СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Слои твердой Земли»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок географии в 5 классе с использованием ЭОР. В процессе занятия ученики научатся выделять существенные признаки  понятий"литосфера", "земная кора" и использовать данные понятия для решения учебных задач по созданию учебных моделей.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Слои твердой Земли»»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
"Слои твердой Земли»


ФИО (полностью)

Уродова Татьяна Вячеславовна

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Рудничный

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Литосфера, номер урока 8

Базовый учебник

«География. Начальный курс». А.А.Летягин

Москва, «Вентана- Граф», 2011.




Дидактическая цель урока: Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме "Слои твердой Земли» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме парно-групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной работы с ориентацией формирования метапредметных, предметных и личностных результатов.


Цели по содержанию:

- обучающие

Базовый уровень:

1. Понятия «литосфера», «ядро», «мантия», «земная кора», сейсмология, геология.

2. Теория дрейфа литосферных плит А. Вегенера

3. Факты: Лойненское обнажение

3. Номенклатура: Кольская сверхглубокая скважина, река Колорадо, национальный парк Большой каньон.

4. Способы изучения земных глубин: сейсмический метод, метод наблюдения

5. Статистический материал: глубина Кольской сверхглубокой скважины


Повышенный уровень:

Взаимосвязь внутренних географических процессов с компонентами природы на примере движения литосферных плит в системе «человек - среда – общество - окружающая среда»;


Углубленный: Методы науки и техники для изучения внутреннего строения Земли.


-развивающие

Базовый уровень:

1. Описывать особенности слоев твердой земли и кодировать их в форме таблицы или рисунка;

2. Строить модель «твердой» Земли в масштабе с учетом реальных размеров.


Повышенный уровень

1. Сравнивать слои «твердой» Земли по разным параметрам и кодировать информацию в форме схемы;

2. Устанавливать различия материковой и океанической типов земной коры;

3. Конструировать схему движения литосферных плит


Углубленный уровень

1.Развивать способности эффективно преобразовывать дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли;

2.Доказывать зависимость современного положения материков от теории движения литосферных плит;

3.Исследовать влияние человека на земную кору на примере обнажений;

4.Прогнозировать возможное расположение территории Кировской области в далеком будущем.


-воспитательные

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на основе мировоззренческой идеи, целостности и взаимосвязи компонентов природы и элементов хозяйства в системе устойчивого развития общества; готовности применять знания на практике на основе сформированных универсальных учебных действий


Тип урока урок получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности

Формы работы учащихся: парно-групповая работа с элементами индивидуальной и фронтальной работы

Технологии: ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектной, исследовательской деятельности и технологии критического мышления

Методы познания: картографический, статистический, анализа, оценки и прогноза, сравнения, проблемный, историко-географический, территориальный.

Ресурсы: учебник, компьютерные презентации учителя и учащихся, ЭОР, видеофрагмент из личной коллекции учителя, экспонаты школьного краеведческого музея.

Планируемый результат

Формирование УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных в режиме ЭОР на примере темы «Слои твердой Земли».

Здоровье и психосберегающая среда

создаются на основе комфортных условий активных форм деятельности, смены видов и форм деятельности, соблюдении санитарно-гигиеничских требований САН-ПИНов в работе с ЭОР.

Интеграционное пространство урока

направление междисциплинарных связей

- история: вклад русских ученых в развитие знаний о внутреннем строении Земли;

-физика: зависимость скорости распространения сейсмических волн от плотности горной породы

кология: сохранение памятников природы Кировской области.

-математика: измерение и применение масштабирования при моделированиии.













СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

по теме «Слои твердой Земли»

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация актуализация диагностика )

Деятельность ученика (см требования в программе к УУД)

Время

(в мин.)


Планируемый результат

1

2

3

5

6

7


1

Введение в тему

Электронная презентация учителя слайд № 1






Диагностика уровня готовности к усвоению содержания учебного материала.


Работают ндивидуально. Самооценка уровня готовности к усвоению содержания учебного материала


1 мин.

Формирование регулятивных УУД: саморегуляция


2

Постановка проблемной задачи




















Электронная презентация учителя

слайд № 2














Предлагает просмотреть интерактивную карту «Положение материков в разные эпохи развития Земли»

Формулирует проблемный вопрос: Почему современное положение материков на карте отличается от положения материков в прошлом и будущем?










