1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. - А эпиграфом урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех». | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Речевая разминка: Артикуляционные упражнения: -Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение; -Губы в трубочку, в ниточку. -Язычком помоем зубки. -Язычком сделаем укольчики щечкам. Работа над дикцией. - Произнесите скороговорку медленно, чуть быстрее, очень быстро: Белые бараны били в барабаны. Прочитайте буквы. На какие 2 группы их можно разделить? Как отличить гласные звуки от согласных? Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных звуков (мягкость согласных звуков)? На какие группы можно разделить все согласные звуки? Задумайте твёрдый согласный звук. Назовите 3 слова, которые начинаются с этого звука. Задумайте мягкий согласный звук. Назовите 3 слова, которые начинаются с этого звука. | Гласные и согласные. Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. |
3. Постановка учебной задачи. | Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой? Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок. Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно! Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын….(Жираф) Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский …(Жук) Назовите первые звуки слов - отгадок. Произнесите, как жужжит жук. А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями. Изучить … звук и …букву. Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв; Учиться читать слоги, слова с новой буквой. Где новые знания в жизни можно применить? Создание проблемной ситуации - Ребята, звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? Тогда давайте будем решать эту проблему. Исследование нового звука вы будете проводить в парах. Давайте составим план исследования. (Твердый или мягкий, звонкий или глухой)? | Ответы в парах. |
4. Закрепление. | Азбука, с.14. Кто изображен на волшебном рисунке? (Жук). Какие звуки издаёт жук, когда летит? Дайте характеристику звука «ж». На какую букву похож жук? Знакомство с буквой Ж, ж. На что похожа буква Ж? Кто изображен на картинках. Что вы можете рассказать о них?Составьте звуковой домик для слов жук, жаба. (Проверка в парах, у доски). Сколько слогов в этих словах? Какое правило вы знаете? Составьте слоги с буквой «Ж»? Жу, Жи, Же, Жа, Жё. Чтение. Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? Какие гласные звуки слышатся в этих слогах? Назовите 1 звук в данных слогах. Что вы заметили? Игра «Подбери слово» Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? Придумайте слова с новым звуком. Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко? Физкультминутка Игра «Гости» Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем. Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна. Молодцы! Вы были очень внимательны! Так какой же звук [ж]? Когда-то звук «ж» был мягким и после него писались буквы и, е, ё. Со временем он утратил свою мягкость, поэтому в сочетаниях жи, же, жё звук «ж» произносится твёрдо, но гласные звуки по-прежнему обозначаются буквами и, е, ё. Правило: Жи пиши с буквой И. Чтение слов в столбиках. Прочитайте слова, которые обозначают 1 предмет, много предметов. Игра «Один — много». С. 14 Чтение текста «В живом уголке». Задайте вопросы к каждому предложению. Игра «Кто где живёт?» С.15 Придумай сказку. (Работа в парах). Проверка: чтение, продолжение сказки. Чтение скороговорки, нахождение буквы Ж. | Согласный, шипящий, твёрдый, звонкий). Жук — насекомое, живет повсюду: в поле, на лугу, в лесу. Жаба — сходное с лягушкой земноводное животное с бородавчатой кожей. Жабы обитают во влажных местах. Они помогают огородникам в борьбе со слизняками. Звук «ж» - всегда твёрдый, нет звука, парного по мягкости. |