СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока-проекта по литературы в 9 классе по поэме Н.Гоголя «Мертвые души» Тема: «Чичиков – новый герой эпохи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-проект , предполагающий анализ образа Чичикова.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока-проекта по литературы в 9 классе по поэме Н.Гоголя «Мертвые души» Тема: «Чичиков – новый герой эпохи»»

План- конспект урока-проекта по литературы в 9 классе по поэме Н.Гоголя «Мертвые души»

Тема: «Чичиков – новый герой эпохи


(учитель русского языка и литературы Козлова Е.И.)


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – исследование

Цели:

- образовательная: углубить знания учащихся о детали как средстве создания образов; определить приемы создания образа Чичикова; композиционную роль образа

- развивающая: развивать связную устную речь, воображение и творческий потенциал детей, аргументированно доказывать свою правоту, умение выделять главное, анализировать информацию, делать выводы, работать в команде, интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

- воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности; нравственные качества (активную жизненную позицию, ответственность)

Оборудование урока: тексты романа Н.В.Гоголя «Мёртвые души», слайды по теме урока, слайды – презентации учащихся, материал статьи

В.Г.Белинского «Похождения Чичикова, или Мертвые души», тесты.

Методы и приемы: эвристический, творческий, метод проектов, метод наглядности.


Ход урока:

I.Организационный момент..

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне


  1. Слово учителя: В настоящее время очень актуальна проблема деления общества на богатых и бедных. К первым относят «новых русских», или предпринимателей. Чтобы достичь материального достатка, обязательно нарушать закон? Быть предпринимателем значит быть подлецом? Ответить на эти вопросы поможет наш урок литературы.

II.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1.Сообщение темы: Запишите в тетрадь тему нашего урока.

2. Целеполагание (цели и задачи урока) Сегодня мы попробуем оценить образ главного героя П.И.Чичикова с литературной точки зрения и его общественной значимости с точки зрения поколения 21 века. В этом нам помогут ваши проекты – презентации

III. Этап усвоения новых знаний.

1.Групповые творческие отчеты – защиты по проблемным вопросам в виде презентаций


Выступление литераторов и психологов

Тема проекта: «Происхождение и воспитание Чичикова»

Цели проекта: раскрыть главного героя как социально – психологический тип, показать средства раскрытия образа в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», осмыслить тайну его происхождения, постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался характер Чичикова

Задачи:

  • Сделать анализ 11 глав;

  • Анализ статьи учебника русской литературы 9 класса;

  • Познакомиться с материалом статьи В.Г.Белинского «Похождения Чичикова, или Мертвые души».


Результаты исследования

Мы выяснили, что

1. В целом сюжет «Мертвых душ» хроникальный, и образ Чичикова играет связующую роль, особенно в главах 2-6.

2. Композиционную и сюжетообразующую роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия из «Божественной комедии» Данте, по образцу которой Гоголь писал свою поэму. Чичиков – как бы проводник в царстве «мертвых душ», в этом своеобразном гоголевском «аду»: городе NN и его окрестностях.

3.Гоголь использует следующие средства создания художественного образа:

1) Деталь. Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации.

  • Портрет

  • Одежда

  • Манеры, речь


2) Биография

  • Происхождение

  • Детские годы

  • Наставления отца

  • Учеба в училище

  • Служба


3) Характеристика другими персонажами

4) «Говорящая фамилия»

Комментарии учащихся и показ слайдов – презентаций.

Деталь

  • Портрет: «...не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Гоголь, рисуя портрет Чичикова в 1 главе, подчеркивает «неопределенность», «аморфность». Такая внешность позволяет герою быстро менять психологические маски (в разговоре с Маниловым Чичиков напоминает восторженного юношу, в беседе с Плюшкиным – умудренного жизнью и благонамеренного господина).

  • Одежда. Чичиков очень заботится о своей внешности: « Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок... Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».

Фрак Чичикова – сквозная (т.е.постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка.

Гоголь придает предметам реально – символический смысл. Ларец Чичикова – это предметно – бытовая деталь, которая отмечает конкретную черту его характера .

  • Манеры, речь. Речь Чичикова более сложная, как и сама натура героя, витиеватая, туманно - метафорическая: «Я покупаю не для какой – нибудь надобности, как вы думаете, а так, по наклонности собственных мыслей».

«Приезжий во всем как – то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как – то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но « вы изволили пойти»... Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

Чичикову, как человеку русскому, близко и понятно «меткое русское слово». Он сам легко находит прозвище мужику, встретившемуся по пути. Он называет его «бородой».

При неудачах Чичиков утешает себя поговоркой: « зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем делу не пособить, нужно дело делать».