Включаются в анализ

проблемы.











4 мин

Формирование регулятивных УУД: саморегуляция,

целеполагание,

планирование;



Целеполагание и мотивация












Предлагает сформулировать уровневые цели. Совместно с учениками определяет

темы смысловых блоков изучения нового материала и ресурсы тем проектов и исследований

Интеллектуальная разминка . Приложение 1



Совместно с учителем выдвигают уровневые цели, определяют источники информации, уровень познания, способы деятельности с учетом реальных возможностей учеников

Разгадывают ребус


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Актуализация


















Фиксирование индивидуального затруднения при ответе на поставленный проблемный вопрос. Обращение к рубрике учебника «Это вы знаете»

Приложение 2

Работают с рубрикой учебника «Это вы знаете». Пытаются ответить на поставленный вопрос




3 мин

Познавательные УУД: структурирование знаний






3.

Первичное усвоение новых знаний

Ресурс

1

Видеофрагмент

(из личной коллекции учителя)



Слайды учителя

Организует фронтальную и индивидуальную работу уровневого характера с блоком новой информации, с понятийным аппаратом темы на основе видеофрагмента, текста учебника и иллюстративного материала

Задания: 1. Составить список понятий по теме и записать их в словарь;

2. Закодировать информацию о «слоях Земли» в тетради в виде таблицы ;

3. Сопоставить виды земной коры и составить схему «Типы земной коры»

4.Установить связи, которые существуют между строением земной коры и положением материков.

Продукт: понятия по теме, таблица, схема.

Приложение 3

На основе видеофрагмента, текста учебника и иллюстративного материала определяют базовые понятия темы, устанавливают порядок расположения слоев и кодируют информацию об их особенностях в тетради в форме таблицы и схемы.



7 мин.

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построении е речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- установление причинно- следственных связей

4.

Применение знаний в знакомой ситуации

Ресурс №2







Организует работу основе текста учебника и рабочей тетради географа-следопыта по созданию эскиза рисунка, который показывает взаиморасположение и размеры внутренних оболочек Земли

Продукт: эскиз модели Земли

Приложение 4

Выявляют на основе анализа текста учебной статьи размеры земных оболочек и строят эскиз рисунка с учетом масштаба.

5 мин

Познавательные УУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


4

Применение знаний в новой ситуации

Ресурс №

3, 4



























































Организует парную и групповую работу по решению учебных задач:

1.Моделирование «твердой Земли» из пластилина на основе инструкции рабочей тетради, алгоритма учебника, на основе техники бумажной аппликации.

Продукт: 3 вида моделей Земли, логическое рассуждение о слоях Земли по представленной информации

2. Определение способов изучения земных глубин на основе текста учебника и дополнительного информационного материала

Продукт: схема в тетради географа-следопыта, картосхемы с географическими объектами, помогающими в изучении геологической истории.

3.Раскрытие особенностей методов изучения Земли на основе дополнительного материала

Продукт: раскрытие особенностей сейсмического метода

Организует выступление групп.

Корректирует ответы.

Возвращается к проблемному вопросу




















Возвращается к проблемному вопросу





































самоанализ и самооценка прогноз с позиций специалиста …что будет если…….

Статистика экологическая выложить в сеть (продукт долженбыть виден)


Решают учебные задачи, анализируя текстовые, иллюстративные материалы на основе печатных и электронных источников

Работают в группах, выбирают форму предъявления материала,

готовят выступления.

Слушают выступления, выполняют задания в тетради.

Задают вопросы.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


Информационные материалы

























На основе полученных знаний предлагают варианты решения проблемы



















20 мин
































20
























.

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построении е речевого высказывания в устной и письменной форме,

- моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов,

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;


Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера


Регулятивные УУД:

- контроль

- коррекция






















5.

Рефлексия


Предлагает определить уровень своих достижений, используя метод

«Заверши фразу»,

наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке

Приложение 8


Помогает найти способы достижения этих целей

Оценивают степень достижения целей урока.











Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы.

2 мин.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

Познавательные УУД:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД: формирование мировоззренческих знаний

6.

