СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект внеурочного занятия по литовскому языку "Пасха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект внеурочного занятия по литовскому языку "Пасха".

Просмотр содержимого документа
«План- конспект внеурочного занятия по литовскому языку "Пасха"»

Целевой компонент урока:


Тема: Весенний праздник Пасха.

Цель: создание благоприятных условий для ознакомления обучающихся с традициями празднования Пасхи. Расширить представление о народной культуре, привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского и литовского народов.

Задачи:

Образовательные:способствовать расширению и углублению представления обучающихся с историей и смыслом праздника Пасха. Особенностями, обрядами и традициями; сформировать нравственные ценности.

Воспитательные:способствоватьвоспитанию патриотических чувств и позитивного отношения традициям русского и литовского народа, к народному творчеству.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развивать умение самостоятельно делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у обучающихся нравственных качеств; испытывать сопереживание чувствам других людей, уважительного отношения друг к другу, ответственности за другого человека.

Метапредметные:

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Тип мероприятия: познавательная беседа с творческой работой.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: наглядный материал, раздаточный материал.

Оборудование: цветные карандаши, заготовки заданий.



Ход занятия:

1. Организация начала урока.

У: Laba diena, vaikai! (Лаба diena, вэйкэй!) - Добрый день, ребята!

Сегодня урок литовского языка проведу у вас я, зовут меня... Маno vardas ... O jūsų? – (Мaно вардас – .... О Юсу?) –

Отвечаем так: Mano vardas ... (Mано вардас …) – Мое имя…

(спрашиваем детей по цепочке).

2. Введение в тему урока.

У: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажете, о чём мы с вами сегодня будем говорить.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля:
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Д: Это Пасха.

У: Какие слова стихотворения вас натолкнули на ответ?

Д: Христос воскрес! Христос воскрес!

Д: Дорогие ребята. Сегодня мы с вами встречаемся в преддверии большого праздника. Этот праздник называли Велик день, Светлый день. Он символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Это самый главный христианский праздник.

Из страны далеко ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

"Люди, пробудитесь!

К вам весна идет,

А с весной – и Пасха радость вам несет.

3. Изучение нового материала.

1) Познавательная беседа.

У-: Весенний праздник Пасха- светлый и добрый праздник. Он несёт с собой веру, надежду. Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам и пасмурной хмури приходят яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?

Д-: Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.

У-: Совершенно верно. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

У каждого большого церковного праздника есть свои приметы: на Рождество – наряженная елку;на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы; А на Пасху?

Д-: Куличи, крашеные пасхальные яйца.

У-: Великий праздник Пасхи отмечается каждый год миллионами людей по всему миру. Ребята, а кто знает как будет Пасха по-литовски? (Velykos).

Литовцы - это последний народ в Европе, который принял христианство. И то не с первой попытки. Посему, все, казалось бы христианские праздники, имеют второй, старинный смысл, который вкладывали в них язычники. Так и Великос - это не только праздник Воскрешения Христова, но и праздник Круговорота и Бесконечности Жизни на Земле.

У-: Конечно Пасха в Литве справляется примерно так же, как в России, но есть и свои загадки у литовского народа. Хотели бы вы их узнать?

Д-: Даа.

2) Рассказ учителя.

У-: Одна из общих со славянами традиций - крашенье пасхальных яиц. Яйцо - это символ новой жизни, бесконечной жизни, невозможности ответа на вопрос, что было раньше, птица или яйцо. По древним мифам, весь мир произошел из Яйца. И люди, и все живые существа. Но если мы красим яйца просто в разные цвета, то литовцы до сих пор расписывают их различными символами и орнаментами. И называется такое яйцо „margutis“ - «маргутис» в единственном числе и „margučiai“ - «маргучей» во множественном числе.

Margutis – пасхальное яйцо

Margučiai – пасхальные яйца

3) Работа учащихся в группах.

У: Основным блюдом на литовском пасхальное столе являются маргутисы- пасхальные яйца. Цвет пасхальных яиц – маргутисов, так же имеет свое значение.

Сейчас в тетрадях схематически нарисуйте пасхальные яйца и разукрасьте их, в паре предположите и запишите, что могут означать цвета пасхальных яиц.



красный - raudonas (раудонас)- цвет крови и жизненной силы,

желтый – geltonas (гялтонас) - приносит богатый урожай,

зеленый – žalias (жаляс) - цвет листьев растений,

черный – juodas (йодас) - цвет плодородной почвы,

синий – mėlynas (мелинас) - цвет неба.

У:


(Работа детей в тетрадях)

У: Что у вас получилось? Выскажите свои предположения и сравним их с информацией на слайде.


4) Физминутка.

