II. | Целеполагание. | (На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и т.д.) - Ребята, совсем недавно мы делали проект «Разнообразие природы родного края». Что вы поместили в свои проекты? - На какие группы можно разделить эти объекты природы? - Какое название дали учёные–биологи этим группам? На доске открывается схема: ЖИВАЯ ПРИРОДА царство царство животных растений - А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу? -Чего не хватает в нашей модели природы? - Поместим грибы на плакат. - К какому царству вы отнесёте ягоды? - А грибы можно отнести к этому царству? Почему? - Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? - Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. (В схему добавляется табличка царство грибов) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 1) - Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим? - Почему грибы определили в отдельное царство? - Значит, что мы ещё узнаем? -Что вы ещё знаете о грибах? -Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться? - А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. (СЛАЙД 2) | Мы поместили деревья, цветы, траву, кустарники, птиц, зверей, насекомых и др….(помещают изображения объектов природы на ватман) - Эти объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные. - Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных. -Ягоды, грибы. -Грибов. Дети помещают различные грибы на плакат. -К царству растений. - Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков. - Их можно отнести к царству грибов. - Царство грибов. - Мы узнаем, какие бывают грибы. -У них особое строение. - Узнаем строение гриба. -Грибы бывают съедобные и несъедобные. - Мы будем учиться классифицировать грибы. |
III. | Актуализация знаний. | -Ребята, какие грибы вы знаете? -Что общего в их строении? - Что такое грибница, какую роль она выполняет? - Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112. - Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике. - Есть разница? В чём? -Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений? - А теперь, изготовим модель гриба. - Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание? - Назовите части гриба. - Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба? Какие разные модели грибов у вас получились! Расскажите, кто какой гриб слепил. - Разложим ваши грибы в корзинки. - У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы? - Какое действие мы будем осуществлять? - Какие грибы будем складывать в одну корзинку? А в другую? - А вы, ребята, (обращаюсь к «грибникам») проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку. - Проверим, правильно ли вы распределили грибы? - Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его. - Что нового узнали о группах грибов? - Ребята, с какой целью мы выполняли это задание? - Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов? - Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить грибы-двойники. Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников. - Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили? - Встречаются ли эти грибы в нашей местности? - Будьте внимательны при сборе грибов! (СЛАЙД 3) -Ребята, с какой целью вы выполняли это задание? - Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы? -С кем вы ходите в лес? -Как вы собираете грибы? - Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов. - Какие правила вы сформулировали? - Прочитайте правила в учебнике. Сравните их с правилами, которые вы сформулировали. -Какие новые правила вы узнали? - Что может случиться, если не соблюдать эти правила? -Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы? -Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112. Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса. - Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало. (СЛАЙД 4-5) - Какие меры принимаются по охране природы в России? - Эти грибы занесены в Красную книгу России. (Показать Красную книгу) - С какой целью их занесли в Красную книгу? | Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д…. - У гриба есть шляпка, ножка и грибница. Ответы детей. С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос. Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице). - Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения. Дети лепят гриб из пластилина. -Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба. -Шляпка, ножка, грибница. -Размером, формой цветом, запахом… Дети называют грибы. Съедобные -несъедобные -Мы будем классифицировать. - В одну - съедобные, а в другую - несъедобные. (Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки) Ответы детей: -Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. И т.д. Дети читают текст на с. 100 в Атласе-определителе, 3 абзац. Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный! -Уметь классифицировать грибы по определённому признаку. - Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные. РАБОТА В ПАРЕ. Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников. Ответы детей (информация из учебника) - Да, встречаются. Знать грибы – двойники и уметь их различать. Дети поднимают руки. Ответы детей. РАБОТА В ПАРЕ. Дети обсуждают и формулируют правила. Называют правила. Сравнивают правила. Ответы детей. - Грибы исчезнут. Ответы детей. Ответы детей. Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России. -Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли. |