План-конспект урока по технологии в 10 классе
Тема урока: Дизайн-анализ изделия
Цели урока:
1. Дать понятие дизайн-анализ, научить учащихся самостоятельно
проводить дизайн-анализ изделий.
2. Развивать навыки исследования, интерес к анализу, творческую
смекалку.
3. Воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность,
самостоятельность.
4. Прививать интерес к профессии дизайнер.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку
2. Входной контроль
Цель: актуализация опорных знаний учащихся.
1. Кто такой дизайнер?
2. В каких направлениях работает дизайнер?
3. Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать дизайнером?
4. Какие предметы в школе готовят к профессии дизайнера?
3. Изучение нового материала
Цель: уметь слушать учителя, запоминать главное, конспектировать
Учитель демонстрирует пеналы
Сегодня я специально выбрала хорошо знакомые всем предметы.
Посмотрите, какие они разные. Представьте себе, что вы пришли в магазин, и вам нужно выбрать пенал. По каким критериям вы будете его выбирать?
Смотрим таблицу 1
Как можно назвать все эти характеристики изделия в целом? Ведь
практически по этим же критериям мы будем выбирать и другие
промышленные изделия. «Потребительские качества» - это понятие,
относящееся не только к области дизайна изделий. Оно применяется и юристами. Потребитель может вернуть изделие в магазин, если оно не соответствует потребительским качествам.
Потребительские качества – это основные критерии, играющие
решающую роль при выборе нужного изделия из нескольких альтернативных
вариантов со схожими или близкими функциями
А теперь представьте себе, что вы – дизайнер, которому заказали
разработать именно тот пенал, который вы держите в руках. Рассмотрите его внимательно. Скажите, что вы должны были учесть, о чем вам нужно было подумать, чтобы разработать данное изделие? Смотрим таблицу 2
В чем принципиальная разница между этими двумя таблицами?
Для дизайнера важную роль играет технологическая сторона
проектирования. Он должен продумать все, что связано с трудоемкостью изготовления, стандартизацией и унификацией, использованием материалов и т.д. Все изделия проектируются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше.
Дизайн-анализ – это способ исследования изделий, предметов
интерьера, созданных другими людьми. С помощью его можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических (что делает его удобным в использовании).
Каждое изделие появляется в результате процесса проектирования. С помощью данного дизайна-анализа вы сможете не только понять мысли дизайнера, но и попытаться понять какие решения он принимал в ходе работы над этим изделием и почему.
Научиться думать, как дизайнер нам поможет упражнение «Дизайн-анализ».
4. Практическая работа
Цель: уметь самостоятельно проводить дизайн-анализ изделия,
делать выводы.
Задание. Исследовать изделие с точки зрения его создателя.
Этапы работы
Выполняя задание, придерживаётесь нижеследующего плана.
1. В парах внимательно исследуйте изделие: рассмотрите его,
покрутите в руках, воспользуйтесь им.
2. Обсудите в парах:
Почему изделие имеет такую форму;
Какие материалы использованы и почему;
Как оно было изготовлено;
Каково назначение изделия;
Насколько хорошо изделие выполняет своё предназначение.
3. Оценки фиксируйте в таблице. Приложение 3.
4. Сделайте вывод.
. 5. Закрепление
Цель: уметь отвечать на вопросы, анализировать
Вопросы:
1. Что такое дизайн – анализ?
2. Для чего проводиться дизайн-анализ изделий?
3. Какие способы проведения дизайн – анализа существуют?
4. Объяснить значение термина «эргономичность».
6. Домашнее задание.
Самостоятельно провести дизайн-анализ одного из предметов домашнего обихода.