Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Стародубский центр детского творчества
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству
Тема «Мезенская роспись»
Автор: Короткая Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Стародуб
2017
Основная часть
Цель занятия: знакомство с мезенской росписью.
Задачи занятия:
развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук.
образовательные: знакомство историей мезенской росписи, ее особенностями, элементами, цветовым строем, приобретение навыков выполнения декоративной росписи, передачи ее отличительных черт, осознание места и значения современных народных художественных промыслов.
воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости, интереса и любви к изображению окружающей действительности, эстетического отношения к ней.
Вид художественной деятельности: выполнение элементов мезенской росписи.
Оборудование:
Зрительный ряд: презентация, методическая таблица «Элементы мезенской росписи», примеры платков
Инструменты: Лист ватмана А3, карандаш, ластик, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды.
Оборудование: компьютер.
альбом, карандаш, ластик, фломастеры, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.
Экспозиция доски:
2
1
3
4
5
6
1. Таблица «Элементы мезенской росписи»
2. Рабочая область
3. Пример работы
4. Пример работы
5. Пример работы
6. Пример работы
План занятия
№ | Этапы занятия | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | 5 |
2 | Изложение учебного материала | 10 |
3 | Практическая работа | 25 |
Объяснение этапов выполнения практической работы | 5 |
Выполнение практической работы | 20 |
4 | Завершение работы | 5 |
Подведение итогов | 3 |
Уборка рабочих мест | 2 |
Ход занятия
1.Организационный момент:
2. Изложение учебного материала:
Дидактическая задача: знакомство с особенностями мезенской росписи и ее элементами.
Дидактический материал: презентация, педагогический рисунок, таблицы, изображения.
Содержание учебного материала:
Рассказ учителя сопровождается показом презентации.
1 слайд. Сегодня тема нашего урока – Мезенская роспись.
Переключение слайда.
2 слайд. Как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства она относится? И почему? Правильно. Она относится к декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия, используемые в быту человека.
Переключение слайда.
3 слайд. На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Именно здесь зародилась интересная роспись, получившая название мезенская.
Переключение слайда.
4, 5 слайд. Что же расписывали мастера? Предметы быта: прялки, короба, туеса, орудия. А для чего они это делали? Чтобы украсить свой дом, продать, обменять на ярмарках.
Переключение слайда.
6 слайд. Давайте посмотрим на фотографию доски и опишем мезенскую роспись. Какие особенности мы можем выделить? Многоярусность, скупость изобразительных средств, простоту, цветовую сдержанность.
Переключение слайда.
7 слайд. Какие цвета использовали художники? Красно-коричневый и черный. Это основные цвета росписи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, художники работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.
Переключение слайда.
8 слайд. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Каждый элемент этой росписи имеет определенное значение и объяснений. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу
Переключение слайда.
9 слайд. Посмотрите, кого художник здесь изобразил? Изображения коней, оленей, птиц, рыбы, геометрический орнамент.
Почему именно этих животных изображали люди? Все объясняется местом зарождения росписи. Вокруг села Палащелье находятся дикие леса, богатые дикими птицами, рядом протекающая река была богата рыбой, а сами жители села занимались разведением оленей, коней и уток.
Художники изображали животных, которые окружали их. И с помощью этих изображений предавали определенное послание. Считалось, что огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь.
Переключение слайда.
10 слайд. Есть еще одно объяснение рисунков. Оно более глубокое и несколько мистическое. Если посмотреть на эту прялку, то можно заметить, что мастер разделил ее на несколько части. Что изображено на верхней части? Птицы. Верхняя часть прялки означает небо. Что изображалось на средней части? Кони, олени, деревья. Эта часть обозначала землю. А что изображено на нижней части? Кони, олени, деревья. Нижняя часть означает подземное царство. Таким образом, художники изображали в росписи свои представления о мире, который их окружал.
Переключение слайда.
3. Практическая работа:
Задачи: обучение последовательности и технике выполнения элементов мезенской росписи (геометрических элементов, птиц, животных).
Задание: выполнить основные элементы мезенской росписи
Материалы: альбом, карандаш, ластик, фломастеры, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.
Последовательность выполнения задания
11 слайд Сегодня на занятии мы выполним основные элементы мезенской росписи. Начнем с более простых элементов – геометрических, а закончим изображением коня и оленя.