Ritas, ritas, tie margi, - Ритас, ритас, те марги, - Катятся, кятятся, эти цветные,

Kiaušinukai keturi, - Кяушинукай кятури, - Яички – четыре,

Žalias, mėlynas, raudonas - Жаляс, мелинас, раудонас – Зеленое, синее, красное

Ir gražiai, gražiai geltonas. - Ир гражей, гражей гялтонас. – И красивое-красивое желтое.


(Первый раз показываем движения и проговариваем сами. Второй-третий, медленно проговаривая, произносим вместе с детьми).


5) Творческая работа детей.

У: Есть большое количество способов крашения яиц. Назовите их.

Д: С помощью наклеек, луковой шелухи, цветных ниток, пищевых красок и др.

У: Но литовцы традиционно считают, что самые красивые пасхальные яйца – маргутисы, получаются, если их покрасить воском.

Вот как это делается: на варенные яйца сперва наносится орнамент воском, для этого используют тонкую иглу со "шляпкой" на конце, а потом окунаются в крашенную воду. Можно наносить воск в несколько этапов и красить яйцо в разные цвета. Тогда рисунок будет разноцветным. Расписывают яйца в хорошем настроении и ни в коем случае нельзя думать дурное. Ведь нанесение орнамента - это магия, ритуал, и все, что мы в него заложим к нам же и вернется.

У: Ребята, у вас на партах лежат шаблоны пасхальных яиц, сверху вы видите картинки. Раскрасьте те картинки, с которыми мы сегодня познакомились или нарисуйте литовские традиционные орнаменты.

(Дети раскрашивают шаблоны пасхальных яиц).

У: Ну, а закончим мы наши маргутисы – пасхальные яйца – записью с на них с обратной стороны поздравления на литовском (Свяйкину Юс су швянтом Великом!) и русском языках.

Sveikinu Jus su šv. Velykom!

Поздравляю Вас со Св. Пасхой!

(Дети записывают на шаблонах, с обратной стороны, а учитель на доске).


У-: Посмотрите какие яркие и необычные получилась роспись, пока отложите все в сторону, вам в конце занятия это пригодится.

У-: Очень важно, чтобы в доме, над Пасхальным столом висела фигура птицы. По мнению древних литовцев, птицы - это место, где находят приют души предков. Повесив птицу в доме, тем самым приглашают своих предков на праздничную трапезу.

У-: А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину воскресе!”.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

У-: В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах заранее устанавливались столбы, крепились доски - возводились общественные качели. На Пасху устраивали пляски, игры, водили хороводы. Так давайте тоже с вами поводим хоровод и споем одну из Пасхальных песен.

У-: В течение пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение.

(прослушивание пасхальный звон колоколов)


У-: Ребята, а теперь положите все перед собой свои расписные яйца. Вы знали, какая интересная пасхальная традиция в прибалтийских стран – строить на главной площади города пирамиды из крашеных яиц. Самую большую и красивую пирамиду возводят в Вильнюсе: количество яиц на ее постройку достигает 30 тысяч крашеных яиц, которые приносят жители, покупает муниципалитет и частные фирмы. В Литве уже четвертый год в день пасхальных праздников строятся подобные пирамиды. До сих пор они возводились в Вильнюсе, в лесном парке Вингис. Прошлогодняя, например, была создана из 25 тысяч яиц. Каунасцы решили опередить столицу, и главную пасхальную пирамиду Литвы возвели у себя в надежде, что она будет занесена и в Книгу рекордов Гиннесса.

После пасхальных праздников, которые продлятся два дня, «строительный материал» – крашеные яйца – будут распределены по детским приютам, домам престарелых и розданы бездомным.

У-: Ребята, давайте украсим веточку ели вашими прекрасными расписными яйцами и сделаем общее фото.

4. Закрепление изученного материала.

Разгадаем загадки:

Почему для всех людей радость и веселие? –
Потому, что празднуем сегодня Христово ...

Воскресение



Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ...

Яички


Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо - ...

Куличи



5. Итог урока.

У: Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

О: C традициями празднования Пасхи.

У: Какие традиции празднования Пасхи в Литве вы запомнили?

У: Правильно, какие слова вы узнали и запомнили сегодня на уроке?

О: Пасха -Velykos

Пасхальное яйцо - margutis

Пасхальные яйца – margučiai

красный - raudonas

желтый – geltonas

зеленый – žalias

черный – juodas

синий – mėlynas

У: Молодцы!

6. Домашнее задание.

У: Поздравьте своих родственников со светлым праздником Пасхи, подарите в пасхальное утро свою поделку и расскажите как Пасху отмечают наши соседи – литовцы.

7. Рефлексия.

У: Ребята, что вам понравилось на уроке?

У: Какое у вас сегодня на уроке было настроение?

У: Всем спасибо! Visiems ačiū! (Висемс ачу!)

До свидание! Viso gero! (Висо гяро!)