Типы речи (2 часа)
9 класс
Цели и задачи: 1) образовательные: повторить имеющиеся в русском языке
типы речи и их характерные признаки. Систематизировать
полученные знания.
2) развивающие: закрепить умение типологического
анализа текста. Развивать умения написания текстов разных
типов речи и самим их создавать.
3) воспитательные: воспитывать коммуникативность,
самостоятельность, активность.
Оборудование: раздаточный материал с текстами, доска, компьютер.
Ход урока
Эпиграф: 1. Я повторяю: надо жить на свете, чтобы
учиться.
А. Гитович
2. Прежде чем начать писать, я задаю
себе три вопроса: что хочу написать,
как написать и для чего написать.
А.М. Горький
I. – На что обращают внимание эпиграфы урока?
Запись темы урока.
II. Стилистическая разминка.
– Проверим, что вы знаете о типах речи? Заполнить.
А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья.
Б) Иногда срывался шквал… В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.
- Верно или неверно утверждение? Это текст. А как вы считаете? (Нет, неверно).
- Почему это не текст? Обоснуйте своё мнение.
- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала текстом?
- Итак, расположите предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст. Если правильно расположите предложения, у вас получится отрывок из произведения К.Г. Паустовского.
(ответ: Б, В, А)
- Какие признаки текста вам известны?
- Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев? (2). Почему?
- Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте?
- Что такое абзацный зачин? (Первое предложение абзаца).
- Объясните постановку знаков препинания. Постройте схему второго предложения (В).
- Определите тип речи и стиль текста. Докажите. (Повествование).
2. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.
Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника.
В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры.
1) А Б В 2) В Б А 3) Б А В
- Текст списать, расставить знаки препинания.
- Назвать тип речи. (Повествование)
- Определить способ связи предложений в тексте (цепная, параллельная или последовательная).
3. К какому типу речи относятся следующие тексты?
а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. (Рассуждение, т. к. объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого и делается вывод).
б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками. (И. С. Тургенев). (Описание).
(Ключи: 1) Б В А, 2) В Б А, 3) а) рассуждение, б) описание).
III. Обобщение.
- Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение).
- Вспомним вкратце, каковы особенности каждого из них. Для этого сопоставим несколько тем. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая – сочинение-рассуждение, а какая – сочинение-описание?
1) портрет Пугачёва
2) жизнь Гринёва в Белогорской крепости
3) В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?
Ответ: 1 – описание, 2 – повествование (т. к. будут события),
3 – рассуждение.
Индивидуальные задания. Сообщения учащихся об особенностях каждого типа речи.
Тип речи – повествование.
(Использовать с. 15 «Русский язык» для 11 класса. Автор – Власенкова
(методическое пособие); материал билета № 26 из сборника «Экзаменационные билеты и ответы», 9 класс – стр. 128, из учебника русского языка за 10 класс Рыбченковой – стр. 152;
Советы по написанию текста повествовательного характера – стр. 155 в учебнике Власенкова, Рыбченковой).
Запись примеров. Таблица заполняется по ходу урока. Заканчивается работа дома.
Название типов речи | Понятие (что собой представляет) | Особенности типов речи | Особенности композиции | Вопрос, на который отвечает текст данного типа речи |
Повествование - № 299 в уч. За 10 - 11 класс. Советы по написанию текста повествоват. характера – стр. 152 там же. | Это рассказ о действии, движении людей и явлений во времени и пространстве. | Особая роль принадлежит глаголам, особенно прош. вр. сов. вида, они обознач. последовательно сменяющие друг друга события. | Начало события (завязка). Развитие события (кульминация). Конец события (развязка). | Что произошло? (Использовать воспоминания, письма). |
Описание – № 305 в учебнике за 10 – 11 класс Рыбченковой, Власенкова. | Это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. | Цель описания – чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания в своём сознании. Чаще употребл. глаголы прош. врем. несов. в., синонимы, неполные и назывные предложения. | Общее представление о предмете. Отдельные признаки предмета. Авторская оценка, вывод, заключение. | Какой предмет? |
Рассуждение. | Это изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. | Цель: убедить кого-то в чём-либо или опровергнуть точку зрения оппонента, с которой вы не согласны. Отличие от 2-х первых: более сложно построенные предложения (обособл. чл., с разными типами союзной и бессоюзной связи). Лексика – употр. больше слов, обознач. отвлечённые понятия. | Тезис (высказывается какая-то мысль). Доказательства (или опровержение). Аргументы: а) … б) … в) … и т. д., сопровожд. примерами. 3. Вывод (заключение). | Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Объяснение – (что это такое?) Размышление (Как быть? Что делать?) |
Словарная работа.
Оппонент, -а, м. (книжн.) Тот, кто оппонирует ( т. е. возражает, аргументируя) кому-н.
