Русский язык 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник «Русский язык» Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., ч. 3)
Тема урока: «Закрепление»
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока учебной информации обучающихся: уметь составлять и записывать сложные слова с соединительными гласными о, е; о правильном употреблении приставок на– и о– в словах надеть, надевать ; образовании слов с помощью приставки и суффикса для формирования морфемных и для формирования морфемных и словообразовательных умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности , систематизировать знания о правописании соединительных гласных “о”, “е” в сложных словах; находить родственные слова и образовывать их при помощи приставок и суффиксов; образовывать слова с помощью приставки и суффикса.
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся умения в правильном употреблении слов «надеть», «одеть» образованию слов с помощью приставки и суффикса; образовании сложных слов развитию связной речи, оперативной памяти, мыслительной деятельности, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, умению находить сходство и различие в изучаемой части речи, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию индивидуальной, парной и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности за продукты собственной деятельности,
Здоровьесберегающие: чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток, соблюдение СанПиН.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников», «природа», «бережное отношение к природе»; проявлять интерес к изучению русского языка, актуализировать личностный смысл обучающихся к закреплению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение решать орфографические задачи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события, поступки, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассников.
Предметные: формировать умение правильно употреблять слова «надеть», «одеть» ; умение составлять сложные слова; умение образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов; соблюдать нормы речевого этикета и правил устного общения, применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Тип урока: урок закрепления.
Организация пространства: индивидуальная работа, парная работа,фронтальная работа.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация, карточки.
Ход урока
I.Организация начала урока.
1. Приветствие.
У.: - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Татьяна Владимировна.
2. Проверка готовности к уроку.
У:- Ребята, проверьте, все ли у Вас готово к сегодняшнему уроку: учебник, тетрадь, ручки, карандаши.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У.: -Обратите внимание на доску, на ней записаны слова. Что из этого мы возьмем сегодня на урок (на доске слова:внимательность, сообразительность, лень, трудолюбие, находчивость).
II. Актуализация умений и знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
а) У.: - Откройте тетради, запишите число, классная работа, соблюдая наклон, высоту, одинаковые расстояния между буквами.
б) Определение соединения букв, которые будем прописывать.
У.:- Ребята, послушайте стихотворение
Чтобы О не укатилась
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось…
Получилась… буква Ю.
У.:- Вы уже наверное поняли, какую буквы мы будем прописывать на каллиграфической минутке.
О.:- Букву «Ю».
У.:- Что вы знаете об этой гласной?
У.:- Сколько звуков в слове «Юля», «наблюдают», «подъюбник»
О.:- В слове Юля 4 звука, «ю» стоит вначале слова и имеет дву звука . В слове «наблюдают» 10 звуков. В слове «подъюбник» 9 звуков.
У.:- Верно, сегодня мы пропишем букву «ю» и соединения с ней.
Ведем наклонную прямую от верхней линии рабочей строки доведя до нижней линии, проводим по написанному до середины прямой , затем ведем небольшую прямую вправо вверх закругляя до верхней линии рабочей строки и ведем овал до верхней линии рабочей строки.
в) прописываем соединения букв
У.:- Пропишем соединения букв «ют», «юл», «юн».
С каким соединение мы пишим сочетание «ют»?
О.:- С верхним.
У.:-С каким соединение мы пишим сочетание «юм»?
О.:- С нижним.
У.:- С каким соединение мы пишим сочетание «юн»?
О.:- С нижним.
2. Словарная работа.
У.:-Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь.
С..бака, п..суда, вет..р, ф..милия, р..бята, яг..да,к..ньки.
3.Актуализация знаний (продолжение).
У.:- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
У.: - Посмотрите на доску, разгадайте ребус


О.:- Закрепление.
У.:- Правильно! Давайте вспомним темы прошлых уроков.
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
У.:- На доске вы видите слово «Паровоз». Какую тему мы с вами закрепим?
О.:- Сложные слова.
У.:- Правильно! Ребята, образуйте сложные слова самостоятельно.
III.Закрепление темы.( Работа над упражнением.)
Рыбо | люб |
Сено | кол |
Мясо | лов |
Книго | косилка |
Дрово | ход |
Звездо | рубка |
Ледо | сек |
Паро | пад |
У.:- Вставьте пропущеные буквы
И | СЛ…ДОПЫТ | Е |
Е | ВБ…ГАТЬ | И |
Е | КН…ГОЛЮБ | И |
Е | ОЛ…НЁНОК | И |
Е | ВОСП…ТАТЕЛЬ | И |
И | СТ…БЕЛЁК | Е |
И | НАБ…РЕЖНАЯ | Е |
О | ПРОХ…ДНАЯ | А |
У.:- Проверим, какие безударные гласные вы вставили.
У.:-Запишите предложения.
