ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
"Слои твердой Земли»
| ФИО (полностью) | Уродова Татьяна Вячеславовна |
| Место работы | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Рудничный |
| Должность | Учитель географии |
| Предмет | география |
| Класс | 5 класс |
| Тема и номер урока в теме | Литосфера, номер урока 8 |
| Базовый учебник | «География. Начальный курс». А.А.Летягин Москва, «Вентана- Граф», 2011. |
Дидактическая цель урока: Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме "Слои твердой Земли» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме парно-групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной работы с ориентацией формирования метапредметных, предметных и личностных результатов.
Цели по содержанию:
- обучающие
Базовый уровень:
1. Понятия «литосфера», «ядро», «мантия», «земная кора», сейсмология, геология.
2. Теория дрейфа литосферных плит А. Вегенера
3. Факты: Лойненское обнажение
3. Номенклатура: Кольская сверхглубокая скважина, река Колорадо, национальный парк Большой каньон.
4. Способы изучения земных глубин: сейсмический метод, метод наблюдения
5. Статистический материал: глубина Кольской сверхглубокой скважины
Повышенный уровень:
Взаимосвязь внутренних географических процессов с компонентами природы на примере движения литосферных плит в системе «человек - среда – общество - окружающая среда»;
Углубленный: Методы науки и техники для изучения внутреннего строения Земли.
-развивающие
Базовый уровень:
1. Описывать особенности слоев твердой земли и кодировать их в форме таблицы или рисунка;
2. Строить модель «твердой» Земли в масштабе с учетом реальных размеров.
Повышенный уровень
1. Сравнивать слои «твердой» Земли по разным параметрам и кодировать информацию в форме схемы;
2. Устанавливать различия материковой и океанической типов земной коры;
3. Конструировать схему движения литосферных плит
Углубленный уровень
1.Развивать способности эффективно преобразовывать дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли;
2.Доказывать зависимость современного положения материков от теории движения литосферных плит;
3.Исследовать влияние человека на земную кору на примере обнажений;
4.Прогнозировать возможное расположение территории Кировской области в далеком будущем.
-воспитательные
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на основе мировоззренческой идеи, целостности и взаимосвязи компонентов природы и элементов хозяйства в системе устойчивого развития общества; готовности применять знания на практике на основе сформированных универсальных учебных действий
Тип урока урок получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности
Формы работы учащихся: парно-групповая работа с элементами индивидуальной и фронтальной работы
Технологии: ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектной, исследовательской деятельности и технологии критического мышления
Методы познания: картографический, статистический, анализа, оценки и прогноза, сравнения, проблемный, историко-географический, территориальный.
Ресурсы: учебник, компьютерные презентации учителя и учащихся, ЭОР, видеофрагмент из личной коллекции учителя, экспонаты школьного краеведческого музея.
Планируемый результат
Формирование УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных в режиме ЭОР на примере темы «Слои твердой Земли».
Здоровье и психосберегающая среда
создаются на основе комфортных условий активных форм деятельности, смены видов и форм деятельности, соблюдении санитарно-гигиеничских требований САН-ПИНов в работе с ЭОР.
Интеграционное пространство урока
направление междисциплинарных связей
- история: вклад русских ученых в развитие знаний о внутреннем строении Земли;
-физика: зависимость скорости распространения сейсмических волн от плотности горной породы
-экология: сохранение памятников природы Кировской области.
-математика: измерение и применение масштабирования при моделированиии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
по теме «Слои твердой Земли»
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация актуализация диагностика ) | Деятельность ученика (см требования в программе к УУД) | Время (в мин.) | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Введение в тему | Электронная презентация учителя слайд № 1 | Диагностика уровня готовности к усвоению содержания учебного материала. | Работают ндивидуально. Самооценка уровня готовности к усвоению содержания учебного материала | 1 мин. | Формирование регулятивных УУД: саморегуляция |
2 | Постановка проблемной задачи
| Электронная презентация учителя слайд № 2 | Предлагает просмотреть интерактивную карту «Положение материков в разные эпохи развития Земли» Формулирует проблемный вопрос: Почему современное положение материков на карте отличается от положения материков в прошлом и будущем? | Включаются в анализ проблемы. | 4 мин | Формирование регулятивных УУД: саморегуляция, целеполагание, планирование; |
Целеполагание и мотивация | | Предлагает сформулировать уровневые цели. Совместно с учениками определяет темы смысловых блоков изучения нового материала и ресурсы тем проектов и исследований Интеллектуальная разминка . Приложение 1 | Совместно с учителем выдвигают уровневые цели, определяют источники информации, уровень познания, способы деятельности с учетом реальных возможностей учеников Разгадывают ребус | | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| Актуализация
| | Фиксирование индивидуального затруднения при ответе на поставленный проблемный вопрос. Обращение к рубрике учебника «Это вы знаете» Приложение 2 | Работают с рубрикой учебника «Это вы знаете». Пытаются ответить на поставленный вопрос | 3 мин | Познавательные УУД: структурирование знаний |
