План-конспект уроков по учебнику «Азбука». Авторы: В.Г.Горецкий и др. Тема урока: Согласные звуки[м] , [м’] и буква М Цели: Обучающая: Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [м] , [м’] и буквой М; Учить давать характеристику звукам Развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, навыков фонематического анализа слов, внимания, памяти, умения обобщать и делать выводы. Воспитательная: Тип урока: урок усвоения новых знаний. Структура урока: Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, рефлексия. Формирование ключевых компетенций: учебно – познавательной коммуникативной Единица содержания: характеристика звуков [м] , [м’], обозначаемых на письме букой М, м Граница знания – незнания: не знают какие звуки обозначает буква М, м |
2)Актуализация опорных знаний - Посмотрите внимательно на наш сказочный город букв. Почему в разных домиках поселились жители? - По каким признакам мы «расселяем» новые буквы? - Назовите изученные согласные буквы. | - В гласном микрорайоне, в домике с красной крышей живут гласные буквы. На первом этаже гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного. На втором – твёрдость согласного. В согласном микрорайоне, в домиках с синей крышей живут согласные буквы. На «втором этаже» звонкие согласные, на первом – глухие согласные - при произнесении звука, если нет для воздуха преград, мы «селим» его в гласный микрорайон; если же во рту преграды для воздуха - в район согласных - Н, Л, Р, В,П,К,Т,С |
3) Формулировка темы урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, вы будете моими помощниками. - Посмотрите на слайды, которые я приготовила к уроку (на слайдах: Москва, метро, Исторический музей, мавзолей) - Что вы видите? (Учитель объясняет значение непонятных слов) - С помощью чего вы назвали изображённые предметы - Найди общий признак. - Произнесите первые звуки в словах и попробуйте сформулировать тему урока. - Какие цели поставим на урок? - Где пригодятся полученные знания? | Москва, метро, музей, мавзолей - Мы назвали с помощью слов - Слова начинаются со звука [м], [м’], - Звуки [м], [м’] и буква М; - Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки. уметь отличать звуки [м], [м’] и букву М от других, ранее изученных звуков и букв. учиться читать слоги и слова с новой буквой. ( Варианты детей) |
- Произнесите слово Москва. Выделите первый звук. - Как располагаются органы речи при произнесении нового звука? - В какой микрорайон поселим? -Дайте характеристику звуку [м] - Одной из достопримечательностей Москвы является метрополитен. Произнесите слово метро выделяя первый звук. - Дайте характеристику этому звуку. - Дайте характеристику звуку [м’] - Придумайте слова, в которых встречаются звуки [м], [м’]. - Какие предметы с новыми звуками нас окружают? - Звуки [м], [м’] обозначаются буквой М,м (эм) Учитель знакомит с буквой М,м (эм) (плакат азбука в картинках) - На что похожа буква М? - Изобразите букву, используя ленты или шнурки - Почему на плакате 4 буквы? - В каких случаях используются заглавные буквы? | Мммосква [м] -Губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. - При произнесении слышится голос и шум, а воздух встречает преграду, в виде губ, значит, звук согласный - Поселим его в согласный микрорайон. - [м] – согласный, звонкий, твёрдый Ммметро [м’] - При произнесении звука [м’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко - следовательно он согласный - [м’] – согласный, звонкий, мягкий - Мавзолей, магазин, храм… Сумка, магнитофон, мел… - ломаная, рисунок кремлёвской звезды, флажок перевёрнутый - 2 печатные, 2 письменные - Правописание собственных имён, начало предложения |
Физкультминутка При произнесении слов с новыми звуками дети приседают и прячутся, если в словах нет новых звуков дети прыгают6 мама, погода, морковка, дыни, мыло, мяч, стул, книга, камыши. |
Чтение слогов с новой буквой Чтение слов (слайды) - Прочитай слова и соотнеси с картинкой (Приложение) Работа с пословицами - Прочитай пословицы (на карточках) - Объясни значение каждой пословицы - Найди и подчеркни в пословицах новую букву Работа с текстом учебника: Чтение текста в учебнике (стр 89) Вопросы: Где происходит действие? О каком уроке идёт речь? Кто работал у доски? Что предложила написать учительница? Что написали дети? Найди предложение по схеме (стр. 91): Ι___ ____ ____ . Ι___ ____ ! Ι___ _____ ____ ____ ____ _____ . | МА МА М О МО М Ы МЫ Л МУ МУ МИ МИ М  А МА МО МО МЫ ЛК С МЫ ЛК М  У МУ МИ МИ М  А МА МОЛОКО    МЕТ РО СТРО И ТЕ ЛИ М ОСК ВА МИР Кто сеет мир, пожнёт счастье. Мир строит, а война разрушает. Мало хотеть, надо уметь. С нами мама. Всем весело! Она спела нам песенку про котика. |