СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по математике. Число и цифра ноль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспектива", учебник Л. Ф. Петерсон для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по математике. Число и цифра ноль.»


План-конспект урока

Костина Елена Николаевна

МБОУ «Лицей №3»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Класс: 1

Предмет: математика.

Петерсон Л. Г., Математика «Учусь учиться», М.: Издательство «Ювента», 2011г.

Тема урока: Число и цифра 0.

Цель урока: создание условий для приобретения знаний обучающимися о числе 0, цифре 0 и о свойствах 0.


Планируемые результаты

Предметные умения:

-изучить число 0 и его свойства;

-научиться обозначать число 0 цифрой 0;


Универсальные учебные действия:

Личностные:- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимать причины успеха в учебной деятельности;

Регулятивные:- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные:- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-ставить познавательные цели; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:- планировать учебное сотрудничество; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации.


Средства обучения: Петерсон Л.Г., Математика «Учусь учиться», М.: Издательство «Ювента», 2011г.


п/п

Ход урока

Формируемые УУД


Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и обучающихся


коммуникативные


познавательные


регулятивные


личностные

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Психологический настрой.

.

-Улыбнитесь друг другу, пожмите руки, пожелайте удачной работы.

-Ребята, а что вы уже узнали на уроках математики, чему научились?

-Знаем числа от 1 до 9, знаем арифметические знаки, умеем сравнивать числа и выражения…

Планировать учебное сотрудничество.

Оформлять свои мысли в устной форме.



Обеспечить учащимся организацию учебной деятельности.

Внутренняя позиция школьника; положительная учебная мотивация.

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организовать подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы.

-Хорошо, давайте посмотрим, как вы знаете числа.

-Используя «веер» цифр, покажите о какой цифре идёт речь.

Это месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь посмотри:

Получилась цифра ( три!)


Налитая, симпатичная

Цифра

Самая отличная. (пять)


Коль нет косы, совет наш всем:

Траву косите цифрой (семь).


Отличите вы едва

Лебедя от цифры (два)


Эта цифра непростая:

Не то головастик, не то запятая (девять)


Никак не может наклониться

Прямая цифра (единица)


Делал Егорка с мамой уборку

Опрокинул стул в квартире,

Стал похож он на (четыре).


Бабушка вязала, кошка играла,

Была шерсть, получилось (шесть).


Вас подтвердить, ребята, просим,

Что снеговик похож на (восемь).

-Расскажите всё, что вы знаете об этих числах?

-Натуральные, однозначные.

-Какие числа называются натуральными?

-Числа, которыми можно посчитать предметы.

-Почему они однозначные?

-Для записи требуется одна цифра.

-Я записала эти цифры на доске:

3, 5, 7, 2, 9, 1, 4, 6, 8, 0


Расположите их в порядке возрастания.

Прочитайте, что получилось.

- В чем закономерность? (Каждое следующее число увеличивается на 1)

Что вы заметили?

-Одна цифра осталась «лишняя».

Слушать и понимать речь других


Осуществлять действие по заданному правилу.

Смыслообразование.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулирование темы урока.

-Кто знает. что это за цифра?

-Это ноль.

-Изучали мы эту цифру, это число раньше?

-Нет.

-Что мы о ней знаем?

-Как она называется.

-Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке, чему будем учиться?

-Познакомимся с числом и цифрой 0.

-Куда запишем цель урока?

-В солнышко.

Высказывание своего мнения, обсуждение.

Постановка и формулирование проблемы

Самостоятельное выделение и формулирование цели урока.

Учебно-познавательный интерес.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Обдумывание проекта будущих учебных действий: постановка цели, построение плана достижения цели.

-А чтобы подняться к солнышку, нам нужно шагать по ступенькам.

-Кто помнит, что мы узнаем на первой ступеньке, что будем делать на второй и третьей?

-Сначала надо узнать, как получается число. Потом конструируем цифру и учимся её писать. Дальше применяем полученные знания, а на последней ступеньке проверяем себя и оцениваем свою работу.

Построение монологического высказывания.

Постановка познавательной цели.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Планирование своих действий.


5.

Реализация построенного проекта.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи.

-На какой мы сейчас ступеньке?

-На первой.

-Что нам нужно узнать?

-Как получается число 0.

-Посмотрите на доску (слайд 3)

Сколько ягод на первой тарелке?

-Пять.

-Две ягоды съели. Сколько ягод осталось?

-Три.

-Еще съели три ягоды. Сколько ягод осталось.

-Нисколько.

-А что значит нисколько? Какую цифру мне написать теперь на доске?

-Нуль.

-Итак, какой цифрой обозначают отсутствие предметов?

-Нулём.

-Откройте учебники на с.30, посмотрите на демонстрационное табло.

-Сколько предметов в « мешке»?

-Ни одного.

-Сколько точек на кости домино?

-Нет ни одной.

-Рассмотрите следующий рисунок. Как называют это явление осени, когда летят листья?

-Листопад.

-Сколько было листиков на ветке?

-Четыре.

-Что произошло?

-Ветер сорвал все листики.

-Какое число обозначает отсутствие предметов?

-Число 0.

-А теперь вы готовы ответить, где на числовом луче нужно расположить число 0?

-В самом начале, перед цифрой 1.

-Почему вы так думаете?

-Потому что 0, меньше любого натурального числа.

-Является ли 0 натуральным числом?

-Нет.

-Итак, мы сделали первое открытие.


-Физминутка.

Чашечка с чайничком,

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с дырочкой,

С дырочки пар (Показ руками)

-Что заметили?

