-На какой мы сейчас ступеньке? -На первой. -Что нам нужно узнать? -Как получается число 0. -Посмотрите на доску (слайд 3) Сколько ягод на первой тарелке? -Пять. -Две ягоды съели. Сколько ягод осталось? -Три. -Еще съели три ягоды. Сколько ягод осталось. -Нисколько. -А что значит нисколько? Какую цифру мне написать теперь на доске? -Нуль. -Итак, какой цифрой обозначают отсутствие предметов? -Нулём. -Откройте учебники на с.30, посмотрите на демонстрационное табло. -Сколько предметов в « мешке»? -Ни одного. -Сколько точек на кости домино? -Нет ни одной. -Рассмотрите следующий рисунок. Как называют это явление осени, когда летят листья? -Листопад. -Сколько было листиков на ветке? -Четыре. -Что произошло? -Ветер сорвал все листики. -Какое число обозначает отсутствие предметов? -Число 0. -А теперь вы готовы ответить, где на числовом луче нужно расположить число 0? -В самом начале, перед цифрой 1. -Почему вы так думаете? -Потому что 0, меньше любого натурального числа. -Является ли 0 натуральным числом? -Нет. -Итак, мы сделали первое открытие. -Физминутка. Чашечка с чайничком, Чайничек с крышечкой, Крышечка с дырочкой, С дырочки пар (Показ руками) -Что заметили? -Мы смоделировали цифру 0 пальцами. -Ребята, как правильно говорить ноль или нуль? -Правильно и так, и так.. -Число 0 записывают цифрой 0. Так её печатают, а так – пишут. (Показ) -Что напоминает цифра 0? -Колесо, руль, букву О… Учитель читает стихотворение С.Маршака и показывает рисунок. Цифра вроде буквы О- Это нуль иль ничего. -Чтобы научиться писать цифру надо её смоделировать, что для этого у вас есть на парте? -Проволока. -Попробуйте выложить нуль у себя на столе. -Что ещё нужно сделать? -Написать в воздухе, написать пальчиком на своей ладони и на ладони соседа. -Теперь можно прописать цифру 0 на с. 31. - Физминутка. -Я показываю карточку с цифрой, а вы делаете столько движений. Слушайте внимательно и выполняйте. 3 – похлопайте, 7 – потопайте, 5 – присядьте, 0 – подпрыгните, 2 – наклонитесь, 8 – покачайте головой, 1 – пожмите плечами 0 – лягте на пол. -Молодцы! Вы очень внимательны. Работаем по учебнику. -Это число необычное и у него есть свойства. На с. 30 найдите задание 1, прочитайте запись. 3+0 Как вы думаете, чему равен результат? Покажите, используя «веер» цифр -Проверим. Сколько фигур в первой части? (3) -Сколько фигур во второй части? (0) -Если к 3 треугольникам прибавим пустой мешок, в результате получим те же треугольники. Значит, 3+0=3 -Сделайте иллюстрацию. -Прочитайте следующую запись. 0+3 -Что изменилось? -Поменялись местами части. -Изменится ли результат? Почему? -От перестановки слагаемых сумма не изменяется. -Всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Докажем. Работа в парах. (берут 2 разных числа, сравнивают результат) -Выберите число (учитель предлагает цифры на карточках от 1 до 9). Дети выполняют сложение данного числа с числом 0, используя индивидуальные «мешки» и набор геометрических фигур. -Положите в первый «мешок» … фигур, прибавьте 0 фигур во втором «мешке». -Ссыпьте две части в целое. Сколько будет фигур в целом? -Что вы доказали? -Вместо числа 3 может стоять любое число. Поэтому сложение числа с нулём можно записать в общем виде. Вывод: любое число обозначим буквой а, тогда: а+0=а и 0+а=а -Запишите выражения в тетрадь. -Найдите задание 2. Прочитайте выражение: 2-0. Как его проиллюстрировали? -Из двух кругов в первом «мешке» вычитали пустой «мешок». -Как вы думаете, чему равен результат? (2) -Подумайте и скажите, всегда ли при вычитании из числа 0 получается то же самое число? Проверим. Работа в парах. Дети выполняют действие вычитания на парте с «мешками» и геометрическими фигурами. -Чему равен результат? -Этому же числу. Запишите выражение вычитания числа 0 из любого числа в общем виде. а-0=а -Прочитайте следующую запись. 2-2 -Покажите чему равен результат (0) -Проверим на основе действий с «мешками» и фигурами. -Как это действие записать в общем виде? а-а=0 -Что мы узнали, чему научились? Узнали как получается число 0, научились писать цифру 0, познакомились со свойствами 0) |