Работа над литературными понятиями (во время презентации)

Деталь художественная - (от франц.detail- подробность, мелочь), выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно – эмоциональную нагрузку (относят подробности быта, пейзажа, портрета, речи).

Портрет - (от франц.portrait-изображение)- изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как средство его характеристики.

Биография (показ слайда № 1,2)

  • Происхождение: « Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает».

  • Детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как – то кисло – неприютно... ни друга, ни товарища в детстве!».

  • Наставления отца, в соответствии с которыми Чичиков строил всю свою жизнь: « Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам... С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.. .больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».

  • Учеба в училище: уже здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же» (умелые спекуляции)

  • Служба.

Чичиков служит, угождая начальнику, ухаживает за его некрасивой дочерью, намекает, что не прочь жениться, добивается продвижения по службе и не женится.

Строительство казенного дома и обворовывание казны, сговор с контрабандистами во время службы на таможне.


Характеристика другими персонажами. До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

«Говорящая фамилия». Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгания, пощелкивания.


Выводы: Биография Чичикова – это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда – то чистой, значит, возможно её возрождение – через покаяние.



Выступление группы биологов. Показ презентации учащихся

Тема проекта: «Зависимость характера человека от формы носа» Слайд№1

Цели: доказать зависимость характера человека от формы носа и реакции на запахи

Задачи: отобрать необходимый цитатный материал из текста поэмы для аргументации своих доказательств; сделать сравнительный анализ формы носа Чичикова и Наполеона; познакомиться с выводами современных ученых – физиогномиков

Результаты исследования

В ходе исследования мы выяснили, что

1. Гоголь наделил своего героя ничем не выразительной внешностью. Суть внешнего портрета – неопределенность ( частицы «не», «ни»), неуловимость, усредненность.Слайд№ 2

2.Чичиков психолог, он «чует» миллион. Слайд № 3,4.

3.Судьбы Наполеона и Чичикова похожи: они переживают взлеты и падения, звездные часы триумфа и позорное бегство. Оба преследуют корыстные цели и, вторгаясь в неизвестные им пределы, возмущают спокойствие населения, восстанавливают против себя все общество и в итоге терпят поражение. Слайд № 5

4.Наши выводы и мнения современных ученых – физиогномиков совпадают. Слайд № 6.

Выводы: Характер человека зависят от формы носа и реакции на запахи.

Словарная работа (во время презентации)

Физиогномика - это наука, определяющая по чертам лица особенности характера.


Выступление группы историков и защита презентации

Тема проекта: «Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» как отражение эпохи правления Николая I ». Слайд № 1

Цели: показать влияние общественно – политической обстановки на зарождение предпринимательства, условия появления такой личности как Чичиков, бесплодность пути Чичикова

Задачи: рассказать об экономической, общественно – политической обстановке в России во время правления Николая 1;

Результаты исследования

Мы выяснили:

  1. Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. П.И.Чичиков – человек новой формации, делец – приобретатель. Слайд № 2

  2. Анализируя иерархию общественно – политических сил в России в период 30 -40 годов XIX века , можно сделать вывод: В России в то время царило жестокое самодержавие. Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам других, более слабых людей, расталкивая других локтями. Господствующий класс – дворянство – стремился затормозить развитие России, сохранить существовавшие экономические и общественные отношения, обеспечившие его привилегии. Обездоленные, жестоко эксплуатируемые крестьяне отвечали на усилившийся гнет волной восстаний. Слайд № 3,4.

  3. Крепостническая действительность создавала благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для помещиков, мечтавших избавиться от них. И это создавало психологическую предпосылку для разных махинаций.Слайды № 5,6,7.

4. «Чичиковщина» – общественное явление. Она проявляет себя в любую

эпоху. Она не исчерпывается одним стяжательством. Это и суетная

пошлость, мелочность, внутренняя пустота, фальшь, омертвление всего

человечества. «Чичиковщина» опасна для жизни, нужно избавляться

от пороков. Слайд № 8

Словарная работа

Афера (от франц.affaire) –рискованное и недобросовестное дело, предприятие с целью наживы.

Авантюра- рискованное, сомнительное предприятие, дело, начатое без учета реальных сил и условий, в расчете на случайный успех.

Предприниматель -1.Капиталист – владелец промышленного, торгового ит.п. предприятия.2. неодобр. Делец, ловкий организатор выгодных предприятий.

Предпринимательство- 1. деятельность предпринимателя

  1. Неодобр. Склонность к устройству выгодных предприятий, к аферам

2. Координированное оценивание творческих работ – исследований учащихся

В оценивании проектов участвуют сами учащиеся. Идет обсуждение, которое организуется в виде игры «черное – белое» оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – «черное» оппонирование, на светлой – «белое». «Черный» оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, «белый» задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления .Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным. Поэтому лучше начать с таких речевых формул, как: « Большое спасибо за интересный вопрос», «Вы правы, однако мы думаем...» и т. д.

