СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока. Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизайн вещей - от идеи до назначения! Использование образовательной технологии ТРИЗ.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока. Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 246

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

7 КЛАСС


Тема урока «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».

Урок по программе « Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, Москва изд. «Просвещение» 2007 г.

В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)

Цель урока:

  1. Улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

  2. Научить понимать и гармонично объединять функциональность и эстетичность в вещи.

  3. Понять как материал вещи влияет на дизайн предмета, изобрести вещь которая будет наделена новыми качествами.

 Задачи:

образовательные

  1. познакомить с понятием «дизайн» и его видами;

  2. дать представление о роли дизайнера в многообразии мира вещей;

  3. показать необходимость единства красоты  художественной стилизации с функциональностью вещи;

развивающие

  1. развитие творческого воображения и фантазии;

  2. развитие интереса к профессии и работе дизайнера;

  3. развитие умения сочетать образное и рациональное;

воспитывающие

  1. воспитывать  чувство красоты и эстетизма;

  2. воспитывать умение рационально выполнять работу.

Оборудование и материалы: Вещи для демонстрации, компьютер, мультимедииное оборудование, презентация, иллюстрации из журналов по дизайну, рисунки учеников по данной теме.

Тип урока:  изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Ведение в тему. Объяснение нового материала(15 мин).

  3. Практическая работа (20 мин).

  4. Рефлексия (4 мин).



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Объяснение нового материала.

Ребята, все вы знаете из чего состоит наш окружающий мир. Это не только природа (леса, моря, океаны), но и созданные человеком мир вещей. Это не только архитектура, здания в которых мы живем, но и вещи, которые наш облегчают жизнь. Человек постоянно придумывает что-то новое или наделяет придуманные вещи новыми функциями. В любой вещи, вне зависимо от его назначения, можно выявить конструкцию и структуру и обнаружить взаимное сочетание объемов и то многообразное сочетание бесконечно. Именно это сочетание объемов и есть форма, а формы лежат в основе конструкции (например – кувшин состоит из разных форм).

Форма вещи не случайна – это результат наиболее полного выражения сути вещи и ее функции.

Материал, цвет, конструкция должны в максимальной степени соответствовать ее эффективности в работе. Например чайник или лейка сконструированы так, чтобы с наибольшим удобством из носика текла вода.

Каждая вещь создана для того чтобы принести пользу человеку. В вещи воедино слито художественное и утилитарное т.е. красота и польза. Таким образом – стакан создан для того чтобы пить, лыжи- бегать и не проваливаться в снег, а резиновые сапоги чтобы не промокали ноги в дождь.

Предназначение вещи во многом определяет материал из которого она сделана. Ваза сделана из стекла, чтобы сохранить влагу, а носки из шерсти, чтобы согревать ноги и быть мягкими и эластичными при ходьбе. Вот представьте, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза – из шерсти, а носки из стекла?! Смогут ли они выполнять те же функции? Получается, что функция вещи влияет не только на ее форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создается.

ДИЗАЙН – искусство и порождение промышленного века. Он зависит и развивается от науки и техники, которые дают дизайнеру и архитекторы материалы для их творчества.

В современных конструкциях это стальной прокат, железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры, новые модификации светопрозрачных материалов (оргстекло),даже традиционное дерево благодаря новым технологиям стало клееным, что позволяет создавать немыслимые прежде конструкции вещей и зданий.

Искусство дизайна – это искусство формообразования. Итак, мы видим, что материал во многом определяет форму и конструкцию вещи/здания. Например стул – сперва был из дерева, это определяло его форму (прямолинейный, жесткий, грубый), а с появлением металлов, а затем и пластмасс форма стула приобрела пластичность.






Так и мосты в архитектуре сначала деревянные, потом кирпичные (позволило усложнить и разнообразить форму), потом железобетонные (сложная подвесная конструкция).





Появление новых материалов меняет тектонику зданий и сооружений и традиционные подходы к созданию формы вещей. Это позволяет создавать невиданные и оригинальные формы.

Однако фантазия художника подпитывается не только новизной материала, но и более пристальным взглядом на природу. Более глубокое понимание ее архитектуры, закономерностей ее строений позволило возникнуть более неожиданным формам, порожденных анализом природных форм – наукой бионикой.










Иногда дизайнеры конструируют из природных материалов или уже из готовых вещей, придавая им другую функцию. Например - стол на колесах. Примеры создания из старой вещи – новую.




Задача урока: Создать (изобрести) эскиз с оригинальной идеей вещи (задание на выбор).

1 задание: «Сочинение вещи». Сконструировать (зарисовать) вещь (аппарат, механизм, одежду, мебель, обувь и т.д) исходя из свойств выбранного материала (стекло, металл, дерево, пластмасса, ткань и т.д)

Сначала анализируем своеобразие исходного материала, затем придумать вещь с добавлением к исходному материал 2-3 элемента (детали).

Например: материал: моток проволоки, кусок стекла, дерево, мех, щетина, шестеренки железные, пластиковые, стеклянные трубки. Созданная вещь: вешалка, чистильщик обуви, выжиматель страха, распылитель смеха.

2 задание: «Из вещи вещь». Взять старую вещь и использовать ее как исходный материал. Переосмыслить назначение старой вещи, наделить ее новыми функциями и смыслом.Можно трансформировать путем добавления новых элементов или сократить старую вещь. Дать название. Например СД-диск – салфетница.


  1. Практическая работа.  Ну, а теперь ваша самостоятельная работа. Попобуйте создать любую современную вещь с учётом необходимых правил, так как это делают дизайнеры. Техника и материалы могут быть любыми, главное чтобы было понятно, что это за вещь и как её применять в быту.


  1. Рефлексия.

Ребята, скажите, какие трудности возникли в работе над эскизом?

Достигли ли вы результата?

Полезным ли оказался данный вид работы?

Понравилось ли вам изобретать вещи?

Подведение итогов, окончание урока.