ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Прочитайте пословицы и постарайтесь сформулировать тему урока.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Будем говорить о сказках. Тема урока – «Сказки». Сегодня на уроке мы сочиним сказку по опорным словам.
Лингвистический этап
Эмоциональная речевая разминка
а) словарная работа (по рядам).
- Кто составит больше слов из букв слова «грамотей» (торг, маг, гам, том, рот, грот, гора, март, рота, атом, гром, тема, море, рой, герой).
б) Упражнение на дыхание.
- Прочитайте сказку.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу – мочало; не начать ли сказку сначала?
Такие короткие сказки, которые можно повторять без конца, называются докучными. Подготовьтесь к произнесению этой сказки на одном выдохе. Глубоко вдохните. На выдохе рассказывайте докучную сказку как можно дольше. Посчитайте, сколько раз повторили сказку.
Письмо по памяти
- Как вы понимаете поговорку: «Ошибка не обман»? (Допустить ошибку может каждый, это простительно. Обманывать очень плохо).
3. Работа над понятием «сказка»
- Прочитайте пословицу, объясните её смысл: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Сказки поучительны. Они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых поступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми, остроумными.)
- Подберите однокоренные слова к слову «сказка». (Сказочник, сказать, сказочный.)
Сказка: 1) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2) Выдумка, ложь.
3) То же, что и чудо.
- Какие сказки вы знаете?
4. Весёлая минутка. Пантомимика по сказке К.И. Чуковского «Цыплёнок»
(Учитель читает сказку, а учащиеся, используя мимику и жесты, показывают своё отношение к происходящим в сказке событиям.)
Литературоведческий этап
Викторина «Сказки»
Сколько поросят хотел съесть волк? (Трёх)
Какую рифму Незнайка придумал к слову «палка»? (Селёдка)
Сколько героев сказки тянули репку? (Шесть)
Что купила Муха – цокотуха на базаре? (Самовар)
Сколько козлят хотел съесть волк? (Семь)
Кто спас Муху – цокотуху? (Комарик)
Кто женился на Алёнушке? (Купец)
Что у Царевны Лебеди блестело под косой? (Месяц)
Как называется цветок, из которого появилась Дюймовочка? (Тюльпан)
Знакомство с понятиями «текст», «опорные слова»
- Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.
1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
2) Оса – это насекомое. У осы шесть лапок. Ещё у осы есть жало.
В тексте все предложения сообщают не о разном, а об одном и том же, то есть связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте перекликаются друг с другом. То, о чём рассказывает первое, подхватывается вторым и т.д. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Рассказ, стихотворение, сказка – это тексты. В каждом тексте есть опорные слова. Опорные (ключевые) слова – это главные слова в сказке, стихотворении, рассказе. Они помогают восстановить в памяти текст. Они служат как бы опорами текста.
Вопросы по сказкам
Сказки мудростью богаты.
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
- Вспомните сказки по опорным словам.
1) Лиса, волк, мужик, баба, рыба, прорубь. («Волк и лиса»).
2) Муха, денежка, базар, самовар, гости, Паук, Комарик. («Муха – цокотуха»).
3) Дед, баба, колобок, заяц, медведь, волк, лиса. («Колобок»).
4. Сочинение сказки по опорным словам
- Придумайте сказку по опорным словам (работа в парах).
К сказке можно придумать название и нарисовать иллюстрацию.
Маша, лес, лиса, бабушка.
Стрекоза, ручеёк.
Заяц, волк, вертолёт.
Слушание сказок. Устные рассказы
Подведение итогов урока
Список использованной литературы:
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009, 172 с.
Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М., 1994.
Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. М., 1996.
Синицын В.А. Путь к слову: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. М., 1996