Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Алабинская
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
План-конспект
урока физики
Решение задач по теме:
«Оптика» (волновые свойства света)
11 класс
Выполнила: учитель физики Шатц Н.М.
План-конспект
урока физики
Решение задач по теме: «Оптика»
(волновые свойства света)
11 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний.
Цели и задачи урока:
Обучающая цель: корректировка и углубление знаний путем решения задач.
Развивающая цель: создать условия для контроля и самоконтроля знаний учащихся, способствовать развитию познавательной активности учащихся, интеллектуальных умений и навыков, логического мышления, памяти, умения формулировать свои мысли.
Воспитывающая цель: формирование интереса учащихся к изучению физики, создание условий для раскрытия творческих способностей, воспитания аккуратности записи в тетрадь, внимательности, формирование научного мировоззрения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, инртерактивная доска, , ноутбук.
Оценочно-смысловой этап урока.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний через обсуждение вопросов, слайдов (метод- наглядный, фронтальный опрос).
На ИД слайды, иллюстрирующие волновые свойства света.
1. В чем заключается дуализм природы света?
4.Что такое дисперсия света?
5. Какой цвет преломляется сильнее всего в треугольной
призме? Почему?
6. Что такое интерференция света? Какие световые волны
могут интерферировать?
7. Можно ли добиться когерентности световых волн от
двух независимых источников света?
8. В каких случаях можно наблюдать интерференцию
света? Наблюдение интерференции света в тонкой
пленке мыльного пузыря.
9. Чем объясняется радужная окраска максимумов
колец Ньютона в отраженном белом свете?
10. Что такое дифракция света?
11. Дифракционные картинки для малого отверстия,
тонкой нити, микроэкрана. Пояснить.
12. Что такое дифракционная решетка и для чего она
служит?
Содержательный этап урока
Решение задач (условия записаны на интерактивной доске).
Задача № 1.
Две когерентных световых волны фиолетового цвета длиной 400 нм достигают некоторой точки с разностью хода 2 мкм. Что произойдет в этой точке – усиление или ослабление волн?
Дано: СИ Решение
Л=400нм 400*10-9 м ∆d=кл
∆d= 2 мкм 2*10-6м к=
Найти к к=2*10-6 м/400*10-9 м=5 (целое число)
Ответ: усиление.
Задача № 2.
При нормальном падении на дифракционную решетку с периодом 1 мкм плоской монохроматической волны угол между максимумами первого порядка равен 60 градусов. Определите длину волны падающего света.
Дано: СИ Решение:
d = 1 мкм 1*10-6 м φ = 30о
к = 1 d= кл
α = 60о л=d
Найти л л=1*10-6 м*0,5/1 = 0,5*10-6 м
Ответ: л = 5*10-7 м
Физкультминутка с гимнастикой для глаз.
Физорг класса заранее готовит короткое сообщение о способах сберечь зрение. Проводит гимнастику для глаз и комплекс спортивной разминки.
3.Адаптивно-преобразующий этап урока.
Выполнение тренировочного теста (А.Е.Марон , Е.А.Марон Дидактические материалы 11 класс ТС-23, ТС- 24. Сдается на проверку.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Выдача домашнего задания (в информационном блоке)
Повторить параграфы 73 и 74, Марон стр.84 СР-21 Вар.4
Литература: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев «Физика 11» издательство
Просвещение 2011 г., А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике 10-11 классы», Дрофа Москва 2013 г., А.Е. Марон, Е.А.Марон «Физика 11»
Дидактические материалы, Дрофа, 2011 г, И.В.Годова «Физика 11класс» контрольные работы в новом формате. Москва «Интеллект-Центр» 2011