Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» г.Саянска Иркутской области
План-конспект открытого урока по слушанию музыки
преподавателя теоретических дисциплин Хамлатовой Т.В.
Дата проведения: 20.04.16г.
Группа: 3 класс фортепианного и хорового отделения.
Тема урока: «Балет»
Цель: Повышение познавательной активности к изучению предмета «Слушание музыки», путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с новым музыкальным жанром.
Закрепить знания, умения и навыки, полученные во время урока.
Развивающие:
Формирование умение вдумчиво анализировать услышанное произведение.
Тренировка памяти и развитие речи учащихся.
Развитие умения применять полученные знания на практике.
Развитие познавательного интереса к предмету «слушание музыки».
Воспитательные:
Воспитание музыкально-художественного вкуса.
Воспитание уважения к творческому наследию.
Воспитание творческой активности, умения работать в команде
Воспитание ответственности, отзывчивости, взаимопомощи.
Форма учебного занятия: урок.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепление знаний по теме.
Форма организации работы: групповая.
Продолжительность урока: 40 минут.
Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер, телевизор, доска. Плакат с кроссвордом, раздаточный материал, компьютерная презентация «Балет», аудио и видеозаписи.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения.
Игровая технология.
Здоровьесберегающая технология.
Этапы урока:
I Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока, мобилизация внимания, создание рабочего климата на уроке).
Подготовка к практической работе (прослушивание аудиозаписи, слуховой анализ музыкального произведения).
III Основная часть:
Разыгрывание сценария дня рождения балета, вопросы учащимся по теме урока, закрепление пройденного материала (кроссворд на тему «Балет»)
IV Заключительный (подведение итогов, поощрение учащихся).
Ход урока:
I Организационный
II Основная часть
Пр-ль: Добрый день! Давайте начнём урок с прослушивания музыки… (Звучит «Танец Феи Драже».)
Узнали? Верно! «Танец Феи Драже» П.И.Чайковского.
Слайд 1
А кто знает, откуда этот танец и что это за жанр у данного произведения?
Да, Балет! А что такое балет?
Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
Слайд 2
История возникновения балета
Пр-ль: Родился балет давно. А случилось это следующим образом.
Глашатай: Дорогие зрители! 15 октября вы приглашены на день рождение. В этот день в 1581 году в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах.
Слайд 3
Пр-ль: Так родился балет. Первые балеты выглядели совсем не так как современные и представляли собой отдельные сцены, изображающие войну или быт людей.
Пр-ль: А постольку, поскольку день рождения балета был совсем недавно, 5 октября ему исполнилось 435 лет, давайте и мы поздравим балет с этой знаменательной датой.
Слайд 4, 5
Ребята, давайте поиграем в спектакль! (Роли: либреттист, композитор, балетмейстер, балерина).
Один из вас сыграет роль Балета, он сядет на трон! (Выбираем ученика, который садится на стул лицом ко всему классу).
Как полагается, виновника торжества поздравляют близкие и друзья!
Пр-ль: Пожалуйста, многоуважаемый Балет займите свой трон. Вы сегодня король! Есть желающие поздравить Балет? (Участники спектакля по очереди поздравляют Балет.)
Слайд 6, 7
1. Автор либретто
– Уважаемый Балет! Кто лучше меня знает Вашу необыкновенную любознательность, щедрость вашей души?!
Вы вдохновляетесь сказками, мифами, легендами. Взрослые и дети с удовольствием смотрят на танцующих фей, волшебников, богов.
А ваше увлечение историей! Благодаря вам знаменитые люди всех времён оживают в танце перед восхищенными зрителями.
А ваша литературная образованность! Сколько героев любимых книг вы одарили, согрели своим вниманием.
Уважаемый балет! От всей души желаю вам дальнейшего процветания.
Слайд 8
2. Композитор
- Дорогой друг Балет! День вашего рождения – большой праздник и для меня. Музыка и танец нужны друг другу, как птице два крыла для полёта. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появились на свет музыка и танец, вместе идут они по человеческой истории.
Слайд 9, 10, 11, 12
3. Слово балетмейстеру.
– Мой горячо любимый Балет! День Вашего рождения я встречаю как свой собственный. Да и может ли быть иначе? Либреттист пишет сценарий балета языком слов. Композитор пишет музыку балета языком звуков. Я, балетмейстер, сочиняя танцы, пользуюсь языком жестов и движений.
Помню первые шаги балета-малыша в придворных танцах. Вспоминаю уверенные шаги взрослого балета – шаги образцовой, отточенной, можно сказать классической красоты.
