СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по учебнику «Литературное чтение. 2 класс». Тема « И.А.Крылов. Лебедь, рак и щука"»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема урока. И.А.Крылов « Лебедь, рак и  щука».

Цели: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения,  умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.

Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры  речи.

Оборудование: проектор, магнитофон, толковый словарь С.И. Ожегова,  выставка книг.  

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по учебнику «Литературное чтение. 2 класс». Тема « И.А.Крылов. Лебедь, рак и щука"»»

План-конспект урока по учебнику

«Литературное чтение. 2 класс».

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.


Тема урока. И.А.Крылов « Лебедь, рак и щука».

Цели: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.

Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.

Оборудование: проектор, магнитофон, толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок

Начинается урок!

II .Артикуляционная гимнастика.

А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Скороговорка или чистоговорка.

III. Проверка домашнего задания.

-Какое было домашнее задание?

- Внимательно прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке».

-Я предлагаю вам поиграть в игру:

«Закончи фразу»

(Одни ученики читают начало фразы, а другие заканчивают).

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла пряжу.

2. Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

3. «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто».

4.Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

5. «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой»

6. «Здравствуй, барыня – сударыня, дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна»

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

7. «Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилася пуще старуха,

по щеке ударила мужа.

8.Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

9.Отыскали старика привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

10. Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился-

Глядь: перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

Оценивание чтения.

IV. Работа по теме урока.

1.Вводная часть.

-А перед нами сегодня на уроке произведение одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться его хорошо читать.

Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

-Какое слово получилось? - Крылов.

- А теперь отгадайте как его зовут?

ИВАНАНДРЕЕВИЧ - Иван Андреевич. (Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы.

Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)

-Какое слово получилось? -Басня.

-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 2)

-Как называют человека, который пишет стихотворения? -Поэт.

-Как называют человека, который пишет басни? -Баснописец.

ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ -
ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ.
В.Г. Белинской.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

-Послушайте рассказ об И.А.Крылове.

2. Рассказ учащихся об И.А. Крылове.

1. И.А. Крылов родился в Москве. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.

2. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

З. Крылов написал более двух сот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищите. Выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов ...”

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Басни Крылова переведены на 60 языков.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.

-О ком эти строки? -Об И.А.Крылове.

- Какие басни Крылова вы читали? /выставить книги на доску

-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строку справа налево.

,АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

-Эта басня была написана в 1814 году. 196 лет назад.

-Что такое басня? ( Слайд 3) (ответ в толковом словаре стр.37)

Басня.

1.Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

2.Вымысел, выдумка.

-Давайте откроем учебник на стр. 105 и узнаем так ли это.

Басня - это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить. (могут быть и люди)

-Рассмотрите иллюстрацию к басне. (Слайд 4)

-Что общего? -Все живут в воде, могут плавать,

-Что делают герои? -Пытаются сдвинуть телегу с места.

-Получается или нет? -Нет.

3.Первичное знакомство с произведением.

Послушайте, что рассказал об этом Крылов. /Прослушивают запись басни (сеанс воображения)

- Понравилась ли вам басня?

-Как написана эта басня прозой или стихотворением?

-Назовите героев басни.

- Что заставило вас улыбнуться?

- Какое событие описывает Крылов?

4.Словарная работа.

- Есть ли незнакомые слова?

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем их читать с наращиванием.

согласья впряглись согласье

сог пря однажды

лась пряг поклажа

ласья лись впряглись

соглась пряг лись (Слайд 5)

сог лась я в пряг лись

согласья впряглись

Итак, для чего мы читали эти слова? Мы читали эти слова для того, чтобы в тексте читать их целыми словами, а не по слогам.

5. Физминутка.

6.Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение)

7.Анализ басни.

- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя

- Лебедь рвётся в облака. -Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.

-Рак пятится назад. -Рак неповоротливый, нерасторопный.

-Щука тянет в воду. -Щука упрямая.

- Какими словами описано усердие героев? - Из кожи лезут вон.

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? -Поклажа бы для них казалась и легка.

- Почему же воз и ныне там? -Потому что они не смогли договориться.

-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль.

-А что такое мораль? (Слайд 6) (толковый словарь стр.365)

1.Нормы поведения, отношений с людьми. /ученик читает из словаря

2.Поучительный вывод.

3.Нравоучение, наставление.

- Найдите главную часть басни – мораль.

-Кто прочитает мораль этой басни?

Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

- Чему же учит басня?

Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

-Есть замечательная русская пословица: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось.

-В чём смысл этой пословицы?

-Прочитайте эти пословицы. (послушайте)

-Все ли можно их соотнести с нашей басней?

-Какая «лишняя»? Почему?

Одна рука в ладоши не бьёт

Берись дружно – не будет грузно.

Одна пчела много мёду не принесёт.

В одиночку не одолеешь и кочку; артелью и через гору впору.

Работа сердце веселит.

-Не замечали ли вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение героев этой басни?

-Могут такие люди нравиться окружающим?

8.Выразительное чтение басни детьми.

- Как будем читать басню? С каким настроением? Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно, без ошибок.

- Как вы считаете смогли ли мы прочитать басню выразительно?

-Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?

9. Составление диафильма. Словесное рисование.

Сопровождается показом иллюстраций к басне. (Слайд 7-13)

10. «Озвучивание» слайдов. (Выборочное чтение подходящих строк из басни) (Слайд 7-13)

V . Итог.

А теперь отгадаем кроссворд

Вопросы:

-С каким писателем сегодня познакомились?




м


к

р

ы

л

о

в



р


б

а

с

н

я


л



ь

-С каким жанром литературы познакомились?

-Как называется нравоучение в басни?

-Что такое басня?

-Что такое мораль басни?

-С какой целью пишут басни?

VI. Домашнее задание: выразительное чтение басни с.104;придумать свою басню про наш класс.

VII. Оценивание

Отметить детей, наиболее активных на уроке.

Спасибо всем, кто работал старательно

И слушал внимательно!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!