Урок русского языка в 4 классе
Для проведения данного урока учащиеся должны иметь общее представление о правилах клавиатурного письма, приёмы работы с мышью; уметь выполнять простейшие действия в текстовом редакторе Word (набрать, удалить, вставить букву, изменить шрифт, перетащить объект).
Тема урока: «I и II спряжение глаголов».
Задача: создать условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения повторить разницу между приставкой и предлогом;
формировать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
закрепить написание слов с изученными орфограммами.
Развивающие:
развивать речь учащихся; развивать умения работать со словарём;
развивать воображение, память, орфографическую зоркость;
развивать умения планировать, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, ответственность, чувство взаимопонимания и поддержки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодняшний урок русского языка мы проводим в компьютерном классе и это не случайно. Для выполнения многих заданий вы покажите свои навыки работы в программе текстового редактора Word. На рабочем столе монитора найдите ярлык «русский язык 4», щёлкните мышкой по нему. Перед вами тексты упражнений сегодняшнего урока. Для того чтобы быть успешным на уроке слушайте внимательно задания учителя, выполняйте его инструкции.
Актуализация знаний и мотивация. (Упражнение 1)
1 2
с…диш…
св…тлееш…
кр…чиш…
вл…заеш…
зам…чаеш…
ч…рнееш…
- Прочитайте данные слова. Найдите в них общее.
+ 2 лицо ед. ч., пишутся с ь на конце.
- Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Распределите слова на 2 столбика, используя клавишу «Tab». (Для этого поставьте курсор в начало нужного слова и нажимайте клавишу «Tab» несколько раз.)
- Какие группы у вас получились? Прочитайте и объясните свой выбор.
+ 1 группа – с безударной гласной е в корне слова и окончанием –ешь
2 группа – с безударной гласной и в корне слова и окончанием – ишь
Какие правила вы вспомнили при выполнении этого задания?
Словарно-орфографическая работа.
- В каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Для этого: а) удалите ненужную букву, б) выделите другим цветом лишнее слово.
Соединив буквы-орфограммы в «лишних словах» между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря. Напечатайте его в красной рамочке.
Шка(в/ф), гра(в/ф), клю(в/ф);
ч(е/и)сло, п(е/и)вец, л(е/и)ства, с(е/и)няк;
грус(т/-)ный, со(л/-)нце, чес(т/-)ный, ус(т/-)ный;
о вещ(и/е), о мыш(и/е), о дружб(и/е), о реч(и/е);
вес(т/-)ник, сер(д/-)це, звёз(д/-)ный, праз(д/-)ничный;
лещ(ь/-), грач(ь/-), плащ(ь/-), рож(ь/-).
– Какое слово составили?
- Как понимаете значение слова велеть?
+ Велеть – значит приказывать, принуждать. Проверьте написание слова, пользуясь орфографическим словарём. Отметьте особенности написания (другим цветом или подчёркиванием).
велеть
+
Прочитайте пословицы и поговорки.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи – век учись.
Для учения нет старости.
Учи показом, а не рассказом.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
- Что общее в данных пословицах и поговорках? (Смысл: о пользе учения)
- Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать. Для этого выберите шрифт подчёркнутый.
- Какую из пословиц надо написать, чтобы она соответствовала теме урока? Запомните эту пословицу.
- А теперь удалите её. Напишите эту пословицу в тетрадь по памяти.
- Проверяем. Кто записал, выходите к доске и меняйтесь тетрадью, после проверки верните тетради друг другу.
IV. Постановка учебной задачи.
- Ориентируясь на наши сегодняшние рассуждения, задания, назовите тему сегодняшнего урока. Объясните своё мнение.
+ В первом задании глаголы 2 лица мы разделили на 2 группы по написанию гласных -е и -и в окончаниях. Значит, сегодня на уроке мы должны продолжить работу по написанию окончаний глаголов.
- Вы на правильном пути. Уточним тему урока чуть позже.
V. «Открытие» новых знаний.
- Проспрягайте глаголы нести, играть, велеть, верить.
- При спряжении поставьте ударение и выделите окончание.
- Для этого допечатайте окончания, а ударную гласную выделите синим цветом.
Проспрягайте глаголы нести, играть, верить, лежать.
При спряжении выделите в глаголах ударную гласную (синим) и допишите окончания.
я нес___ игра___ вер___ леж___
ты нес___ игра___ вер___ леж___
он нес___ игра___ вер___ леж___
мы нес___ игра___ вер___ леж___
вы нес___ игра___ вер___ леж___
они нес___ игра___ вер___ леж___
- Что заметили?
- Назовите личные окончания глаголов в I и II столбиках. Что отметили общее в личных окончаниях глаголов двух столбиков?
- А чем различаются? (+ Ударные и безударные окончания)
- Теперь сравните глаголы последних двух столбиков. Назовите общее и отличие.
- внимательно посмотрите на окончания всех глаголов. На сколько групп можно разделить эти глаголы? (2) Какие?
+ 1 группа: глаголы, имеющие в окончании гласную –е, а в форме 3 лица мн.ч. окончания –ут, -ют
- Это глаголы I спряжения.
+ 2 группа: глаголы, имеющие в окончании гласную –и, а в форме 3 лица мн.ч. окончания –ат, -ят
- Это глаголы II спряжения.
- Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?
- Оформите вывод в виде схемы.

- Сравните с выводом учебника стр. 189
- Уточните тему сегодняшнего урока. Проверьте правильность - на листе заданий откройте надпись темы урока. Для этого наведите курсор мыши на объект и, удерживая левую кнопку мыши, перетаскивайте прямоугольник вниз.
- Поставьте цели урока.
- Вернёмся к 1 заданию. Соответствует ли № столбика спряжению? Исправьте.
VI. Физкультминутка.
- Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения – приседаете и руки на коленях, II спряжения – встаёте и руки вверх. Кто ещё не уверен в знании спряжений - пользуйтесь схемой.
-Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, говорит.
VII. Закрепление новых знаний.
(Выполняем упр.438 стр.189 в тетрадях и 1 уч-ся на доске, проверка в парах сменного состава, оценивание работы на доске с объяснением.)
VIII. Рефлексия.
- Что нового узнали о глаголах?
- Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
- Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?
- Оцените свою работу на уроке, покажите своё настроение. Из трёх лиц человечков выберите одно, более вам соответствующее. (Разукрасьте его или удалите ненужные.)
Приложение № 1. (Задания, выполняемые на компьютере)
4 «а» класс учитель Солоницкая Е.А.
Урок русского языка

Тема: 1 и 2 спряжение глаголов.
1 2 с…диш… св…тлееш… кр…чиш… вл…заеш… зам…чаеш… ч…рнееш… |
шка(в, ф), гра(в, ф), клю(в, ф);
ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк;
грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
о вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е), о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи – век учись.
Для учения нет старости.
Учи показом, а не рассказом.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Проспрягайте глаголы нести, играть, верить, лежать.
При спряжении выделите в глаголах ударную гласную (синим) и допишите окончания.
я нес___ игра___ вер___ леж___
ты нес___ игра___ вер___ леж___
он нес___ игра___ вер___ леж___
мы нес___ игра___ вер___ леж___
вы нес___ игра___ вер___ леж___
они нес___ игра___ вер___ леж___
