СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка по теме: "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка по теме: "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка по теме: "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.



Тема урока: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень», 4 класс.


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображение на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.


Ход урока


I.   Организационный момент


 II. Подготовительная работа

 

- Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.


Слайд 1.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. С. Пушкин

- О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?


 III. Сообщение темы и цели урока.  


- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображение на картине с художественными произведениями.


IV. Работа по теме урока.


1. Библиографические сведения о художника


Слайд 2.

-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?


Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. 


Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.


      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Март» (Слайд 3), « Весна. Большая вода» (Слайд 4), «Берёзовая роща» (Слайд 5) и другие


Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.


2.Рассматривание репродукции картины. (Слайд 6)


3. Беседа по содержанию картины


1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?


2) Какие краски использовал художник?

3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)


3) Что изображено на переднем плане?

 (На картине изображена  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).


4) Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).


5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)


6) Что растет по берегам речки?


(По берегам речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий куст).



7) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?


8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?


9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?


10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.

Почему окраска у них разная?


11) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)


12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень, как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)


4. Словарно-орфографическая работа.


- Подберите слова, характеризующие деревья.

- А какие слова больше подходят для описания реки?

- Какими словами можно охарактеризовать небо?

1. Работа с карточками

Деревья

Светлые тонкоствольные берёзки, в золотом уборе, нежно- золотистая листва,


День

Солнечный, замечательный, чудный.


Воздух

Свежий, чистый, прозрачный, как стекло


Небо

Лазурное, с легкими белыми облаками, чистое. Облака белеют, плывут         


Река

Неширокая, чистая, спокойная, тихая, с медленным течением


Настроение

Ощущение тишины, покоя; мягкая (легкая) грусть. Осень - чудесная (дивная) пора.




2. (на доске слова)

з.л.тая бронзовая к.льчуга

кр.савица лимонная ж.лтизна

легкие багряная

р.зоватые с.р.фан

облака к.сынка

треп.тная набросила



- О чем можно сказать «золотая», «красивая»? Подберите родственные слова.

- При описании чего можно использовать слова «легкие», «розоватые»? Подберите проверочные слова.

-Какая осенью береза, осина?

- Подберите к глаголу «набросила» слова, близкие по значению.

- Объясните значение слов «сарафан», «косынка».

- Разберите по составу слова «лимонная»





5. Составление плана.


-Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать? («Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во  второй части? (В ней будем описывать картину).


-Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)

-О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство… или мне эта картина нравится тем- то…)



ПЛАН

1. Картина И.И.Левитана «Золотая осень»

2. Лес, точно терем расписной

3. Моё отношение к картине



Слайд 7.



Образец сочинения


Передо мной картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».

Картина пронизана яркими, желтыми, оранжевыми, тёплыми красками. Художник написал погожий солнечный день. Краски осени играют, отливают золотом в лучах солнечного света





Небольшая, спокойная речка узкой лентой убегает куда-то вдаль. Зелёная трава луга покрыта опавшими жёлтыми листьями. Две передние осинки почти совсем сбросили листву. Молодые тонкие берёзки сплошь покрыты золотистой листвой. Все эти цвета видим на фоне яркого голубого неба.

Мне понравилась картина Левитана «Золотая осень». Она пронизана любовью художника к природе и своей родине. Такое же чувство вызывает эта картина у зрителей.



V. Пересказ сочинения обучающимися.

VI. Запись сочинения.

VII. Перед написанием сочинения слушание отрывка из «Времен года» П.И.Чайковского «Осенняя песня»

VIII. Самопроверка.

IX. Итог урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!