СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ. СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будем говорить о сказках. Познакомимся с докучными сказками, поупражняемся в правильном произношении этих сказок. Поработаем над понятием "сказка", вспомним ранее изученные, разгадав викторину "Сказки". Познакомимся с понятием "текст", "опорные слова". Сочиним сказки по опорным словам, прослушаем их.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ. СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Прочитайте пословицы и постарайтесь сформулировать тему урока.

  • Сказка – ложь, а песня – правда.

  • Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Будем говорить о сказках. Тема урока – «Сказки». Сегодня на уроке мы сочиним сказку по опорным словам.

  1. Лингвистический этап

  1. Эмоциональная речевая разминка

а) словарная работа (по рядам).

- Кто составит больше слов из букв слова «грамотей» (торг, маг, гам, том, рот, грот, гора, март, рота, атом, гром, тема, море, рой, герой).

б) Упражнение на дыхание.

- Прочитайте сказку.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу – мочало; не начать ли сказку сначала?

Такие короткие сказки, которые можно повторять без конца, называются докучными. Подготовьтесь к произнесению этой сказки на одном выдохе. Глубоко вдохните. На выдохе рассказывайте докучную сказку как можно дольше. Посчитайте, сколько раз повторили сказку.

  1. Письмо по памяти

- Как вы понимаете поговорку: «Ошибка не обман»? (Допустить ошибку может каждый, это простительно. Обманывать очень плохо).

3. Работа над понятием «сказка»

- Прочитайте пословицу, объясните её смысл: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Сказки поучительны. Они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых поступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми, остроумными.)

- Подберите однокоренные слова к слову «сказка». (Сказочник, сказать, сказочный.)

Сказка: 1) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2) Выдумка, ложь.

3) То же, что и чудо.

- Какие сказки вы знаете?

4. Весёлая минутка. Пантомимика по сказке К.И. Чуковского «Цыплёнок»

(Учитель читает сказку, а учащиеся, используя мимику и жесты, показывают своё отношение к происходящим в сказке событиям.)

  1. Литературоведческий этап

  1. Викторина «Сказки»

  1. Сколько поросят хотел съесть волк? (Трёх)

  2. Какую рифму Незнайка придумал к слову «палка»? (Селёдка)

  3. Сколько героев сказки тянули репку? (Шесть)

  4. Что купила Муха – цокотуха на базаре? (Самовар)

  5. Сколько козлят хотел съесть волк? (Семь)

  6. Кто спас Муху – цокотуху? (Комарик)

  7. Кто женился на Алёнушке? (Купец)

  8. Что у Царевны Лебеди блестело под косой? (Месяц)

  9. Как называется цветок, из которого появилась Дюймовочка? (Тюльпан)

  1. Знакомство с понятиями «текст», «опорные слова»

- Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.

1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.

2) Оса – это насекомое. У осы шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

В тексте все предложения сообщают не о разном, а об одном и том же, то есть связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте перекликаются друг с другом. То, о чём рассказывает первое, подхватывается вторым и т.д. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Рассказ, стихотворение, сказка – это тексты. В каждом тексте есть опорные слова. Опорные (ключевые) слова – это главные слова в сказке, стихотворении, рассказе. Они помогают восстановить в памяти текст. Они служат как бы опорами текста.

  1. Вопросы по сказкам

Сказки мудростью богаты.

Сказке скажем: «Приходи!»

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

- Вспомните сказки по опорным словам.

1) Лиса, волк, мужик, баба, рыба, прорубь. («Волк и лиса»).

2) Муха, денежка, базар, самовар, гости, Паук, Комарик. («Муха – цокотуха»).

3) Дед, баба, колобок, заяц, медведь, волк, лиса. («Колобок»).

4. Сочинение сказки по опорным словам

- Придумайте сказку по опорным словам (работа в парах).

К сказке можно придумать название и нарисовать иллюстрацию.

  1. Маша, лес, лиса, бабушка.

  2. Стрекоза, ручеёк.

  3. Заяц, волк, вертолёт.

  1. Слушание сказок. Устные рассказы

  1. Подведение итогов урока



Список использованной литературы:

  1. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009, 172 с.

  2. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М., 1994.

  3. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. М., 1996.

  4. Синицын В.А. Путь к слову: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. М., 1996