3. | Первичное усвоение новых знаний | Ресурс № 1 Видеофрагмент (из личной коллекции учителя) Слайды учителя | Организует фронтальную и индивидуальную работу уровневого характера с блоком новой информации, с понятийным аппаратом темы на основе видеофрагмента, текста учебника и иллюстративного материала Задания: 1. Составить список понятий по теме и записать их в словарь; 2. Закодировать информацию о «слоях Земли» в тетради в виде таблицы ; 3. Сопоставить виды земной коры и составить схему «Типы земной коры» 4.Установить связи, которые существуют между строением земной коры и положением материков. Продукт: понятия по теме, таблица, схема. Приложение 3 | На основе видеофрагмента, текста учебника и иллюстративного материала определяют базовые понятия темы, устанавливают порядок расположения слоев и кодируют информацию об их особенностях в тетради в форме таблицы и схемы. | 7 мин. | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построении е речевого высказывания в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - установление причинно- следственных связей |
4. | Применение знаний в знакомой ситуации | Ресурс №2 | Организует работу основе текста учебника и рабочей тетради географа-следопыта по созданию эскиза рисунка, который показывает взаиморасположение и размеры внутренних оболочек Земли Продукт: эскиз модели Земли Приложение 4 | Выявляют на основе анализа текста учебной статьи размеры земных оболочек и строят эскиз рисунка с учетом масштаба. | 5 мин | Познавательные УУД: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны); -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
4 | Применение знаний в новой ситуации | Ресурс № 3, 4 | Организует парную и групповую работу по решению учебных задач: 1.Моделирование «твердой Земли» из пластилина на основе инструкции рабочей тетради, алгоритма учебника, на основе техники бумажной аппликации. Продукт: 3 вида моделей Земли, логическое рассуждение о слоях Земли по представленной информации 2. Определение способов изучения земных глубин на основе текста учебника и дополнительного информационного материала Продукт: схема в тетради географа-следопыта, картосхемы с географическими объектами, помогающими в изучении геологической истории. 3.Раскрытие особенностей методов изучения Земли на основе дополнительного материала Продукт: раскрытие особенностей сейсмического метода Организует выступление групп. Корректирует ответы. Возвращается к проблемному вопросу Возвращается к проблемному вопросу самоанализ и самооценка прогноз с позиций специалиста …что будет если……. Статистика экологическая выложить в сеть (продукт долженбыть виден) | Решают учебные задачи, анализируя текстовые, иллюстративные материалы на основе печатных и электронных источников Работают в группах, выбирают форму предъявления материала, готовят выступления. Слушают выступления, выполняют задания в тетради. Задают вопросы. Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Информационные материалы На основе полученных знаний предлагают варианты решения проблемы | 20 мин 20 . | Познавательные УУД: -осознанное и произвольное построении е речевого высказывания в устной и письменной форме, - моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Коммуникативные УУД: - управление поведением партнера Регулятивные УУД: - контроль - коррекция |
5. | Рефлексия | | Предлагает определить уровень своих достижений, используя метод «Заверши фразу», наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке Приложение 8 Помогает найти способы достижения этих целей | Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы. | 2 мин. | Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, Познавательные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные УУД: формирование мировоззренческих знаний |
6. | Домашнее задание | | Предлагает выполнить разноуровневое домашнее задание, дает варианты работы, определяет ресурсы. Варианты: 1. Составить презентацию «Слои твердой Земли» 2. Устанавливать различия материковой и океанической типов земной коры; 3.Подобрать дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли; 4. Исследование экспонатов школьного краеведческого музея с целью изучения Лойненского обнаженияи составления сценария экскурсии | Выбирают варианты индивидуальной домашней работы | 2мин | Личностные УУД: - нравственно-этическая ориентация, Регулятивные УУД: - планирование Познавательные УУД: -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
7. | Постановка новых учебных задач к следующему уроку | | Учитель называет тему следующего занятия. Дает опережающее задание: Подобрать дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли; | | 1 мин. | |
Приложение к плану-конспекту урока
""Слои твердой Земли»»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Строение Земли | информационный | В данном ЭУМ рассматриваются ключевые элементы внутреннего строения Земли, выделяются границы литосферы. Особое внимание уделено изучению внутреннего строения Земли – ядра, мантии, земной коры и литосферы. | http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html |
2 | Строение Земли | практический | Данный ЭУМ предназначен для закрепления материала по теме "Природа Земли и человек. Земная кора и литосфера". | http://fcior.edu.ru/card/11645/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uproshennyy-variant.html |
3 | Строение Земли | контрольный | Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Центральная часть Земли», «Средний слой в строении Земли», «Соотношение радиуса Земли и толщины Земной коры», «Типы земной коры». | http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html |
4. | Литосфера. | практический | В данном ЭУМ в качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Определение литосферы», «Границы литосферы», «Мощность литосферы», «Литосферные плиты», «Движение литосферных плит». | http://fcior.edu.ru/card/22749/litosfera-prakticheskie-zadaniya.html |
Приложения
Приложение 1 «Интеллектуальная разминка»