-Мы смоделировали цифру 0 пальцами.

-Ребята, как правильно говорить ноль или нуль?

-Правильно и так, и так..

-Число 0 записывают цифрой 0.

Так её печатают, а так – пишут. (Показ)

-Что напоминает цифра 0?

-Колесо, руль, букву О…

Учитель читает стихотворение С.Маршака и показывает рисунок.

Цифра вроде буквы О-

Это нуль иль ничего.

-Чтобы научиться писать цифру надо её смоделировать, что для этого у вас есть на парте?

-Проволока.

-Попробуйте выложить нуль у себя на столе.

-Что ещё нужно сделать?

-Написать в воздухе, написать пальчиком на своей ладони и на ладони соседа.

-Теперь можно прописать цифру 0 на с. 31.

-

Физминутка.

-Я показываю карточку с цифрой, а вы делаете столько движений. Слушайте внимательно и выполняйте.

3 – похлопайте, 7 – потопайте,

5 – присядьте, 0 – подпрыгните,

2 – наклонитесь,

8 – покачайте головой,

1 – пожмите плечами

0 – лягте на пол.

-Молодцы! Вы очень внимательны.

Работаем по учебнику.

-Это число необычное и у него есть свойства. На с. 30 найдите задание 1, прочитайте запись.

3+0

Как вы думаете, чему равен результат? Покажите, используя «веер» цифр

-Проверим. Сколько фигур в первой части? (3)

-Сколько фигур во второй части? (0)

-Если к 3 треугольникам прибавим пустой мешок, в результате получим те же треугольники. Значит, 3+0=3

-Сделайте иллюстрацию.

-Прочитайте следующую запись.

0+3

-Что изменилось?

-Поменялись местами части.

-Изменится ли результат? Почему?

-От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

-Всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Докажем.

Работа в парах. (берут 2 разных числа, сравнивают результат)

-Выберите число (учитель предлагает цифры на карточках от 1 до 9).

Дети выполняют сложение данного числа с числом 0, используя индивидуальные «мешки» и набор геометрических фигур.

-Положите в первый «мешок» … фигур, прибавьте 0 фигур во втором «мешке».

-Ссыпьте две части в целое. Сколько будет фигур в целом?

-Что вы доказали?

-Вместо числа 3 может стоять любое число.

Поэтому сложение числа с нулём можно записать в общем виде.

Вывод: любое число обозначим буквой а, тогда: а+0=а и 0+а=а

-Запишите выражения в тетрадь.

-Найдите задание 2. Прочитайте выражение: 2-0. Как его проиллюстрировали?

-Из двух кругов в первом «мешке» вычитали пустой «мешок».

-Как вы думаете, чему равен результат? (2)

-Подумайте и скажите, всегда ли при вычитании из числа 0 получается то же самое число?

Проверим. Работа в парах.

Дети выполняют действие вычитания на парте с «мешками» и геометрическими фигурами.

-Чему равен результат?

-Этому же числу.

Запишите выражение вычитания числа 0 из любого числа в общем виде. а-0=а

-Прочитайте следующую запись.

2-2

-Покажите чему равен результат (0)

-Проверим на основе действий с «мешками» и фигурами.

-Как это действие записать в общем виде?

а-а=0

-Что мы узнали, чему научились?

Узнали как получается число 0, научились писать цифру 0, познакомились со свойствами 0)

Учебное сотрудничество с учителем.






































































Умение слушать и понимать речь других.























































Сотрудничество учащихся в паре. Строить понятные для партнёра высказывания



Понимание и принятие учащимися учебной задачи. Умение действовать по плану, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Оценивание усваиваемого содержания.

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

-Повторим свойства 0, а для этого поиграем.

Игра «Продолжи фразу».

-Если к а+0, то получится…(а)

-Если к 0+а, то получится…(а)

-Если из а-0, то получится…(а)

-Если из а-а, то получится…(0)

Как будут звучать фразы, если а=5?

Игра продолжается.


Выведение следствий.

Контроль и коррекция.


7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, сравнивая с эталоном.

-Как называется ступенька, на которой мы сейчас находимся?

-Проверяем себя.

-Чтобы убедиться в прочности знаний предлагаю самостоятельно выполнить задание 4 с. 30.

Работа по вариантам.

Проверка: на доске:

Вариант 1. 5-5=0 0+2=2

6+0=6 3-3=0

9-0=9 7-0=7


Вариант 2. 8-0=8 4-4=0

0+2=2 6-0=6

7-7=0 5+0=5

-Сверьте свои ответы.


Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать правильность выполнения действия.


8.

Включение в систему знаний и повторение.

Выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

-Ребята, попробуем применить полученные знания при решении выражений с.31, задание 5

-Что нужно сделать в этом задании?

-Вычислить результат выражения, используя числовой отрезок.

2 ученика выполняют у доски.

8-0-5=… 0+3+6=…


Умение структурировать знания.



9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оценить собственную деятельность на уроке.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что такое нуль, как он получается, как его писать.

-Какие свойства нуля теперь знаете?

-Сможете ли их обосновать?

-Над чем можно продолжить работу?

- Решать выражения с 0, сравнивать выражения с 0.

Формулирование и аргументация своего мнения.

Контроль и оценка результатов деятельности.


Самооценка на основе критерия успешности




Использованная литература


1.Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 2./Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2011г.


2.Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. / авт.-сост. Т. В. Бут. – Волгоград: Учитель, 2010г.


3.Развитие творческих способностей у детей. В.А. Борзова, А. А. Борзов. – Самарский Дом печати, 1994г.


Интернет – ресурсы