Тема: Красная книга. Красная книга России и Республики Татарстан.
Цели: Ознакомление с Красной книгой России и Республики Татарстан.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
- учить пользоваться со справочниками, энциклопедиями;
- воспитать бережное отношение к природе.
Проблемный вопрос: С какой целью была создана Красная книга?
Варианты ответов:
- Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных;
- Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.
Тезис:
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!
Оборудование:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- книги об исчезающих растениях и животных,
- рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке,
- цветные карандаши.
Программное обеспечение:
- Презентация «Красная книга» (Приложение);
- Листовка. «Охрана природы – дело народа: моё, твоё, наше»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1. На доске рисунки.
– Каких животных видите?
– Каких животных можно держать дома?
– А каких животных можно увидеть в живом уголке?
– Что объединяет все эти животные?
2. Как вы знаете кошек и собак? Тест.
Дети выполняют задания на странице 32 тетради «Тесты».
III.Сообщение темы урока
1. Прослушивание магнитофонной записи
– Что вы представили перед собой? Какие голоса вы услышали? (Голоса птиц, насекомых, шум ветра, шелест листьев).
2. Слово учителя
– Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
«С природой дело обстоит совсем иначе, чем скажем, с дворцами, разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никакая сила не сможет создать его вновь» – писал Б. Гржилип.
Природу, которая даёт нам все для жизни, надо оберегать, спасать, защищать.
3. Введение в тему
– Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный.
– Как вы думаете, с какой целью создана Красная книга?
(Прослушивается ответы учащихся)
Слайд 3.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с Красной книгой
2. Слайд 4. Красная книга
– Как вы думаете, что символизирует красный цвет?
– Красный цвет – сигнал опасности, тревоги, предупреждения.
3. Просмотр видеоролика
– Как вы думаете, для чего нужна Красная книга? (Ответы детей)
– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны заповедников, заботы об их размножении.
Слайд 5. Для чего нужна Красная книга?
- информирует
- призывает изучать
- предупреждает
- советует
V. Физминутка
VI. Продолжение темы
1. Рассказ учителя о красных книгах
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении, кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное — что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
В 1995 году вышло в свет первое издание Красной книги РТ, содержащее сведения о 32 видах млекопитающих, 85 видах птиц, 4 видах рептилий, 2 видах амфибий, 9 видах рыб, 107 видах беспозвоночных животных, 397 видах растений и 29 видах грибов, нуждающихся в охране.
– В Красной книге есть классификация растений и животных. Прочитайте, на какие группы они разделены.
2. Слайды 6-7. Классификация и виды
3. Прослушивание мини-докладов о классификации и видах растений и животных, внесенных в Красную книгу.
1. Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.
2. Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на желтых страницах.
3. Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.
4. Неопределенные – это виды, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.
5. Восстанавливающиеся – это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зеленых страницах.
4. Работа по учебнику (стр. 82-85)
– Познакомимся с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
(Дети читают тексты на странице 82-83.)
5. Сообщения детей. Слайд 8-9
– Сейчас послушаем ваши сообщения.
(Подготовленные дети рассказывают о растениях и животных Красной книги, показывают рисунки)
6. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу, Лениногорского района. Слайды 10-15
– Дети некоторые растения и животные нашего края тоже находятся под угрозой исчезновения. Это значит, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Рассказ учителя
Слайд-шоу
7. Динамическая пауза
VII. Закрепление
1. Практическая работа.
Вариант I.
– Откройте рабочие тетради на странице 33. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги.
Вариант II.
– Перед вами лежат карточки с заданиями. Раскрасьте животных которые, внесены в Красную книгу.
2. Викторина. Слайд 16
– В каком году в нашей стране вышла первая Красная книга?
– В каком году вышла Красная книга республики Татарстан?
– Какие животные и растения, встречающиеся в наших краях, внесены в Красную книгу?
– О каком растении рассказано?
– Это ценнейшее лекарственное растение. Интересно, что его корень по форме напоминает человеческую фигуру.
– Самый крупный жук нашей страны.
VIII. Итог урока
1. Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем ломать деревья, рвать цветы, разорять гнёзда, убивать насекомых.)
2. Слайд 17. Правила друзей природы
3. Слайды 18 – 19
– У вас па парте лежат листовки. Прочитайте. Пусть это будет нашим обращением всем людям планеты.
Охрана природы – дело народа: мое, твое, наше
Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима, от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
«С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никакая сила не сможет создать его вновъ» – писал Б. Гржилип.
Природу, которая даёт нам все для жизни, надо оберегать, спасать, защищать.
Оглянувшись вокруг, мы задумались: а что можем сделать мы, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать красотой? Что можем сделать для улучшения мира вокруг нас? К кому обратиться за помощью?
Каждый человек должен знать, как предотвратить экологическую катастрофу на нашей Земле и вносить посильный вклад. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
Каждый из нас много может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша и кувшинки; не будет разорять птичьи гнёзда, оставлять мусор в лесу и у водоёма, убивать лягушек и ужей, разводить костры, брать лесных зверей домой.
Давайте же учитъся, видеть красоту растений и животных в их родной стихии, там, где им положено, расти и жить.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Домашнее задание
Прочитать материал учебника с. 82-85.
Придумай правила, которые помогут охране этих животных.