План-конспект урока по учебному предмету «Станковая композиция»
для учащихся 1 класса
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»
Мирошниченко Юлии Сергеевны
Тема: Пейзаж.
Цель: Расширить знания учащихся о композиции и жанре пейзажа. Создание композиций разных по тону, используя контраст, нюанс тона и размера.
Задачи:
совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
развивать воображение и фантазию,
воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами,
развитие творческих способностей,
научить создавать пейзаж,
совершенствовать умение работать гуашью.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учитель: презентация на тему «ахроматический пейзаж»
Учащиеся: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, бумага (формат А3).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «композиция» и знаем, что сложно изобразить любую картину без знаний о композиции. Любая работа должна быть целостной, поэтому Равновесие – это первое и непременное условие композиции. На этом занятии мы будем изображать ахроматический пейзаж используя разнообразие тона, контраст тона и нюанс. Итак, тема нашего занятия «Пейзаж».
3. Повторение и закрепление знаний
Учитель: Что означает слово композиция? (составлять, сочинять).
Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное отношение между частями связывая их в единое целое и обобщая.
Какие основные приёмы композиции вы знаете?
1.центр (смысловой, композиционный),
2. применение золотого сечения,
3. Динамика,
4. Статика,
5. Ритм.
Какие законы композиции существуют?
1. Закон целостности,
2. Закон жизненности,
3. Закон контрастов,
4. Закон подчинённости.
А что такое пейзаж? Это жанр изобразительного искусства.
ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа. Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.
Какие пейзажи бывают? В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.
Поговорим о цвете: Какие цвета называют основными, а какие дополнительными? (Человек различает 3 основных цвета (контрастные) - это жёлтый, синий и красный. На их основе строятся все остальные цвета. Белый цвет - все цвета. Мы видим белый объект (предмет), потому что он отражает весь спектр цветов (например, радуга имеет 7 цветов, что доказывает нам сама природа после дождя). Черный цвет - отсутствие любого цвета. Черный цвет - это пустота - это полное отсутствие видимого цвета и света).
Так как работать мы будем в ахроматической гамме, скажите, какие цвета называют хроматическими, а какие – ахроматическими? Хроматические цвета - это все цвета, кроме черного, серого и белого (+ и их оттенки). Ахроматические цвета - все серые, чёрные и белые. Имеют они различие в том, что отличаются по светлоте и не имеют цветового тона, что присуще хроматическим цветам).
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Чтобы правильно изобразить пространство в пейзаже необходимо знать «Правила линейной и воздушной перспективы». Ознакомившись с ними, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена.
А что такое перспектива?
ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПЕРСПЕКТИВА в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии. Но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя. (Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)
• Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
• Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
• Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.
• Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
• Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
• Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.
При рисовании пейзажа первой задачей представляется выделить границы пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь в установлении границ рисунка может оказать "видоискатель" - картонное окошко с подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше. Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке, которую мы в пятом уроке назвали точкой схода. Через эту точку проходит линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека, животных или их несколько, то очень важно правильно учесть перспективное сокращение несколько пренебрегать законами линейной перспективы.
Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы:
Как воспринимаются ближние и дальние предметы? Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.
Как изображать контуры ближних и дальних предметов? Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.
А что вы можете сказать о тёмных и светлых предметах на большом расстоянии? На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные - светлее ближних.
А что необходимо выполнить для передачи пространства с этими предметами? Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные осветлить.
Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско. Для того чтобы достоверно изобразить пейзаж, большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания. Утром контуры пейзажа как бы окутаны дымкой. Следовательно, рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Слегка подчеркнуть контуры предметов переднего плана. Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят определеннее. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день, хотя земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.
5. Самостоятельная работа учащихся
Учитель: Сейчас каждый из вас будет составлять собственную композицию. (Во время самостоятельной работы обратить внимание учащихся на типичные ошибки. Индивидуально даются советы по выполнению композиции). Работу начинаем с тщательного обдумывания, затем следует выполнение набросков, выбор формата, компоновка, выполнение линейного рисунка, выполнение работы в цвете или тоне.
Помните об основных положениях линейной перспективы:
чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;
линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;
линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;
мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,
если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя.
Этапы работы над пейзажем:
1. Выберите тему и идею.
Сначала выберите тему своей работы. Что вы хотите изобразить? Может быть, проливной дождь? Осенний лес? Поле цветов? Черпайте свое вдохновение из природы. Вы также можете рисовать вашу картину по памяти или используя воображение.
2. Продумайте композицию.
Перед тем как нарисовать эскиз пейзажа карандашом, нужно решить, как расположить лист бумаги или холст. Если вы хотите нарисовать широкую степь или бескрайнее море, то расположите лист горизонтально. Если же вы рисуете, например, высокое дерево, то подойдет вертикальное расположение. Продумайте композицию - где будут располагаться элементы вашего рисунка? Не забывайте о законах перспективы: предметы, расположенные близко, кажутся большими, отдаленные предметы - напротив, маленькими.
3. Сделайте набросок.
Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно? Сначала необходимо сделать карандашный набросок. Обозначьте линию горизонта, наметьте контуры предметов тонкими линиями. Далее прорисуйте детали.
4. Работа в цвете.
Далее вы можете слой за слоем накладывать цвет. Нанесите основные световые пятна, затем прорисуйте тени. Начинайте с самых габаритных участков. Старайтесь передавать цвет и фактуру природных объектов. Смешивайте краски на палитре, добиваясь натуральных оттенков.
5. Прорисовка деталей.
Прорисовка более мелких деталей, завершение работы.
Приступаем к работе.
6. Завершение работы
Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на доске. Критерии оценки:
- создание равновесия в композиции
- работа в материале
- оригинальность композиции
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция.
Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: поля, леса, наполнены воздухом, ароматом цветов, которые изображены в ваших картинах. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.
7. Рефлексия и завершение урока
- Что такое перспектива (линейная, воздушная)?
- Каковы этапы работы над пейзажем?
- Что вы знаете о цвете?