4.Организация восприятия и осмысления нового знания (10 мин) 1)Исследова-тельская работа по карточкам. (4 мин) 2)Проверка исследовательской работы. (4 мин) 3)Дифференцированная ра-бота в парах. (4мин) 4)Проверка самостоятельной работы. (3мин.) 5)Открытие нового знания. (7мин) | Для этого проведём исследование. Объединитесь в группы по 4 человека. - Рассмотрите предложенные вам слова. - Как они связаны с темой урока? - Какое задание вы могли бы выполнить? - Приступайте к работе. Карточки для учащихся: №1 Неудача, невезение, неуважение. - Списать. - Определить способ образования имён существительных в группе, выделить. - Докажите. Образец устного ответа: Непогода – когда нет хорошей погоды. Не + погода = непогода №2 Грибок, лесок, гномик. -Списать и разобрать имена существительные по составу. -Определить способ образования в группе. -Докажите. Образец устного ответа: Дубок – маленький дуб. Дуб + -ок- = дубок №3 Подстаканник, подоконник, подлокотник. -Списать и разобрать имена существительные по составу. -Определить способ образования в группе. -Докажите. Образец устного ответа: подсвечник – подставка под свечу. Под- + свеча + -ник- = подсвечник -Какую проблему решали исследователи? - Кто работал по карточке №1? -Какие существительные были вам предложены? Какой вывод вы сделали? -Аргументируйте свой ответ. Аналогично №2 и №3. (На доске расположены номера №1,№2, №3. После ответов детей напротив каждого номера прикрепляется способ образования сущ.) №1 №2 №3 - Все ли известные способы образования слов вспомнили? №4 (о,е) - Приведите примеры. - Чтобы все дети могли ответить на этот вопрос необходимо пополнить свой речевой запас. В этом нам поможет наш друг учебник. - Откройте с.61 упр.2. - Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения. -3 группа ребят поработает с дополнительными карточками. - Кому не хватило пары поработаем у доски (индивидуально со слабыми учащимися). Карточки для 3 группы. Море катает Рыба ходит Вода рубит Сам лазит Каша ловит Лес варит Скала проводит -Какие слова образовали? -От какой ошибки можно предостеречь учащихся? - Что необычного? (о) -Когда же приставка может оказаться в середине слова? -Назовите такие существительные. -Давайте послушаем какие слова образовали ребята, которые работали по карточкам. - Сколько способов образования сущ. выявили в ходе исследовательской работы. Какие? - Совершили мы новое открытие? -Как вы думаете, это все способы образования слов? - Когда возникает проблема, что мы делаем на уроке? - Только ли учебник помогает совершать открытия? Физминутка 1) - Узнайте, что за книга поможет нам сегодня? Очень любим их читать, Добро и зло в них различать, Удивляться волшебству- Учат разуму-уму… -Сказки предлагают для исследования группу слов. Слайд№4 Самолёт птица Скатерть скороходы Жар ковёр Сапоги самобранка - Как сказочные слова можно связать с темой урока? -Какие? 2) - А как их записать? -Как решить возникшую проблему? -Правило стр.62. -Как называется такой способ образования сущ? -С помощью чего записывается? - Какие будут предложения по созданию модели этого способа образования слов. После дискуссии на доске появляется схема-опора. - Запишите существительные из сказки, используя новые знания. 4) А в жизни можно встретить такие слова? Слайд№5 -Какие бы из них вы объединили? -Очень важно обращать внимание на лексическое значение слов. Слайд№6-8 - К какой части речи относятся записанные слова? Как мы их записали? Почему? Физминутка | Дети объединяются в группы. - Существительные. - Определить способ образования существительных. Самостоятельная работа в группах. -Определяли способ образования существительных в группе. №1 приставочный №2 суффиксальный №3 приставочно – суффиксальный - Нет. Способ сложения двух корней с помощью соединительных гласных - Ответы детей - Основной состав класса работают в парах, составляя слова. - Сильные учащиеся самостоятельно по карточкам. - Слабые – индивидуально с учителем у доски. - Дети называют. - Правильно писать соед. гласную. - Приставка в середине слова. -Когда второе слово начинается с приставки. - Газопровод, нефтепровод, водопровод - Мореход, рыболов, водопровод, самовар, кашевар, скалолаз - Четыре - Приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, сложения двух корней с помощью соединительных гласных - Ответ детей. - Нет. - Помогает учебник. - Сказки. - Существительные. Образовать новые… - Дети у доски объединяют сущ. в пары. - Возникла проблема. -Посмотреть в учебник. -Работают над правилом. - Способом образования слов сложением целых слов без соединительных гласных. - Дефиз. -Ответы детей. - Запись слов на доске и в тетради: Ковёр самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги скороходы. - Дети предлагают варианты. Записывают: дом-музей, диван-кровать, лётчик-космонавт. - Существительные. -Через дефиз. - Новый способ образования слов. |