ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 246
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 КЛАСС
Тема урока «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».
Урок по программе « Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, Москва изд. «Просвещение» 2007 г.
В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)
Цель урока:
Улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Научить понимать и гармонично объединять функциональность и эстетичность в вещи.
Понять как материал вещи влияет на дизайн предмета, изобрести вещь которая будет наделена новыми качествами.
Задачи:
образовательные
познакомить с понятием «дизайн» и его видами;
дать представление о роли дизайнера в многообразии мира вещей;
показать необходимость единства красоты художественной стилизации с функциональностью вещи;
развивающие
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие интереса к профессии и работе дизайнера;
развитие умения сочетать образное и рациональное;
воспитывающие
воспитывать чувство красоты и эстетизма;
воспитывать умение рационально выполнять работу.
Оборудование и материалы: Вещи для демонстрации, компьютер, мультимедииное оборудование, презентация, иллюстрации из журналов по дизайну, рисунки учеников по данной теме.
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
Организационный момент (2 мин).
Ведение в тему. Объяснение нового материала(15 мин).
Практическая работа (20 мин).
Рефлексия (4 мин).
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в тему. Объяснение нового материала.
Ребята, все вы знаете из чего состоит наш окружающий мир. Это не только природа (леса, моря, океаны), но и созданные человеком мир вещей. Это не только архитектура, здания в которых мы живем, но и вещи, которые наш облегчают жизнь. Человек постоянно придумывает что-то новое или наделяет придуманные вещи новыми функциями. В любой вещи, вне зависимо от его назначения, можно выявить конструкцию и структуру и обнаружить взаимное сочетание объемов и то многообразное сочетание бесконечно. Именно это сочетание объемов и есть форма, а формы лежат в основе конструкции (например – кувшин состоит из разных форм).
Форма вещи не случайна – это результат наиболее полного выражения сути вещи и ее функции.
Материал, цвет, конструкция должны в максимальной степени соответствовать ее эффективности в работе. Например чайник или лейка сконструированы так, чтобы с наибольшим удобством из носика текла вода.
Каждая вещь создана для того чтобы принести пользу человеку. В вещи воедино слито художественное и утилитарное т.е. красота и польза. Таким образом – стакан создан для того чтобы пить, лыжи- бегать и не проваливаться в снег, а резиновые сапоги чтобы не промокали ноги в дождь.
Предназначение вещи во многом определяет материал из которого она сделана. Ваза сделана из стекла, чтобы сохранить влагу, а носки из шерсти, чтобы согревать ноги и быть мягкими и эластичными при ходьбе. Вот представьте, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза – из шерсти, а носки из стекла?! Смогут ли они выполнять те же функции? Получается, что функция вещи влияет не только на ее форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создается.
ДИЗАЙН – искусство и порождение промышленного века. Он зависит и развивается от науки и техники, которые дают дизайнеру и архитекторы материалы для их творчества.
В современных конструкциях это стальной прокат, железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры, новые модификации светопрозрачных материалов (оргстекло),даже традиционное дерево благодаря новым технологиям стало клееным, что позволяет создавать немыслимые прежде конструкции вещей и зданий.
Искусство дизайна – это искусство формообразования. Итак, мы видим, что материал во многом определяет форму и конструкцию вещи/здания. Например стул – сперва был из дерева, это определяло его форму (прямолинейный, жесткий, грубый), а с появлением металлов, а затем и пластмасс форма стула приобрела пластичность.

Так и мосты в архитектуре сначала деревянные, потом кирпичные (позволило усложнить и разнообразить форму), потом железобетонные (сложная подвесная конструкция).
Появление новых материалов меняет тектонику зданий и сооружений и традиционные подходы к созданию формы вещей. Это позволяет создавать невиданные и оригинальные формы.
Однако фантазия художника подпитывается не только новизной материала, но и более пристальным взглядом на природу. Более глубокое понимание ее архитектуры, закономерностей ее строений позволило возникнуть более неожиданным формам, порожденных анализом природных форм – наукой бионикой.
Иногда дизайнеры конструируют из природных материалов или уже из готовых вещей, придавая им другую функцию. Например - стол на колесах. Примеры создания из старой вещи – новую.
Задача урока: Создать (изобрести) эскиз с оригинальной идеей вещи (задание на выбор).
1 задание: «Сочинение вещи». Сконструировать (зарисовать) вещь (аппарат, механизм, одежду, мебель, обувь и т.д) исходя из свойств выбранного материала (стекло, металл, дерево, пластмасса, ткань и т.д)
Сначала анализируем своеобразие исходного материала, затем придумать вещь с добавлением к исходному материал 2-3 элемента (детали).
Например: материал: моток проволоки, кусок стекла, дерево, мех, щетина, шестеренки железные, пластиковые, стеклянные трубки. Созданная вещь: вешалка, чистильщик обуви, выжиматель страха, распылитель смеха.
2 задание: «Из вещи вещь». Взять старую вещь и использовать ее как исходный материал. Переосмыслить назначение старой вещи, наделить ее новыми функциями и смыслом.Можно трансформировать путем добавления новых элементов или сократить старую вещь. Дать название. Например СД-диск – салфетница.
Практическая работа. Ну, а теперь ваша самостоятельная работа. Попобуйте создать любую современную вещь с учётом необходимых правил, так как это делают дизайнеры. Техника и материалы могут быть любыми, главное чтобы было понятно, что это за вещь и как её применять в быту.
Рефлексия.
Ребята, скажите, какие трудности возникли в работе над эскизом?
Достигли ли вы результата?
Полезным ли оказался данный вид работы?
Понравилось ли вам изобретать вещи?
Подведение итогов, окончание урока.