного народного творчества).

3. Постановка проблемы.

- Определите, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

1. Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

2. Катилось яблоко мимо сада.

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

  1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке щетинка. (поросенок)

  1. Серый зайка вырвал травку,

Положил её на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

  1. На дворе – трава,

На траве – дрова,

Не руби дрова,

На дворе – трава.

  1. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  1. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

  1. Осень, осень, в гости просим,

Погости неделек восемь.

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

- В таких стишках люди обращались к явлениям природы, люди верили, что слова могут повлиять на силу природы. В давние времена с их помощью вызывали дождь, зазывали весну, солнышко, просили, чтобы вырос богатый урожай, обращались к птицам. Это были стихи – заклинания.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давайте попробуем позвать осень - красочную, разноцветную, урожайную, с движениями.

5. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите, прочитайте тексты и попробуйте найти сходства и различия. На работу вам дается 1 минута (дети работают в парах).

Карточка 1

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

Карточка 2

От топота копыт пыль по полю летит.

Карточка 3

Катилось яблоко по блюду,

Я водить не буду.

Карточка 4

Жили – были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзывается. Ходила-ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула дверь – дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:

- Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

- Чем похожи эти произведения?

- Чем отличаются произведения? (ответы детей)

- На какие две группы можно разделить эти тексты? (1- произведения маленькие, короткие, 2 – большие, длинные).

- Как бы вы назвали эти произведения? (ответы детей, учитель помогает определить правильное понятие - малые жанры устного народного творчества)

- Какие еще произведения у.н.т. отнесем к малым жанрам?

6. Закрепление знаний. Творческое задание.

- Сегодня на уроке познакомились с новым жанром устного народного творчества.

- Составьте закличку про дождь.

………………….. веселей,

…………………… не жалей.

…………………….не намочи,

……………………..не стучи.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не намочи,

Зря в окошко не стучи.

7. Итоговая рефлексия.

На доске кленовый лист

- Давайте раскрасим его.

Желтый – узнал на уроке что-то новое;

Оранжевый – закрепил знания.

Наш кленовый лист превратили в осенний.