СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»»

План-конспект урока по русскому языку в 8 «Б» классе.

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

Разработала учитель русского языка

Тонина Антонина Алексеевна.

Цели:

Образовательные:

1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании.

2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.

3. Подготавливать учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА для 9-х классов и В3 в ЕГЭ по русскому языку.

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие

речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

1. воспитание любви к русскому языку,

2. формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

4.активизация познавательной деятельности,

5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.



Задачи:

  1. Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.

  2. Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.



Тип урока: изучение нового

Методы работы:

продуктивные, творческие; словесные, практические; познавательные, эмоциональные; сравнения, классификации материала; устный, работа с алгоритмом.

Оборудование:

Учебник. Раздаточный материал – таблица и тесты, карточки с заданиями.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Тема нашего урока: Типы подчинительной связи в словосочетании.

Цель нашего урока: научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовиться к решению этих задании на итоговой аттестации в форме ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

2. Повторение и систематизация знаний о словосочетании

Ребята, на доске записано предложение. Необходимо выполнить синтаксический разбор предложения:

Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы

продвигались вперед. (пов., невоскл., прост., распр., осл. 2-мя однородн. обстоят., выраж. Д.о.)

Задание всему классу: выписать из этого предложения словосочетания

Тяжелые ветви, колючие ветви, раздвигая ветви, следующая кочка, продвигались вперед.

  • Почему это словосочетания?

  • Назовите необходимое условие для словосочетания? (гл. и зависим.сл.)

  • Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

(Грамматическая основа предложения – я писал
Однородные члены предложения – читал и писал
Служебная + самостоятельная часть речи – под столом)

3. Изучение нового материала

Откроем учебник на с. 24 и познакомимся с теоретическим материалом.

  • Сколько типов подчинительной связи в словосочетании существует? Назовите их.

  • От чего зависит определение типа подчинительной связи в словосочетании? (от части речи зависимого слова)

Я хочу вам предложить алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании по зависимому слову (на доске и у каждого ученика):



АЛГОРИТМ Определяю тип ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ по зависимому слову:

1. Может ли изменяться зависимое слово?

ДА

НЕТ

2. Изменяется ли вместе с главным?



примыкание

ДА

НЕТ

Согласование

Управление

  • Проверяю…

Зависимое слово отвечает на вопрос КАКОЙ? и должно быть выражено

полн. прилаг.,

полн. прич.,

числит.,

мест. (отвечающим на вопрос прилаг.)

Зависимое слово отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ и должно быть выражено

сущ,

мест. (отвечающим на вопрос сущ.)

Зависимое слово должно быть выражено

нареч.,

дееприч.,

н. ф. глагола,

сравнит. степень прилаг., нескл. сущ.,

притяж. мест. (его, её, их)



Теперь, ребята, применим этот алгоритм на практике при выполнении упр. 36 (выполняется в тетрадях, комментированное письмо):

4. Д.з. Запишем домашнее задание: пар. 6, выучить алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании, упр. 37

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.















6. Практическая часть

Как я вам уже говорила, что данная тема встречается в ЕГЭ и ГИА.

В ГИА, которую вы будете выполнять в 9 классе задание на эту тему в части В2, которое оценивается в 1 балл.

Познакомимся с этими заданиями и алгоритмами его выполнения (работа с заданиями на карточках по алгоритму):



Алгоритм работы над заданием ГИА В2

Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.

Алгоритм действий

  1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.

 Определи тип связи. (Согласование)

  1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания,  который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:

                                            какая?                 из чего?

  1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый  заданный вопрос:

                                            какая?                 из чего?

                                                             

                             серебряная ложка из серебра

Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: ложка из серебра.

Запомни:

  • для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

  • для замены управления на согласования – какой? чей?,

  • для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.




ЗАДАНИЕ В 2.

  1. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

  2. Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

  3. Замените словосочетание ЗА ВЕТКУ БЕРЁЗЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

  4. Замените словосочетание ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.




7. Итог урока

Ребята, давайте подведем итог урока:

  • Что нового вы знали на уроке?

  • Что вам показалось легким, а что трудным?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Рефлексия

Свою работу на уроке вы должны оценить с помощью смайликов и их обозначений, которые перед вами.



















Выставление оценок.

Спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!