Домашнее задание



Предлагает выполнить разноуровневое домашнее задание, дает варианты работы, определяет ресурсы.

Варианты:

1. Составить презентацию «Слои твердой Земли»

2. Устанавливать различия материковой и океанической типов земной коры;

3.Подобрать дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли;

4. Исследование экспонатов школьного краеведческого музея с целью изучения Лойненского обнаженияи составления сценария экскурсии



Выбирают варианты индивидуальной домашней работы

2мин

Личностные УУД:

- нравственно-этическая ориентация,


Регулятивные УУД:

- планирование


Познавательные УУД:

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


7.

Постановка новых учебных задач к следующему уроку


Учитель называет тему следующего занятия. Дает опережающее задание: Подобрать дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли;




1 мин.







Приложение к плану-конспекту урока

""Слои твердой Земли»»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение Земли


информационный


В данном ЭУМ рассматриваются ключевые элементы внутреннего строения Земли, выделяются границы литосферы. Особое внимание уделено изучению внутреннего строения Земли – ядра, мантии, земной коры и литосферы.


http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html


2

Строение Земли


практический

Данный ЭУМ предназначен для закрепления материала по теме "Природа Земли и человек. Земная кора и литосфера".

http://fcior.edu.ru/card/11645/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uproshennyy-variant.html

3

Строение Земли

контрольный

Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Центральная часть Земли», «Средний слой в строении Земли», «Соотношение радиуса Земли и толщины Земной коры», «Типы земной коры».

http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html


4.

Литосфера.

практический

В данном ЭУМ в качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Определение литосферы», «Границы литосферы», «Мощность литосферы», «Литосферные плиты», «Движение литосферных плит».

http://fcior.edu.ru/card/22749/litosfera-prakticheskie-zadaniya.html








Приложения


Приложение 1 «Интеллектуальная разминка»


Приложение 2


Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию». Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.


Приложение 3


Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

1






2












3














Приложение 4


Приложение 5



Приложение 6





Приложение 7





Трафареты для создания модели Земли из бумаги























Приложение 8


Метод «Заверши фразу» 

«Сегодня на уроке я узнал………….»

«Особенно мне понравилось………..»

«Я задумался о………………………..»

«Во время работы на уроке я приобрел………..»

«Я думаю, что у меня получилось…………..»


Ученикам предлагается завершить фразу, выразить свое мнение по поводу работы на уроке. С одной и той же фразой учитель может обращаться к 2–3 ученикам. Желательно, чтобы каждый завершил фразу.


Информационные материалы


Обнажение верхнеюрских пород у с. Лойно


Географическое положение: 
Лойно, на левом берегу р. Кама


Берег реки Камы от реки Вингород до поворота реки объявлен охранной зоной, здесь имеются: чёртовы пальцы, синяя глина, остатки древних пород.












Аммониты (лат. Ammonoidea) — вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел. Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами.

Большинство аммонитов относится к свободно плавающим в толще воды организмам. Раковина аммонита для многих народов мира считается символом семейного счастья, достатка и благополучия, а в более широком понимании — бесконечности. Аммонит дает предвидение и ощущение связи времен. Не имеет ограничений по знакам Зодиака.

В Ирландии их называли «окаменевшими змеями», в Германии — «золотыми улитками». Шаманы и колдуны использовали аммонит для связи с «другим» миром и для усиления предвидения. Греки, как и египтяне, клали аммонит в изголовье на ночь и верили, что они увидят грядущей ночью хороший сон.

Раковина аммонита своим строением следует закону логарифмической спирали, по которому, кстати, построена и наша галактика.















Белемниты (лат. Belemnitida) — представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Внешне были похожи на кальмаров. Белемниты обитали в морях, вели хищный образ жизни, большинство белемнитов хорошо плавало.. Народное название белемнитов — «чёртов палец», «громовая стрела», «стрелы Перуна».

Порошок из белемнита используется в народной медицине в качестве подсушивающей присыпки для ран. Наряду с этим безосновательно утверждается, что он обладает антисептическими свойствами, но объективных доказательств этому никем представлено не было.























Немного истории.

Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии. Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.


Карты для нанесения географических объектов