Выполним несколько элементов, означающих солнце. Сначала будем работать красным цветом. Для этого возьмем кисточку №1 или №2. Набираем красный цвет, держим кисть вертикально, перпендикулярно к листу. Рисуем в ряд два небольших кольца, не закрашивая середину, расстояние между ними должно быть 1-2 сантиметра. Теперь приступаем к работе черным цветом. Возьмем кисточку №0 или №1. Кисть держим вертикально и перпендикулярно к листу, выполним декоративные элементы. Вы можете выбрать элементы на свой вкус. Это могут быть завитки, кресты, круги, кольца, полосы. Эти элементы должны располагаться поверх колец или по контуру.
Переключение слайда.
12 слайд. Следующий элемент – цветы, чтобы его выполнить отступим от наших колец 3 сантиметра. Ставим кисточку на лист и, слегка касаясь кончиком кисти листа, проводим вверх первый лепесток. Слегка прижимаем кисть к листу, чтобы посередине лепестка у нас получилось утолщение, и завершаем лепесток, отрывая кисть от листа. Проводим теперь такой же лепесток вниз. И еще два: влево и вправо. Выполним три таких цветка, отступая между ними 1-2 сантиметра. Приступаем к работе черным цветом. Возьмем кисточку №0 или №1 и наберем черную краску. Выполним декоративные элементы: завитки, дополнительные лепестки, обводку лепестков.
Переключение слайда.
13 слайд. Теперь приступим к выполнению элемента, означающего лебедя. Отступим вниз от геометрических элементов 2-3 сантиметра и нарисуем английскую букву «S». Утолщим ее нижний край, так, чтобы он стал похож на туловище нашего лебедя. Теперь на правом верхнем краю нарисуем небольшой круг – голову лебедя и добавим к ней клюв. Перейдем к работе черным цветом. Возьмем кисточку №0 или №1. Добавим нашему лебедю крыло, хвостик и глаз.
Следующий элемент, который мы выполним – уточка. Для этого берем кисточку №1 или №2 и набираем красный цвет. Отступим вниз 2-3 сантиметра и нарисуем фигуру, похожую на лепесток – это тело уточки. От верхнего левого края, проведем вверх и влево изогнутую линию – это шея нашей уточки. Теперь возьмем кисточку №0 или №1 и перейдем к работе черным цветом. Выполним хвост, крыло, глаз и клюв нашей птицы.
Переключение слайда.
14 слайд. Следующий элемент, который мы выполним – это олень или конь. Основа элемента одна, различие лишь в наличии рогов, гривы и хвоста. Наберем красный цвет и отступим вниз 6-7 сантиметров. Проведем горизонтальную линию, длиной 4-5 сантиметра. Из правого конца линии вверх проведем прямую линию, длиной 3-4 сантиметра. Теперь утолщим наши линии так, чтобы они стали похожи на тело и шею коня или оленя. Возьмем кисточку №0 или №1 и наберем черный цвет. Чтобы ваша заготовка стала похожа на коня, обведем внутренний контур шеи и внешний контур туловища коня. Затем добавим ноги, на конце каждой ноги изобразим копыто, для этого прижмем кисточку к листу. Добавим коню гриву и хвост, они могут быть волнистыми или прямыми. Также нарисуем мордочку коню и поводья.
Для того, чтобы заготовка стала похожа на оленя, обведем внутренний контур шеи. Нарисуем рога оленю – они похожи на лежащую английскую букву «S». Выполним ноги оленя, на конце каждой ноги изобразим копыто, для этого прижмем кисточку к листу. Добавим небольшой хвостик и нарисуем мордочку.
Теперь вы можете приступать к работе над элементами мезенской росписи.
Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися
Завершение практической работы
4. Завершение работы:
Критерии оценки: главные (наличие минимум 4 элементов росписи, соблюдение особенностей росписи, верное цветовое решение), второстепенные (отсутствие пустых мест на листе, аккуратность).
Оценка «5» - соблюдены 3 главных критерия, либо 2 главных и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.
Оценка «4» - соблюдены только 2 главных критерия или соблюдены 1 главный критерий и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.
Оценка «3» - соблюдены только 1 главный критерий или только второстепенные.
Оценка «2» - не соблюдено ни одного критерия.