Воспитатель читает детям сказку. Книголюб купил1 новую книгу. Мы видели оленёнка в зоопарке.
У.:- Подчеркните грамматическую основу предложений.
У.:- Сделайте фонетический разбор слова «купил».
1.Напиши слово.
2.Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
3.Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
4.Определи количество гласных букв и согласных.
5.Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки.
6.Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласные буквы: ударный или безударный.
Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков). Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.
Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч'], [щ'] — мягкие непарные.
Твёрдость и мягкость этих звуков не обозначается на письме и не зависит от последующей гласной буквы.
7. Подведи черту.
8.Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове.
Ку|пи/л-3 согл., 2 гл.
к-[к ]- согл.,глух., твёрд., парн. [г ].
у-[у]- гласн., безуд.
п-[п’]- согл., глух., мягк.,парн [б ].
и-[ и]-гласн., ударн.
л-[л ]- согл., звонк.,твёрд., непарн.
5б., 5 зв.
Физкультнутка.
На дверях висит замок. (Сомкнуть руки в «замочек»)
Кто открыть его не смог? (Вытянуть руки с «замочком» вперёд)
Мы замочком постучали, (Постучать «замочком» по столу)
Мы замочек повертели, (Повертеть «замочком вправо- влево)
Мы замочек покрутили (Покрутить «замочком» к себе-отсебя)
И открыли! (Разомкнуть руки)
IV.Закрепление темы (продолжение).
У.:- Какая значимая часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов?
О.: -Суффикс .
У.:- Какая значимая часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов?
О.:- Приставка.
У.:- Ребята, так что же мы еще повторим сегодня?
О.:- Образование слов при помощи приставки и суффикса.
У.:- Верно.
У.: Разберите слова по составу( взаимопроверка)
Сахарница- сахан- ниц- а
Подарок- по- дар- ок
Подводник- под- вод- ник
Записка- за- пис- к-а
Перевозчик- пере- воз- чик
Наливаю- на- лив- а- ю
У.:- Послушайте историю, которая приключилась с Винни – Пухом.
По ходу чтения сказки вы будете записывать глагол шёл с разными приставками.(вышел, отошёл, пошёл, обошёл, перешёл, дошёл, пришёл, ушёл, зашёл.)
У.:- Однажды теплым летним утром Винни решил пойти в гости к Пятачку. Он умылся, прибрался в домике и ….. (вышел) из дома. Но только Пух …. (отошёл) от дома, как на дереве нашёл странный шнурочек. Это был хвост Иа! Винни – Пух решил зайти к ослику и вернуть ему его пропажу. Он …. (пошёл) прямо по дороге. …. (обошёл) небольшую лужицу. По мостику …. (перешёл) речку. И наконец … (дошёл) до ослика Иа и вручил ему хвостик. Ослик очень обрадовался и поблагодарил Винни за заботу. Ослик Иа подарил ему горшочек для мёда. И Пух сразу решил пойти к дереву с дикими пчелами, чтобы наполнить горшочек мёдом и угостить им Пятачка. Вот Винни – Пух …. (пришёл) к дереву, в дупле которого жили дикие пчёлы, и решил набрать мёду. Но пчёлы были такие злые, что Винни еле … (ушёл) от погони. И только к вечеру Винни … (дошёл) до домика своего друга Пятачка. Пятачок был очень рад, что Пух … (зашёл) к нему в гости.
У.:- Впишите суффиксы.
Внезапно Аня заметила перед собой стол(ик) на трёх нож(к)ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ(ик)а, и первой мыслью Ани было, что ключ(ик) этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
У.:- От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса -ок-.
Пирог - …пирожок
Угол - …уголок
Флаг - …флажок
Луг - …лужок
У.: - Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Вот такой рассеянный».
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
У.:- Как вы думаете, какую тему еще сегодня вспомним?
О.:- Употребление слов «надеть», «одеть»
У.:- Ребята, посмотрите на доску, какое слово нужно вставить?
Ос.нь… (надела/ одела) на д.ревю я кр.сивый н.ряд.
У.:- Вставьте в предложения глаголы «одень», « надеть»
1. Мама __________ чехол на чемодан.
2. Девочка __________ куклу Катю.
3. Старший брат __________ сестру.
4. Брат __________ часы на руку.
5. Бабушка __________ внука.
6. Бабушка __________ новое пальто.
V. Итог урока.
У.:- Ребята, что мы сегодня с вами вспомнили?
О.:-Как составлять и записывать сложные слова с соединительными гласными о, е; Как правильно употреблять приставки на– и о– в словах надеть, одеть ; Как образовывать слова с помощью приставки и суффикса.
Рефлексия.
У:- Кто испытывает затруднения сегодня на уроке?
У:- Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня перед наалом урока и под конец урока.
VI. Домашняя работа.