СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание корней с чередованием гласных е–и»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

 

Тема урока «Правописание  корней с чередованием гласных е–и»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание корней с чередованием гласных е–и»»

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе


Тема урока «Правописание корней с чередованием гласных е–и»


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правилом правописания гласных «е-и» в корнях с чередованием; знать способы действия при выборе орфограммы «е-и»;

  2. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

  3. Повторять правописание букв «о-а» в корнях с чередованием;

  4. Воспитывать любовь к урокам русского языка, чувство дружбы, товарищества, коллективизма.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


Учебник: «Русский язык». 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3ч. Ч. 2. / Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, Н.М.Бондаренко; под общ. Ред. академика РАО Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012. – 223 с, : ил.


План урока:

1) Организационный момент (1 мин)

2) Определение темы и постановка целей урока (9 мин)

3) Объяснение нового материала (6 мин)

4) закрепление нового материала (25 мин)

5) Подведение итога урока (3 мин)

6) Домашнее задание и оценки за урок (2 мин)


Ход урока.


Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с правописанием корней с чередующимися гласными. Но для начала вспомним, Какие группы корней с чередованием в корне мы знаем.

Итак. Какие группы корней с чередованием в корне мы знаем? - командует ударение, командует согласный, командует смысл и командует суффикс.


А как вы думаете, все ли группы корней с чередованием гласных мы узнали? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрите на доску.


На доске записаны слова для объяснения новой темы:

Соб…ру

Зап…реть

Сд…ру

Вып…реть

Зам…реть


Соб…рать

Зап…рать

Сд…рать

Выт…рать

Зам…рать


- бер – - бира -

- пер – -пира-

-дер- -дира-

-тер- -тира-

-мер – -мира-

Послушайте стихотворение и скажите, где пишется Е, а где И? Чтение шуточного стихотворения.


Жили – были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки – побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

- Здесь за корнем суффикс –а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень буквы И.

Если суффикс где – то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.


Как вы думаете, в каком столбике пишется буква Е, а в каком И? Впишем эти буквы. К доске пойдет Арина.

А можно ли сказать, что здесь в каждой группе написаны однокоренные слова? –да. Почему? Докажите. – в них чередуются гласные. Какая морфема общая? – корень. Обозначим в словах корни.

Ребята, а почему же корни написаны по-разному?

Попробуем сформулировать правило о правописании корней с чередованием гласных е//и. Кто хочет попробовать? Арина.

- В корнях с чередованием гласных е//и бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир пишется буква и, если после корня есть суффикс а.

Т.е. что будет командовать этими корнями? – суффикс.


Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока «Командует смысл. Правописание корней с чередованием гласных е–и». А теперь, запишите в ваши тетради число (сегодня «Третье марта») «Классная работа» и тему урока «Командует смысл. Правописание корней с чередованием гласных е–и».


Лингвист и автор нашего учебника Генриетта Граник советует нам обратить внимание на одну особенность правописания слов во втором столбике. Для того, чтобы с ней познакомиться, откройте учебник на 90 с., 93 параграф. Обратите внимание на его название! «Командует суффикс. Орфограмма с девчачьим именем». Что же это за девчачье имя? Узнаем это, прочитав параграф. Аня, прочитай пожалуйста со слов «Видите…». Остальные слушают и запоминают.

Хорошо. Теперь прочитаем правило в желтой рамочке. Перепишем его себе в тетрадь с исключениями. К доске Никита.

Дома выучите это правило и исключения к нему. Не забывайте выписывать слова в нашу копилку.

Опрос:

Итак, ребята!

- Почему же у параграфа такое странное название?

- Из чего состоит смешанный блок -ира-?

- Назовите все корни с блоком -ира-.

- Когда в корне пишется буква и, а когда е?


Молодцы! Ребята, а каковы же цели нашего сегодняшнего урока? Чему мы должны научиться? - познакомиться с правилом правописания гласных «е-и» в корнях с чередованием; знать способы действия при выборе орфограммы «е-и». А еще какие цели? Кирилл - развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.

Вот этим мы сейчас и займемся, выполнив задания в учебнике. Начнем с 427 упражнения. К доске пойдет Полина. Остальные записывают в тетрадь. Читай задание! Что нам необходимо сделать? Да, ребята. Вам необходимо подобрать к словам с сочетанием «–ира-» пару. Например:


На доске: вымирали – умереть.

Это правильно, но мы подбираем формы слов с вариантом гласной в корне, т.е парой корню «-мир-» будет корень «-мер-». Пробуем подбирать.


На доске:

Вымирали – умереть, забирали – заберет, придирается – придерется, протирать – протереть, запираю, запереть.

Чему мы научились, выполняя это упражнение? – Мы научились правильно подбирать пару с чередованием. Ребята, а к какой части речи относятся все эти слова? – это только глаголы. Обратите на это внимание, о существительных мы поговорим чуть позже.


А теперь вы будете придумывать слова с чередованием сами. Для этого выполним 428 задание. Вам необходимо вспомнить как можно больше слов с блоком «–ира-», используя разные приставки.

Для этого мы устроим небольшое соревнование. Работать будете по рядам (раздаю листочки для выполнения задания).

1 ряд придумывает слова с корнями «мир» и «бир», 2 ряд с «дир» и «тир», а 3й ряд с «тир» и «пир».

С последних парт передаете листик вперед! У кого будет больше слов, тот и победил! Молодцы!


А теперь вам нужно будет составить и записать две группы слов для игры «Третий лишний» по теме: «Корни с чередованием е-и».


Например, такие, как составлены на доске:

1группа слов: замереть, набирать, отпирать, вытирать.

2 группа слов: уберу, наберу, вымерли, отпирать.

На следующем уроке, уже завтра, мы проведем как вы составите эту интересную игру (Игра будет проводиться учениками, удачно составившими тест игры с классом. Учащиеся записывают слова в тетради под диктовку одноклассника, подчеркивая лишнее (самостоятельно), обмениваются тетрадями, проверяют, и обсуждаем результат).

Молодцы!


Подведем итог урока:

1) Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2) Назовите корни, в которых могут чередоваться гласные е-и.

3) А что командует этими корнями?


Молодцы! Оценки за урок.


Задание на дом: § 93, выучить определение на 91с. Упр.429 (Вам необходимо подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне, обозначив графически (как мы делали в классе).


Ребята, спасибо за урок! Вы молодцы, отлично сегодня работали. До свидания!


4