СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Понятие алгоритма»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Данный урок составлен в соответствии с тебованиями ФГОС. На уроке используются ЭОР. В Приложении к плану-конспекту урока "Понятие алгоритма" в таблице приводится ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР для каждого этапа урока.На каждом этапе урока расписана деятельность учиеля и учеников.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Понятие алгоритма»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Понятие алгоритма»

ФИО (полностью)

Каноныхина Елизавета Алексеевна

Место работы

город Воронеж, МБОУ гимназия «Учебно-воспитательный комплекс №1»

Должность

учитель информатики и ИКТ

Предмет

информатика и ИКТ

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Понятие алгоритма

(1 урок в теме: «Что такое алгоритм»)

Базовый учебник

Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса (ФГОС)

/Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2014

  1. Цель урока:

сформировать представление у учащихся о понятие алгоритма, определить его свойства, дать понятие исполнителя алгоритма.


  1. Задачи:

обучающие:

- дать понятие об алгоритме;

- формировать представление: о свойствах алгоритма, исполнителях алгоритма;

- научить учащихся правильно составлять алгоритмы.

развивающие:

- развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов;

- развивать умение анализировать;

- развивать память и внимание через активное использование информации;

- скорректировать гибкость мышления на основе упражнений на составление алгоритмов.

воспитательные:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание творческого подхода к работе и желания экспериментировать;

- формирование коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах;

- воспитание информационной культуры учащихся;

- формирование и развитие информационного видения окружающего мира.

  1. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  2. Формы работы учащихся

Лекция, индивидуальная и групповая работа


  1. Необходимое техническое оборудование

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран


  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент


Приветствие учеников. Проверка присутствующих

Приветствие учителя

1

2

Объявление темы и целей урока, актуализация знаний


Формулирует тему урока и совместно с детьми озвучивают цели урока.

Мы начинаем изучать тему: «Что такое алгоритм». Сегодня мы узнаем, что называется алгоритмом, познакомитесь с алгоритмами, которые встречаются в нашей жизни, узнаем, какими свойствами обладает алгоритм, познакомимся с исполнителем алгоритма, научимся составлять алгоритмы

Итак, тема урока «Понятие алгоритма».


Записывают тему урока, пытаются сформулировать цели урока








2

3

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

ЭОР № 1 «Понятие алгоритма»






ЭОР№2 «История понятия, определения»

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Что такое алгоритм?

Для чего нужны алгоритмы?





Учитель рассказывает об истории понятия алгоритм: Аль-Хорезми (780-850 н.э. – арабский математик IX века; от европеизированного произношения имени аль-Хорезми возник термин «алгоритм»).

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты.
Для решения любой задачи надо знать, что дано и что следует получить, то есть у задачи есть исходные данные и искомый результат. Для получения результатов необходимо знать способ решения задачи, то есть располагать алгоритмом.


Учащиеся индивидуально составляют алгоритм «Правило заваривания чая»:

1.Вскипятить воду.

2.Окатить заварочный чайник кипятком.

3.Засыпать заварку в чайник.

4.Залить кипятком.

5.Закрыть крышечкой.

6.Накрыть полотенцем.

Отвечают на вопросы

Приводят примеры алгоритмов, применяемых на других учебных предметах

13

4

Этап усвоения новых знаний



















ЭОР№3

"Исполнитель алгоритма"
























































































ЭОР № 3 «Свойства алгоритма»

Учитель дает определение: Алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

Учитель задает вопросы:

Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов? Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана

Предлагает из приведённого списка задач выбрать те, которые сформулированы чётко:

1.Сосчитайте число ступенек на школьной лестнице.

2. Сосчитайте звёзды на небе.

3. Дайте подробное описание распорядка своего дня на конкретный день недели.

4.Иди туда, не знаю куда.

5. Принеси то, не знаю что.

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры

Посадить растение

1.выкопать ямку

2.опустить в ямку корень растения

3.засыпать ямку землёй

4.полить водой

Из самого определения алгоритма вытекают его свойства:

1.Дискретность (разбиение действий на шаги).



.

Отвечают на вопросы.

Обмениваются мнениями в группах.























Из приведённого списка задач выбирают те, которые сформулированы чётко, обмениваются мнениями.



























































































15
































4







ЭОР №4

«Свойства алгоритма»


2.Точность (мы должны точно знать какое действие следует за каким).

3.Понятность (алгоритм должен быть понятен исполнителю и направлен на те действия, которые известны исполнителю

4.Результативность (обязательно надо придти к результату)

5.Массовость (алгоритм должен работать при различных исходных данных.

Приводятся примеры:

Уходя гасите свет.

Гори, гори, моя звезда

«Не курить!»

«Переходи дорогу только на зелёный свет!»

Являются ли данные задания алгоритмом или нет? Ответить просто: если хотя бы одно свойство алгоритма не выполняется, значит это не алгоритм.


















Учащиеся отвечают на вопросы: «Являются ли данные задания алгоритмом или нет, анализируя свойства алгоритма.




5

Этап закрепления знаний


Самостоятельная работа по карточкам в группах.

Работа в группах.

Задание для 1 группы

 Старинная задача. Встречается в рукописях 8 века. Уже тогда интересовались алгоритмами!

Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. Каждый раз он может перевезти либо волка, либо козу, либо капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе козу и волка, а также козу и капусту. Составьте алгоритм переправы на другой берег.  

Задание для 2 группы

Два солдата перешли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата (либо двух мальчиков), а солдата и мальчика уже не вмещает?


Командир группы о результатах сообщает учителю.

10

6

Подведение итогов урока. Рефлексия.



Анализирует, на все ли вопросы были найдены ответы. Удалось ли решить поставленную задачу?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Как ты оцениваешь свою работу?

Чему ты хочешь научиться на следующем уроке?

Выставляются оценки.


Отвечают на вопросы учителя

2

7

Этап информации о домашнем задании

ЭОР №5

Домашнее задание

Учитель: Запишите домашнее задание:

1. «Информатика» 6 класс, Л. Босова, стр. 62-69.

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!


Слушают задание, задают вопросы, записывают в дневнике.

2



Приложение к плану-конспекту урока

Понятие алгоритма

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ФЦИОР «Понятие алгоритма»

ФЦИОР, информационный модуль

Иллюстрация, видеофрагмент

http://85.142.23.53/packages/1C/9229B8BF-6B57-4E06-9E2B-CA854D99E4F8/1.0.0.4/unpacked/content/index.html


2

ЕК ЦОР

«Единая коллекция ЦОР», информационный модуль

флеш-ролик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf


3

ЕК ЦОР

«Единая коллекция ЦОР», информационный модуль

флеш-ролик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf


4

ЕК ЦОР

«Единая коллекция ЦОР», информационный модуль

флеш-ролик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf


5

ЕК ЦОР

«Единая коллекция ЦОР», практический модуль

Домашнее задание на тему "Определение и свойства алгоритма"(файл формата rtf)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63387/?interface=pupil&class=51




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!