СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся смогут систематизировать знания о вводных сочетаниях слов и вводных предложениях, формировать пунктуационную грамотность, развивать умения анализировать, делать выводы, прививать любовь к русскому слову, интерес к изучению языковых явлений.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях."»

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема урока: Знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Цель: систематизировать знания о вводных сочетаниях слов и вводных предложениях, формировать пунктуационную грамотность, развивать умения анализировать, делать выводы, прививать любовь к русскому слову, интерес к изучению языковых явлений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить работу по формированию навыков находить в предложении вводные конструкции;

  • совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями;

  • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:урок- практикум.

Ход урока

                                                   Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л.Успенский

1. Организационный момент

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа с эпиграфом, создание проблемной ситуации.

Тема нашего урока: «Вводные слова и предложения»». Урок имеет подзаголовок “Тема изучена, но …”  Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке. Сформулируйте цель нашего урока: Систематизирование и обобщение знаний  о вводных словах; углубление понятия  об вставных конструкциях)

3. Актуализация знаний.

1.Словарная работа:

ЛАУРЕАТ  (лицо, удостоенное особой премии за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, народного хозяйства).    ДЕБЮТ(от фр. début — начало, появление).  СИМФОНИЯ (др.-греч. «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра.   ТРАНСЛИРОВАТЬ - передавать на дальнее расстояние речи, музыки, изображения средствами радио или телевидения

2. Повторение изученного. Работа в парах «Вопрос-ответ» Что такое обращение? Вводные слова? Какова их роль в предложении? При них употребляются выделительные или разделительные знаки препинания?

Игра «Верю-не верю»

1. Обращения и вводные слова являются словами, грамматически не связанными с членами предложения.

2. Обращения не являются членами предложения.

3.Вводные слова обозначают источник информации, способ оформления мысли, призыв к собеседнику, чувства, уверенность, связь мыслей.

4. Вводные слова выражают отношение автора к сказанному.

5. Кроме вводных слов встречаются вводные предложения, вставные конструкции.

Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? 

Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить.

4. Работа над темой урока.

А) Мини-конференция «Пунктуация при вводных словах». Индивидуальные сообщения учащихся « Знаки препинания при вводных словах» , «Знаки препинания при вводных сочетаниях слов» , «Знаки препинания при вводных предложениях».

Б) Рецензирование устных ответов.

5.Первичная проверка понимания

 А) Цифровой диктант (указать номера предложений с вводными словами).

  1. Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.

  2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.

  3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.

  4. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее. (Ключ: 2,4)

Б) Ролевая игра  (в роли консультанта доказать, что слово КАЖЕТСЯ  является вводным.

Кажется, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.( К. Паустовский о Чайковском).

-Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов.

“Трудности при выделении вводных слов”:

  1. Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.

  2. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.

  3. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово.

В) Объяснительный диктант. Записать предложения, выполнить пунктуационный разбор.

 Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать. Внимание: пунктограмма!

Союз «а» / реже «но»/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.

Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.

Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.

Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.

Г) Рубрика «Это интересно»  Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

- В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?

На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком – скобками, иногда- тире. В устной речи выделяются интонацией: в ускоренном темпе, с понижением тона, более быстрый темп произнесения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.

Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).

Индивидуальные задания. Дифференцированная работа по карточкам.

                               Карточка №1

Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов. Привести примеры вводных слов с этим  же значением.                      

1.Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

                                          Карточка №2.

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1. Есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. (к сожалению)

2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – все, чем живет человек, нашло отражение в музыке. (одним словом)

3.По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед (расставить знаки препинания).Синтаксический разбор

                                           Карточка №3

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1.Иску...тво формирует  характер человека пробуждает любовь к прекрасному воспитывает готовность борот?ся за торжество добра и правды.

 Учитель:  Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях?

6) Первичное закрепление.

Графический диктант: составить схемы диктуемых предложений.

а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.

б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.

в) “Седьмая симфония” Д. Шостаковича – она еще называется “Ленинградской” - написана в блокадном Ленинграде.

4) Индивидуальная работа у доски (выполняется в то время, когда остальные выполняют графический диктант)

Задание: записать на доске предложение, выполнить синтаксический разбор.

Какой могучей силой должна обладать музыка способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни вспомните гибель “Титаника” помочь им сохранить душевное равновесие человеческое достоинство.

- Согласны ли вы с этим утверждением?  Давайте сделаем вывод: для чего необходимы вводные конструкции и вводные слова  в нашей речи?  

(вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи, с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается. Можно полноценно участвовать в речевом акте, требующем точного и выразительного формулирования мысли и своего отношения к сообщаемому).

Комментированное письмо «Петр Ильич Чайковский» (записать текст под диктовку, объяснить знаки препинания)

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются, а наоборот, все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю, прежде всего, в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал, во-первых, девять опер, во-вторых, семь симфоний, в-третьих, три балета, наконец, сонаты, романсы, концерты – всего, конечно, не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым, гордым и счастливым, верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни (это особенно ярко видно) знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Послетекстовые задания. Докажите, что это текст, определить тему текста, основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение. Найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?

4. Итог урока. Рефлексия. Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…” Итак, как бы вы закончили эту фразу? Какие трудности возникли при повторении темы?

Домашнее задание: выписать 5 предложений из учебника по литературе с вводными словами.