Н/п: официальный оппонент на защите диссертации.
Диссертация, -и, ж. Научная работа, защищаемая автором в учёном совете научного учреждения для получения учёной степени.
Н/п: докторская диссертация.
- Какова композиция текста повествовательного характера?
Начало события (завязка)
Развитие события (кульминация)
Конец события (развязка)
Дано: 4 предложения А, Б, В, Г
А. Не желая менять малое на неверное большое, говорят: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки».
Б. Нет другой такой птицы, которая так часто упоминалась бы в пословицах, народных приметах.
В. Выражение это, кстати, показывает высоту журавлиного полёта.
Г. Журавль – самая известная у нас перелётная птица.
Доказать, что из этих предложений можно составить текст как это сделать?
Доказательство: нужно расположить предложения в определённом порядке.
А 1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А Г В Б 2) Б А В Г 3) Г А Б В 4) Г Б А В
А 2. Определите тип речи текста.
описание, 2) повествование, 3) рассуждение.
А 3. Укажите предложение с вводным словом.
А 2) Б 3) В 4) Г
Ответ: А 1 – 4, А 2 – 3, А 3 – 3 ( в предложении В ).
Тип речи – описание (инд. сообщение). Выявление особенностей описания.
(Использовать материал на стр. 129 из «Экзаменационных билетов и ответов» за 9 класс, из учебника 10 – 11 класс Рыбченковой, Власенкова).
Признаки описания.
Изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Работа с таблицей у доски (3 ученика).
Пейзаж | Портрет | Машина | Изба |
Внешний вид деревьев, травы, небо, река, солнце, звуки, краски и т. д. | Рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека. | Сообщение о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии. | Стены, потолок, пол, мебель, вещи (на своём ли месте), каким видится хозяин избы через вещи и обстановку). |
Примеры: а) Описание дуба из романа «Война и мир» Толстого – том 2, часть 3, стр. 159 и 163. б) Отрывок из романа Тургенева «Отцы и дети» - упр. 298 в уч. р/яз. 10 – 11 кл. Рыбченковой, Власенкова (раздаточные материалы). | а) Стр. 203 в мет. «Р/яз. 10 кл.» Упр. 307 о Нат. Николаевне Пушкиной (раздаточный материал + её портрет) б) Отрывок Ю. Нагибина. -Обязательно ли описывать все детали внешности? | | Каморка Герасима – в учебнике литературы – 5класс Изба лесника из рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева. |
Цели описания показать читателю предмет так, чтобы он представил его в своём описании.
Наиболее характерные элементы описания:
а) общее представление о предмете
б) отдельные признаки предмета
в) авторская оценка, вывод, заключение.
Тексты (раздаточный материал)
Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь тёмных точек, как будто его спрыснули дёгтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с лёгкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце.
(По Ю. Нагибину)
- Какие особенности внешности героя отмечает Ю. Нагибин в тексте?
- Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: невесело войти в мужицкую избу. Ребёнок в люльке дышал тяжело и скоро.
(По И.С. Тургеневу)
- К какому типу речи можно отнести этот текст? Докажите.
(Это описание интерьера)
- Чьё жилище описано в данном отрывке? (Изба лесника из рассказа Тургенева «Бирюк»)
Воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной.
- В чём вы видите особенности описания её портрета?
- Какие изобразительно-выразительные средства языка вы встретили в этом описании?
- Как вы думаете, почему Соллогуб особо выделил слово женщины?
- Какие два типа речи встречаются в этом тексте? Укажите признаки каждого из них.
На другой день отец повёз меня к Пушкину – он жил в довольно скромной квартире на … улице. Самого хозяина не было дома, и нас приняла его красавица-жена. Много видел я на своём веку красивых женщин, много встречал женщин ещё обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, её маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более; а кожа, глаза, губы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при её появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал её муж, - она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но её женщины находили несколько странной.
Я же с первого раза без памяти в неё влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень много молодых людей, которые серьёзно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею знакомых, но чуть ли никогда собственно её даже не видевших!
Описание природы (пейзажа) из 3 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Места, по которым они проезжали, (н..) могли назват..ся живописными. Поля, всё поля, т..нулись вплоть до самого небосклона, то сле..ка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) в..днелись (не)большие леса, и, усе..нные редк… и низк… кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собстве…ое изображение на старинных планах екатерининск.. времён. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низк.. избёнками под тёмн.., часто до половины размётан.. крышами, и покрививш..ся молотильн.. сарайчики с плетё..ыми из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отваливш..ся кое(где) штукатуркой, то деревя..ые с наклонивш..ся крестами и разорё..ыми кладбищами. Сердце Аркадия понемногу (з,с)жималось.
- Где в тексте передаётся общее представление, общее впечатление? Какие далее выделяются признаки общей картины? В каких словах выражается оценка описываемой картины?
- Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.
- Укажите, чем связаны предложения между собой (лексические, грамматические, синтаксические средства).
- Списать, графически объяснить орфограммы с пропусками и со скобками.
Тип речи – рассуждение.
(Использ. материал на стр. 130 в экзаменац. сборнике по р/яз за 9 класс;
Стр. 167 в учебнике Рыбченковой, Власенкова за 10 – 11 класс).
Основные особенности рассуждения.
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными примерами (с обособленными членами, различными типами союзной и бессоюзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).
Рассуждение содержит доказательства, обоснованные выводы.
Цель рассуждения: убедить другого или других в чём-либо, а также опровергнуть чью-либо точку зрения, для этого необходимо логически мыслить.
Схема композиции текста-рассуждения:
Тезис
(высказывается какая-то мысль)
Доказательство (опровержение)
Аргументы: а) …, б) … , и т. д., сопровождаемые примерами.
Вывод
Запись в тетрадях основных требований к тексту-рассуждению
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.
Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Важно, чтобы между тезисами и аргументами, а также между аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.
Все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно тезис.
Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова:
Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом и т. д.)
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.
Памятка, включающая те слова, с/соч., речевые обороты, которые помогут высказать учащимся своё отношение, мнение.
Н/п: Нельзя не согласиться с точкой зрения автора (героя) …
Мне близка мысль о том, что …
Некоторые сомнения у меня возникают, когда …
Я предполагаю (полагаю), что …
Я могу с уверенностью сказать (утверждать) …
Я убежден(а) …
Мне хочется сделать вывод …
На мой взгляд …
По-моему, …
По моему мнению, …
По моему убеждению, …
IV. Практика.
- Давайте порассуждаем на тему: «Учитель – самая лучшая профессия».
- Кто так считает, те вместе со мной доказывают это. А кто считает по-другому, тот опровергает мой тезис.
Письменная работа (ученики пишут небольшое сочинение-рассуждение на тему «Учитель – самая лучшая профессия»).
( Учитель тоже вместе с учениками пишет сочинение на данную тему.
Затем учащиеся читают свои сочинение. Оценка ставится на слух в зависимости от того, как раскрыта тема и приведены аргументы).
Сочинение учителя как пример текста рассуждения
В мире очень много самых разных профессий – хороших и не очень. Но среди них есть одна, особенная. Это профессия учителя. Учитель, по моему убеждению, - самая лучшая профессия.
Во-первых, чтобы получить эту замечательную профессию, нужно много учиться, а точнее – всю жизнь, и даже, получив диплом, нельзя считать себя асом в этой профессии. Нужно постоянно пополнять свои знания, быть всесторонне образованным, эрудированным человеком, уметь находить правильный выход из любого самого затруднительного положения. А это, согласитесь, интересно. Это требует от человека самоотдачи и силы воли, формирует характер.
Во-вторых, учитель – это образец культуры человека, образец поведения, особенно в сельской местности, где каждый человек на виду, где все друг друга знают. И, может быть, для некоторых учитель – это эталон для подражания.
В-третьих, учителю постоянно (каждый день) приходится общаться с многими людьми, прежде всего с молодёжью, детьми, быть в курсе многих их дел, а следовательно, учитель всегда живёт жизнью не только своей, своей семьи, но и своего класса, школы и даже села, ведёт большую общественную работу.
В-четвёртых, во многом от учителя зависит, как сложится дальнейшая судьба его учеников. Ведь часто даже после окончания школы ученики, уже бывшие, обращаются к учителю за помощью или советом.
Очень приятно бывает, когда тебя твои ученики помнят, интересуются тобой даже если давно закончили школу, приходят на помощь, поздравляют с праздниками, даже иногда приходят в гости, просто так, поинтересоваться, как дела.
В-пятых, часто происходят встречи с интересными людьми, новые знакомства, поездки, чего не всегда найдёшь в какой-то другой профессии.
Таким образом, я убеждена, что лучше профессии учителя нет и быть не может.
V. Работа с текстом.
В жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной верёвке ведро. Идут едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды дать напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды, напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил деда внук.
- И это ещё не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный, - ответил дед. (По В. Сухомлинскому)
- Прочитайте текст и выполните задания:
1) Назовите главную мысль текста.
2) К какому типу речи и жанру относится этот текст?
3) Какие элементы композиции характерны для рассказа?
4) Где экспозиция, завязка?
5) Найдите повторы. С какой целью они используются?
6) Где развязка?
VI. Подведение итогов урока.
VII. Д/з: на выбор. 1. Работа с текстами разных типов речи.
2.Написать сочинение-миниатюру на тему «Как я понимаю высказывание: «воспитать в себе человека»? Использовать памятку, включающую те слова, с/соч., речевые обороты, которые помогут высказать своё мнение.