Приложение 2
Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию». Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.
Приложение 3
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние | Температура | Давление |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
| | | | | |
3 | | | | | |
| | | | | |


Приложение 4
Приложение 5


П
риложение 6
Приложение 7



Т
рафареты для создания модели Земли из бумаги
Приложение 8
Метод «Заверши фразу»
«Сегодня на уроке я узнал………….»
«Особенно мне понравилось………..»
«Я задумался о………………………..»
«Во время работы на уроке я приобрел………..»
«Я думаю, что у меня получилось…………..»
Ученикам предлагается завершить фразу, выразить свое мнение по поводу работы на уроке. С одной и той же фразой учитель может обращаться к 2–3 ученикам. Желательно, чтобы каждый завершил фразу.
Информационные материалы
О
бнажение верхнеюрских пород у с. Лойно
Географическое положение:
Лойно, на левом берегу р. Кама
Берег реки Камы от реки Вингород до поворота реки объявлен охранной зоной, здесь имеются: чёртовы пальцы, синяя глина, остатки древних пород.

Аммониты (лат. Ammonoidea) — вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел. Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами.
Большинство аммонитов относится к свободно плавающим в толще воды организмам. Раковина аммонита для многих народов мира считается символом семейного счастья, достатка и благополучия, а в более широком понимании — бесконечности. Аммонит дает предвидение и ощущение связи времен. Не имеет ограничений по знакам Зодиака.
В Ирландии их называли «окаменевшими змеями», в Германии — «золотыми улитками». Шаманы и колдуны использовали аммонит для связи с «другим» миром и для усиления предвидения. Греки, как и египтяне, клали аммонит в изголовье на ночь и верили, что они увидят грядущей ночью хороший сон.
Р
аковина аммонита своим строением следует закону логарифмической спирали, по которому, кстати, построена и наша галактика.

Белемниты (лат. Belemnitida) — представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Внешне были похожи на кальмаров. Белемниты обитали в морях, вели хищный образ жизни, большинство белемнитов хорошо плавало.. Народное название белемнитов — «чёртов палец», «громовая стрела», «стрелы Перуна».
Порошок из белемнита используется в народной медицине в качестве подсушивающей присыпки для ран. Наряду с этим безосновательно утверждается, что он обладает антисептическими свойствами, но объективных доказательств этому никем представлено не было.


Н
емного истории.
Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии. Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.
Карты для нанесения географических объектов

