Урок подготовила учительница Ленинаульской общеобразовательной средней школы №2 Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна.
. (Cлайд1)
Эпиграф к уроку:
«Мир освещается солнцем, а человек — знанием».
( Слайд2)
Ход урока
Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока.
Откройте тетради и запишите число и тему урока – «Обобщение по теме «Сложное предложение».
Цель нашего урока видна из названия темы. Значит, на уроке мы должны обобщить ранее изученный материал, повторить основные сведения о группах сложных предложений, закрепить умение определять структуру сложного предложения и расставлять знаки препинания. Выполнить задания ОГЭ.
3.Работа по карточкам на доске (3 учащиеся работают по карточкам)
Карточка 1.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.
31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.(2)
2.Выпишите грамматическую основу предложения 37.
.(37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек ( Он дышал)
Карточка№2
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Короче говоря,(1) школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. Главное,(2) что жизнь у неё в школе была ясная,(3) потому что за отметками Наталья не гонялась,(4) они сами
к ней липли,(5) как мухи на сладкое.( 1)
2.Укажите количество грамматических основ в предложении 16.
. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (3)
Карточка №3
1.Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.
(17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся
в мою сторону, и я услышал мурлыкание.(15)
2.Выпишите грамматическую основу предложения 28.
(28)Так оно и было на самом деле.
Слово учителя . Ребята, сегодня девизом нашего урока будут слова «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно» а потому и эпиграф к уроку :
«Мир освещается солнцем, а человек — знанием». (Слайд 3).
3.Пока учащиеся работают по карточкам, мы проведем игру
« Не прерви цепочку»
1 Замените словосочетание, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление.
амените словосочетание, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со
связью управление:
. Берёзовая роща –
. На лесной поляне –
. Медвежья шкура –
. Комариный звон –
. Душевный лад –
. Птичьи стаи –
. Сосновые шишки –
2.Сложные предложения –это…
3.Типы сложных предложений.
4.Чем отличаются СПП от ССП ?
5.Независимое предложение в составе СПП называется __________.
6.Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
7.Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.
8 Подчинительные союзы: что…
9 Подчинительные союзы и союзные слова: как различать?
(Главное отличие в том, что союзы используются исключительно для того, чтобы присоединить части предложения друг к другу, они не являются членами предложения. Другое дело – союзные слова. Их роль выполняют относительные местоимения, соответственно, такие лексические единицы будут являться членами предложения. Вот признаки, по которым можно отличить подчинительные союзы от союзных слов: Чаще всего союз в предложении можно опустить, не теряя смысла. )
СПП с несколькими придаточными-это….
Перечислите придаточные..
12 БСП- это…
Проверка работ учащихся.
4.«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно» Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.
Используя схемы предложений, подберите примеры. Обоснуйте свой ответ. ( Слайд 4)
Задание1.
[ ], [ ].
[ ], ( который…)
[ ], и [ ].
Задание 2.
Найти и выписать из данных предложений СПП. (Cлайд № 5)
Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
Проверка: каждая группа читает одно предложение и доказывает свой выбор.
Задание 3. (Слайд 6)
Распределите предложения в 2 столбика (Союз или союзное слово?). Обоснуйте свой ответ.
С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.
Ты спросишь, кто велит мне?
Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.
Днём в доме, где я живу, идёт привычная жизнь.
Он пообещал, что вернётся до заката.
Подай мне книгу, что лежит на столе.
Задание 4. (Слайд 7)
Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными.
К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
5.Физкультминутка.
Чтобы снять усталость, напряжение, давайте выполним одно упражнение, которое называется «Четыре стихии». Если я скажу «земля», вы должны опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперёд, «воздух» - поднять руки вверх, а при слове «огонь» - произвести вращение руками.
Глубоко вдохните, крепко – крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладошки. На секунду затаите дыхание.
Почувствовали облегчение? Садитесь.
Задание5. (Слайд8) Среди предложений 17−21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(17)С тех пор мастер Гальвестон стал одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (18)Порой нам казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки.
(19)Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней. (20)Но как-то поздней осенью в старом гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась нежная мелодия. (21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
Задание 6. ( Слайд9) Среди предложений 16−18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(16)Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.
(17)Так мы и жили. (18)Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина.
Задание7. ( Слайд 10)Среди предложений 16—19 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(16)Мальчишки — их было человек пять — зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
Задание 8. ( Слайд11) Среди предложений 21—25 найдите сложные предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.
(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.
Задание 9 ( Слайд 12)В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры ,обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Однажды множество мудрых притч собрались вместе, (1) как это бывает и у людей,(2) и стали беседовать. Каждая рассказывала себя,(3) а остальные слушали, (4) радуясь мудрости сестры.
Задание10 ( Слайд13) Среди предложений 25-33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.
(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!
(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.
—(33)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы
Задание 11 ( Слайд14) .Среди предложений 6-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает, а я стою у колонны и делаю вид, что изучаю приклеенную к ней афишу.(7)Когда раздаётся звонок, я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги! (8)Но в зале гаснет верхний свет, и вот уже появляется несколько танцующих пар.
(9)Снова медленный танец... (10)Сколько, интересно, времени я тут торчу у стенки — час или больше? (11)Говорили, что будет бал, а это — обычный школьный вечер, разница только в том, что все тут старше меня.
—(12)Танец ретро! — объявляет в микрофон распорядитель. — (13)Кавалеры приглашают дам — танцуем вальс!
(14)И тут вспыхнули сразу все люстры и в зал выпорхнули десять пар: мальчики в строгих костюмах, девочки в пышных бальных платьях до колен. (15)А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по-настоящему танцевать вальс. (16)А я — умею, потому что до восьмого класса нас с Асей водили на хореографию и учили всем этим бальным танцам, даже полонезу и мазурке!
-Ребята, для выполнения каких заданий нам понадобятся знания о сложных предложениях? (11-14_)
6.Итог урока.
Сегодня мы постарались вспомнить и повторить всё о сложных предложениях. Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
Какие из тем вы бы хотели ещё повторить?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание.
Запишите в своих дневниках домашнее задание.
Выполнить по брошюрам задания 11-14, варианты 15-25