Вы, дорогой Балет, никогда не отворачивали своё лицо от жизни. А в жизни люди, когда разговаривают, обычно жестикулируют, всячески помогая себе мимикой, разного рода движениями. Уберите при этом слова – что получится? Пантомима
– Могу ли я умолчать и о том, сколько времени Вы уделяете народному танцу. А ведь каждый народ, как известно, танцует на свой лад.
– Никогда не устану восхищаться Вашими выдающимися качествами, Вашей неувядаемой юностью!
Слайд 13, 14
Пр-ль: Наступила очередь говорить балерине.
5. Балерина
– С тех пор как я встала на пуанты Вы, обожаемый Балет, наполнили мою жизнь до краёв. С раннего детства каждый день с утра до вечера экзерсисы (упражнения). Балет это бесконечный труд. Я знаю счастье полета и тогда когда порхаю в сольном танце, и тогда когда плету танцевальные кружева в балетных ансамблях. Спасибо великий Балет! И балерина в знак признательности замерла в изящном, глубоком балетном поклоне – реверансе!
Слайд 15
А потом было общее приветствие от всех танцоров Балета, они спели хором балету: «С днем рожденья, тебя! (Кордебалет)
Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21
Пр-ль: А потом приходили еще гости. Художник, пишущий декорации и костюмы, симфонический оркестр и дирижер – которые дают музыке жизнь. Осветитель сцены тоже говорил (это он может сменить в одно мгновенье солнечный день лунной ночью), машинист сцены, который служит в театре волшебником (ему ничего не стоит превратить рыцарский замок в солнечную поляну).
Слайд 22, 23
Пр-ль: А мы зрители и слушатели тоже поздравляем вас от всего сердца! (Звучат аплодисменты).
Вот наш спектакль и подошел к концу! Спасибо всем артистам!
Давайте вместе заполним кроссворд, ответив на вопросы:
| | | | | | 10 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | П | | | | 13 | | | | | | | |
| | | | | | У | | | | Г | | | | | 14 | | |
| | | | | | А | | | | О | | | | | Д | | |
| 9 | | | | | Н | | | 1 | Ф | Р | А | Н | Ц | И | Я | |
2 | Ч | Е | Л | Е | С | Т | А | 11 | | М | | | | | В | | |
| А | | | | | Ы | | Л | | А | | | | | Е | | |
| Й | | | | | | | Ю | | Н | 4 | | | | Р | | |
3 | К | О | Р | Д | Е | Б | А | Л | Е | Т | М | Е | Й | С | Т | Е | Р |
| О | | | | | | 12 | Л | | | | | | | И | | |
| В | | | 5 | М | И | М | И | К | А | | | | | С | | |
| С | | | | | | | Б | | | | | | | М | | |
| К | | 6 | Р | Е | В | Е | Р | А | Н | С | | | | Е | | |
| И | | | | | | | Е | | | | | | | Н | | |
| Й | | | | 7 | П | Е | Т | И | П | А | | | | Т | | |
| | | | | | | | Т | | | | | | | | | |
| | | 8 | П | А | Н | Т | О | М | И | М | А | | | | | |
Кроссворд:
Родина балета?!
Инструмент, который солирует в танце Феи Драже?!
Дописать: «хор» в балете (группа танцоров, которые участвуют в массовых сценах)?!
Дописать: как называется мастер бала?!
Выражение лица - …?!
Глубокий поклон - …?!
Знаменитый балетмейстер, француз, Мариус…
Язык выразительных жестов, поз и мимики - …?!
Создатель русского классического балета?!
Обувь для женского классического танца на кончиках пальцев -…?!
Французский композитор Жан Батист ….
Сценарист балета пишет…
«Щелкунчик и мышиный король» - автор сказки?!
Сюита танцевальных номеров, не связанных с основным действием балета?!
III Заключительный этап
Пр-ль:
– А теперь давайте подведем итог нашего урока.
– С каким жанром мы с вами сегодня познакомились? (С балетом.)
– Кто принимает участие в создании балета? (Либреттист, композитор, балетмейстер, художник-декоратор.)
– Кто принимает участие в исполнении балета? (артисты балета, симфонический оркестр, дирижер, художник-декоратор, осветитель сцены, машинист сцены, зрители)
– С какими новыми музыкальными терминами вы сегодня познакомились? (Либретто, пантомима, экзерсисы.)
– Правильно, молодцы!
Выставление оценок за работу на уроке в дневник и журнал.
| | | | | | 10 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 13 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | 14 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 9 | | | | | | | | 1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 4 | | | | | | |
3 | | | | | | Б | А | Л | Е | Т | | | | | | | |
| | | | | | | 12 | | | | | | | | | | |
| | | | 5 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 6 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 7 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 8 | | | | | | | | | | | | | | |