СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка "Глагольные словосочетания "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема : глагольные словосочетания.

Цель урока : првторять и усовершенствовать знания учащихся о призаках глагола; формировать умение находить глаголы среди других частей речи; знакомство со словосочетаниями как синтаксической единицей и видами; научить в

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка "Глагольные словосочетания "»

Учитель: Встаньте, подровняйтесь, посмотрите на свою готовность к уроку.

Начинаем урок русского языка.

Сегодня на уроке
Будем мы учиться!
Будем вспоминать!
И, конечно, новое будем открывать!

Учитель: Ребята, посмотрите на выделенные слова. К какой части речи они относятся?

Ученики: глаголы

Учитель: Расскажите всё, что знаете о глаголе.

Ученики: Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - Что делать? Что сделать?

Учитель: Как вы думаете, мы уже всё узнали о глаголе?

Учитель: Да ребята, сегодня нам предстоит совершить ещё одно открытие в этой части речи. Итак, начинаем! Послушайте внимательно первое задание.

Откройте (тетрадка). (Запишите числе). (Приступим к работа) ( на экране появляются данные словосочетания).

Учитель: Почему вы смеётесь? Я что-то не так сказала? А как правильно? Что я перепутала? (На экране появляются правильные слова) Посмотрите внимательно на записанные слова. Как вы думаете, что это?

Ученики: Правильно так: откройте тетради, запишите число. Приступим к работе. Перед нами словосочетания.

Учитель: Как вы определили, что это словосочетания? А что такое словосочетание?

Ученики: словосочетание – особое соединение слов между собой по смыслу и грамматически.

Учитель: С чем мы можем спутать словосочетания? С предложением. Чем словосочетания отличаются от предложений? Важно уметь отличать словосочетания от предложений. На слайде даны словосочетания, какие части речи мы наблюдаем в этих словосочетаниях? Глагол+существительное. Мы раньше редко встречались с такими словосочетаниями, обычно словосочетания состояли из прилагательного и существительного: зеленая трава, золотая осень. Так вот оказывается, словосочетания, в которых присутствует самостоятельная часть речи – глагол, называются глагольными. И глагол в таких словосочетаниях является главным, он управляет остальными частями речи. Как вы думаете, за каким явлением в глагольных словосочетаниях мы будем наблюдать?

Ученики: мы будем наблюдать за связью слов в глагольном словосочетании.

Учитель: Отлично. Запишите число, классная работа. Пишем аккуратно, помним о том, как должен сидеть ученик. Обратимся к учебнику. Откройте русский язык на странице 69. Выполним задание № 95. Нам необходимо выписать словосочетания глаголов с выделенными словами из предложений.

Выполним задание в тетрадях и у доски. Читай первое предложение. Найди глагол в предложении. Задавай от него к выделенному слову вопрос. Выписывай данное словосочетание - глагол+сущ. Обозначим падеж существительного. Следующее предложение и т.д.

Ученики:

1) Пришел с рыбкой

2) Отпустил рыбку

3) Сказал слово

5)Забранила старика

6) Не хочет быть крестьянкой

7) Хочет быть дворянкой

8) Поклонился старухе

9) плеснула хвостом по воде

Учитель: Посмотрите на данные словосочетания, какую особенность вы заметили? На какие вопросы отвечают существительные в словосочетаниях? От какого слова задается вопрос?

Ученики: Вопрос задается от глагола к существительному, существительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

Учитель: Как вы думаете, связаны между собой глагол в словосочетании и существительное? Каким образом? Например, что изменится, если в словосочетании пришел с рыбкой, изменится падеж существительного? (пришел с рыбке, или пришел с рыбки) Чего требует от существительного глагол в глагольном словосочетании?

Ученики: глагол требует от существительного определенного падежа.

Учитель: Давайте прочтем выделенное правило и проверим, правильный ли мы вывод сделали? Да ребята, мы с вами оказались правы.

Физминутка.

Посмотрите на доску. Даны словосочетания, но что-то в них не так. Как вы думаете, что?

Ученики: существительные стоят в неподходящем к глаголу падеже.

Учитель: А как определить, в каком падеже должно стоять существительное? Что необходимо сделать?

Ученики: задать от глагола вопрос к существительному.

Учитель: выполним в тетрадях и у доски. Выполняем аккуратно и красиво.

1. Убирали листьев; Убирали листья

2. Петь песня; Петь песню

3. Шить платью; Шить платье

4. Пастись на лужайку; Пастись на лужайке

5. Бежит по дорожка; Бежит по дорожке

6. Посмотрите в окном. Посмотрите в окно

Учитель: Какой мы можем сделать вывод о глаголе? Что он делает с существительным? Он им управляет. А зачем глагол управляет существительным?

Ученики: чтобы нам было понятно, о чем мы говорим, для правильности речи.

Учитель: Верно. А теперь немного пофантазируем. Составим словосочетания с данными глаголами в тетрадях и у доски.

Подошёл к …(столу)

Рисуют …(мелом)

Подарил...(цветы)

Занимается …(спортом)

Пишет на …(асфальте)

Заклеил…(тетрадь)

Узнал о …(погоде)

Растут на …(ветке)

Получил…(отметку)

Отлично справились с заданием. Как вы думаете, нам в жизни пригодятся наши знания?

Итог урока. Молодцы ребята. Как вы думаете, мы сегодня на уроке сделали открытие? Что мы нового узнали о глаголе, как он ведет себя в словосочетании? Для чего мы используем такую связь слов в своей речи? Для чего нам вообще нужны словосочетания? Чтобы речь была красивой и грамотной.