Правила этой игры ребятам известны.

IV.Закрепление материала.

Задание№2.

Заполнить анкету литературного героя, используя цитаты из текста.

Анкета

  • «Говорящая фамилия» героя

  • Социальное положение, занятие

  • Портрет (внешность, речь)

  • Его поступки

  • Отношение автора к герою

Проверка анкеты, дополнения по каждому пункту.

Вопрос учителя: К какому виду портрета можно отнести портретную характеристику Чичикова?


V.Обобщение и систематизация знаний

Задание № 3. Критический анализ статьи В.Г,Белинского «Похождения Чичикова, или Мертвые души»

(отпечатанные листы перед учащимися)



Согласен

Не согласен

Полностью разделяю точку зрения автора.................................................

Считаю убедительным высказывание.......................................

Могу согласиться с мнением критика...................................................

.

Не разделяю точку зрения автора.....................................................

Считаю недостаточно убедительным высказывание.......................................

Позволю себе не согласиться с мнением критика................................


Ученики доказывают любую точку зрения. Учитель предупреждает: «Ребята! Ваша точка зрения не должна искажать оригинал».

VI. Контроль знаний

Задание № 4.Тест по теме урока

1.Почему Н.В.Гоголь дает подробную биографию Чичикова?

а) показать те жизненные условия, под влиянием которых формировался характер героя

б) показать внутренний мир героя

в) Данный персонаж является главным

2.Замысел покупки Чичиковым «мертвых душ» основан на:

а) застойности бюрократического аппарата России

б) предприимчивости и ловкости Чичикова

в) крепостнической системе России

3. Девиз Чичикова:

а) «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»

б) «...угождай учителям и начальникам...»

в) « С товарищами .не водись, а если уж пошло на то, водись с теми, которые побогаче...»

4.Почему Н.В.Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин) последовательности?

а) герои располагаются по степени деградации, омертвления

б) герои располагаются по степени «оживления»

в) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему

5. По замыслу н.В.Гоголя во втором, сожженном, и третьем, ненаписанном томе «Мертвых душ» должно было произойти

а) перерождение Чичикова в апостола Павла

б) возрождение России

в) окончательное падение героя

VII.Рефлексия.

Я умею

  • ставить цель

  • определять задачи

  • делать выводы

  • конкретизировать материал

  • работать в группе ради достижения цели

  • слушать других людей и принимать во внимание, что они говорят

  • соблюдать правила этики

  • анализировать информацию с критической точки зрения

  • контролировать и оценивать свою деятельность

Учитель ставит оценки в журнал, благодарит за работу.

VIII. Задание на дом:

Готовимся к написанию сочинения по заранее данным темам.
































Приложение № 1

«Визитная карточка» проекта

Тема проекта: «Тайна Чичикова»

Творческое название проекта:

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно...

Основополагающий вопрос: Быть подлецом значит быть подлецом?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  1. Зависимость характера человека от черт лица;

  2. Является ли Чичиков нарушителем закона?

  3. Факторы, влияющие на формирование предпринимательской жилки

  4. Что такое чичиковщина?

Учебные предметы: литература, биология, история.

Участники проекта: учащиеся 9 класса

Цели и задачи учебного проекта:

1.Способствовать развитию творческих способностей детей;

2. Развитие связной устной речи учащихся, умение работать в команде;

Формирование литературоведческой грамотности;

3.Научить школьников аргументировано доказывать свою правоту;

3.Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию;

4.Побудить к самостоятельной исследовательской деятельности.

Проблемы (темы) исследований, с помощью которых участники проекта смогут найти ответы на поставленные вопросы учебной темы:

  1. Отбор необходимого цитатного материала из текста поэмы;

  2. Влияние общественно – политической обстановки на зарождение предпринимательства

  3. Физиогномика и характер человека;

Форма представления результатов исследования:

    • .Презентация

Групповые творческие отчеты – защиты по проблемным вопросам в виде

Презентации «Зависимость характера человека от формы носа и реакции на запахи»

Презентации «Происхождение и воспитание Чичикова»;

Презентации «Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» как отражение эпохи правления Николая 1».

Планируемый результат

Анализ эффективности метода проектов

В результате работы развивается воображение и творческие способности детей, ученики приобщаются к самостоятельной исследовательской деятельности, знакомятся с поэтикой Н.В.Гоголя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

18.04.2017 10:51
Синягина Юлия Викторовна @sinagina
Спасибо за материал!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!