План-конспект урока русского языка
Тема: Три склонения имён существительных
Цели:
- Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках.
- Развитие письменной речи учащихся.
- Воспитание внимания и взаимопонимания.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, опорные схемы, полоски со словами, рисунки.
Материалы: Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 4 класс. 1 часть. М.: Дрофа, 2014.
Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс. М.: ВАКО, 2008.
Технология: информационно-коммуникативная
Методы: интерактивные, работа с опорными схемами
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
Оргмомент
Приветствие, объявление темы и целей урока.
Минута чистописания
Аоа Аао Оаа Ооа
-Придумайте такое предложение, чтобы начиналось оно с буквы А.
Аист вьёт свои гнёзда на крышах домов. (пример)
Словарно-орфографическая работа:
- Найдите имена существительные, определите род.
III. Актуализация прежних знаний. Работа с презентацией.
Дайте определение имени существительному.
Назовите постоянные и изменяемые признаки существительных, приведите примеры.
IV.Постановка учебной задачи. Слайд «3 скл.сущ.»
Сегодня познакомимся с другими признаками имён существительных. Узнаем о 3-х склонениях сущ – х.
V. Работа по новой теме
1. На доске полоски со словами:
ПАПА, ДЯДЯ, МАМА, ТЁТЯ, ДОМ, САРАЙ, КОНЬ, ПОЛЕ, ОКНО, НОЧЬ, СТЕПЬ
- Прочитайте слова, найдите в них общее
(имена сущ-е в ед. числе)
- Давайте разделим эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:
Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.(мама, тётя)
Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(папа, дядя)
Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода, выделите в них окончания (дом, сарай, конь)
Назовите существительные среднего рода (поле, окно)
Определите род оставшихся существительных (ночь, степь)
На доске появляются слова:
1 СКЛ. 2 СКЛ. 3 СКЛ.
Ж.Р. М.Р. М.Р. СР.Р. Ж.Р.
мама папа дом окно ночь
тётя дядя сарай поле степь
- Сделайте вывод. Сравни его с правилом учебника.
VI. Физкультминутка. Игра “Доскажи словечко».
Если существительное 1 скл. – 1 хлопок.
Если существительное 2 скл. – 2 притопа.
Если существительное 3 скл. – 3 приседания.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это (белка)
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: кошка, брысь!
Потому что это (рысь)
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь,
Кто это? (ёж)
Ну, конечно, (карандаш)
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (цапля)
Да того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? (кровать)
VII. Формирование навыков.
Работа по опорным схемам:
«Три склонения имён существительных»
«Первое склонение имён существительных»
«Второе склонение имён существительных»
«Третье склонение имён существительных»
VIII. Закрепление. Работа по учебнику.
Выполнение упражнения 169 по вариантам.
Проверка в парах.
Самостоятельная работа. Определение склонения имён существительных (упр.170).
IX. Итоги. 1.Рефлексия.
2. Домашнее задание: 1в. Написать по 3 имени существительных об осени 1 скл., 2 скл., 3 скл.
2 в. Рассказ «Как я провёл осенние каникулы»
Выставление оценок.
папа дядя
мама тётя
дом сарай
конь поле
окно ночь
степь Ж.Р.
Ж.Р. М.Р.
М.Р. СР.Р. 1 скл.
2 скл. 3 скл.